Лермонтов

Посмотрели "Лермонтов" Бакура Бакурадзе.

Если это и не честный фильм о гениальном поэте, то хотя бы смелая картина, лишенная всякой пафосной патины и духоподъёмной волны.

Режиссёр взял последний день жизни М.Ю. за основу и потихоньку, достаточно медитативно раскрутил предшествующие дуэли с Мартыновым мысли гения, эпизоды с друзьями, какие-то созерцательные моменты. И именно из-за них фильм может кому-то показаться скучным, странным, лишённым всего этого надломного трагизма и психологизма, а ля "как же так, великий человек сейчас погибнет". Вообще, вместо великого и гениального, того самого, лощёного и бравого, которого мы видели в учебниках и на портретах в классе по литературе, Бакурадзе показывает задумчивого, молчаливого, местами несуразного, пусть не ботаника, а даже слегка неприятного молодого человека, который уже и сам не знает, стоит ли ему раскрывать рот. К тому же голосочек такой гадкий /специально подбирали?/. Ведь, что бы он ни говорил, для окружающих всё одно - изо рта гения сыпятся жабы, то, что ранит: уколы, мерзкие шуточки, ехидные стишки. Кто-то снова вскинет руки, заломит их в немом вопросе, ровно также, как и было после фильма "Высоцкий", когда раздавалось, "Зачем же показывать такого поэта?". Так ведь дело ж как раз в том, что всё высокое и низкое, как сообщающиеся сосуды в человеке и никуда от этого не деться. А режиссёр, будто вскочил на подножку ускользающего вагона, желая разобраться, как в таком помятом, сдавшемся судьбе человеке могло уместиться столько нежности, трепета, страстности и при всём при этом зла.

Честно, всё, что я знала о М.Ю. до этого фильма, сводилось к школьной программе и местам на Северном Кавказе, где посчастливилось побывать ещё в глубоком детстве. Помню, что в Железноводске и Пятигорске старались увековечить память о поэте и его пребывании в тех местах, как только могли, обозначая любой метр или сооружение памятной табличкой или указателем. Здесь Лермонтов был, здесь он делал то-то и то-то, там он останавливался хоть на 10 минут и т.д. В общем, наверное, всё делалось ещё и для привлечения туристов, коих в те годы были толпы. Я бы сейчас с удовольствием прогулялась туда, где ночуют тучки золотые и туман окутывает заснеженные макушки - это незабываемая картина для детского воображения и памяти.
И жизнь там так нетороплива и мягка, как вода минеральных источников, что не грех завязнуть в скуке при всей окружающей красоте.

Смотришь на пейзажи Бакурадзе, слушаешь предложения друзей выпить шампанского в знак примирения и забыть оскорбления, но понимаешь, что фарш нельзя провернуть назад, а один выстрел навсегда выжигает человеческий след, оставляя множество вопросов, как, зачем, почему.
И что любопытно, в этой картине даже затылки столь многословны, не то, что лица.

А потом становится тихо-тихо...


Рецензии
Здравствуйте, Саломея!

Интересно пообщаться с тем, кому понравился этот фильм)

Лично мне "не зашло" абсолютно всё:
сценарий - дуэль, к примеру, произошла не поздней осенью, а в разгар лета. Но это даже не главное. Все эпизоды нелогичны;
игра актеров - вялая, апатичная;
работа оператора - например, не может снять диалог "восьмеркой", показывает случайные планы;
звукорежиссера - неразборчивая речь персонажей.

Я считаю всё это грубым непрофессионализмом. Прежде чем демонстрировать свою концепцию, кинематографистам следуют познать азы мастерства.

Извините, что мое мнение не совпало с Вашим. Может быть, я чего-то не заметил)

Бурко Алексей   13.12.2025 11:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей.

Вполне нормально, что ваше мнение не совпадает с моим. В этом нет ничего страшного или плохого.

Что касается фильма, то, наверное, в нём допустимы некоторые художественные вольности, это ведь не документальная лента, строго придерживающаяся фактов. Так что не судите строго.

Саломея Перрон   13.12.2025 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.