Школьному образованию новую парадигму! Часть 4
НЕЛЬЗЯ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ
Это мы, с одной стороны, о содержании «Общеобразовательного базиса» школьника, о том его «багаже», который по определению должен быть универсальным, эдак на «360 градусов» нашего Бытия, да к тому же, ещё и «на все времена»!
А с другой, – дело-то это практически безнадёжное, понимая, что нельзя объять необъятное.
Именно в этом обстоятельстве мы и видим основную проблему в подходе к его формированию и, если хотите, даже её философский подтекст.
К тому же, как кому-то и покажется на первый взгляд, эта проблема не только чисто теоретического плана, а имеющая и непосредственное практической значение в жизни «Школы».
Её неизбывного вопроса, всё-таки, а «Чему надо учить, что преподавать?».
Попутно заметим, что для молодых людей школьного возраста, ограничиться, как палочкой-выручалочкой, лишь овладением навыками и компетенциями самостоятельного приобретения знаний в тех или иных областях, в нашем случае точно не пройдёт.
Для них такая пора ещё не настала, рано на что-то надеяться, не имея к тому ни стартового «капитала», ни компаса-путеводителя!
Как говорится, всему своё время.
Что "Школа", а как она на сегодня, видит сам процесс становления личности обучаемых и «технологию наполнения» общеобразовательного багажа своих учеников?
Говорят, что факты упрямая вещь, а потому продолжим следовать их логики.
Заметим, что этим не преследуем "широко и глубоко", "вдоль и поперёк" дать анализ текущей ситуации, полагаем будет и вполне достаточно только единичных фактов, чтобы хотя бы понять и наш образ мысли.
Обратившись к структурному анализу школьных учебных планов, оказалось, что сразу же, да к тому же и не посвящённым в "смыслы" их построения, совершенно невозможно определить, не только целесообразность изучения той или иной темы, но и конечные цели преподавания аж "целого" предмета?!
Ещё дремуче, обстоят дела с "нарезкой" предметов и учебных циклов, сходных по своим глобальным, междисциплинарным смыслам, но которые, складывается такое впечатление, словно существуют в параллельных измерениях, как те же "математика" и "информатика", имеющие единые гносеологические корни.
Более того, практически повсеместно отсутствуют, какие-либо мало-мальски понятные объяснения, а зачем-то, - ВСЁ ЭТО включили в учебные планы, действительно ли, именно ЭТО и пригодится сегодняшнему школьнику в его уже последующей, после "Школы", жизни к середине 21 века?!!
В беседах с педагогами школ, неоднократно стремились, хотя бы для себя, понять аргументы тех, кто, верстая годовые учебные планы, включает в них те или иные «темы», именно эти, а не другие, но всегда получали одни и те же ответы, - «согласно Федеральных Государственных Образовательных Стандартов».
Например, с некоторых пор в учебных планах и ранее в них отсутствовавшая, для 7-9 классов появилась «тема» - вероятность и статистика. Чего это вдруг, мы её не изучали, но жизнь-то свою как-то и скоробчили!
А следуя неизвестной нам логике, почему-то, кроме математики и информатики, в планах-то «до сих пор», так и нет родственной им «математической лингвистики», а в прочем и много чего другого?!
К тому же, лишь вскользь упомянем о тех многочисленных, а порой и гипертрофированных "флюсах", как раздутые объемы одного предмета по отношению к другим, наличие политеса и вкусовщины в их содержании, но что самое удручающее – полное отсутствие новых, о темах которых стали вещать даже из "утюгов".
А какой, до поры до времени, творился у нас бардак со школьными учебниками?!
Напомним, что учебников этих было у нас по нескольку, но – на ОДИН ПРЕДМЕТ!!!
Ни один раз, мы пытались узнать у наших педагогов школ, а всё-таки, с чем это связано, какая в этом такая уж жгучая потребность, ведь раньше такого просто не было?
Большинство полагало, что это «бизнес», многомиллиардный, а потому ЭТО и КОМУ-ТО позарез НАДО!
И ещё, по теме "учебников", а к тому же и в аспекте "экономической эффективности" этого, действительно многомиллиардного за счет госбюджета "бизнеса".
Почему то, до сих пор сохраняется такая добрая "традиция", как печатать учебник "по темам" сразу скопом и одной «книжкой», хотя каждому уже изначально будет понятно, что это занятие сродни, как «объять необъятное», да к тому же, - «всё течёт и изменяется»?!
Полагаем, этому есть рациональная альтернатива, стоит только поднять голову и оглядеться по сторонам! Ведь не только «педагогов» эта проблема затрагивает.
В наших Вооруженных Силах, да и не только, тоже есть схожая проблема.
Это воинские Уставы, которых в войсках пруд пруди!
Но… они все издаются отдельными "книжицами" по отдельной «страте» военной службы, относительного небольшого объема и обязательно с наличием вводной части в форме понятийного аппарата.
Ведь, будь у них по-другому, то пришлось бы, издавать фолианты из многотомников, в разы превышающих всем известную «Войну и Мир» Л.Н.Толстого.
И более того, довольно и часто переиздавать их в полном объёме, ведь как и везде, и военное дело не стоит на месте!
Работая над этой темой, мы задались и таким вопросом: «А как структура учебных планов — как инструмент, отражает конечные цели школьного образования и способы их достижения?».
При том, хотелось бы и наглядно, простым языком и убедительно.
А вот тут мы, что называется, и «сели»!
Оказалось, что, непосредственно знакомясь с учебными планами, ответа на поставленный вопрос получить в явном виде не удалось!
Но, не исключаем, что на этот раз нас подвел наш собственный IQ.
Но, если серьёзно, так что же мы уяснили для себя?
Если образно, в настоящий момент считаем, что имеет место «масло масленое».
Цели и способы школьного образования, конечно же подразумеваются, но существуют не явно и замаскированы под так называемые «предметные области и предметы Учебного плана».
А если к этому добавить ещё и необходимость в детальном изучении содержания соответствующих предмету учебников, то задача подобного анализа усложняется сто кратно!
Но думаем, что и это вряд ли всё может окончательно прояснить!
До сих пор не понимаем, а почему нельзя учебным плана претворить ещё один – «документ-схему», «глобальный». но простой и всем понятный.
Понятный не только самой "Школе", но и родителям учащихся, старшеклассникам, государственным чиновникам и депутатам профильных комитетов Государственной Думы.
На весь период школьного обучения, в соответствии с уровнями школьного образования, непосредственно связывающий ЦЕЛИ образования с учебными предметами и их совокупностями - учебно- смысловыми блоками.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №225120901356