Мысли неврастеника, 19. Посвящается Галине

Природа, надо отдать ей должное, — гениальный экономист.
Она создала осу, наделив её мозгом, чей размер вызывает умиление, но при этом упаковала туда оперативную память, которой позавидуют многие её шестиногие собратья.
 Секрет в простоте: никакого лишнего софта.
 Вопросы «любви», «привязанности» или «тоски по ушедшему лету» в её нейронных сетях попросту не предусмотрены. Чистейший функционал: найти, опознать, запомнить, вернуться.
Идеальный солдат без тени рефлексии.

И вот тут начинается самое восхитительное.
На фоне этого насекомого-аскета человек с его гигантским, многослойным, вечно терзающимся сознанием выглядит особенно комично.
Ибо что делаем мы, венцы творения, обладатели неокортекса и способности к сонетам?
Мы мастерски воспроизводим «осиный алгоритм» в сфере, казалось бы, для него совершенно неподходящей — в человеческих отношениях.

Представьте себе четырёхлетний дуэт. Четыре года совместных сезонов, разговоров, накопленных «мелочей», из которых, по идее, и склеивается общая вселенная.
Строительство, пусть и рутинное.
А потом — щелчок.
Точнее, его отсутствие.
Ни треска, ни гула.
 Просто в один безупречный день ваш некогда-собеседник применяет к этой вселенной функцию «полное и безвозвратное удаление».
Без объяснений, без драмы, без видимого груза.
Чисто, стерильно, технологично.
Будто эти четыре года были не прожитой жизнью, а временным файлом, за ненадобностью отправленным в корзину с последующей очисткой.

Это и есть высшая форма иронии.
 Мы, способные тосковать по местам, где не были, и плакать над вымышленными историями, оказываемся виртуозами эмоционального форматирования.
 Внутри нас живёт маленький, эффективный, неутомимый администратор с памятью осы.
 Он не питается сентиментами.
Его задача — оптимизация ресурсов.
 И когда его внутренние датчики фиксируют, что проект «Отношения» более не рентабелен, он не тратит энергию на унылые отчеты «почему».
Он просто нажимает невидимую, но тотальную кнопку «Отмена».

И мы остаёмся в растерянности, с томиком Пруста в одной руке и грудой бессмысленных сувениров — в другой, глядя вслед существу, ушедшему налегке. Оно несёт с собой лишь самую необходимую информацию:
 «Нет контакта. Некогда. Точка».

Вот и выходит, что главный эволюционный прорыв Homo Sapiens — не противопоставленный большой палец и не речь.
Это гениальная, двойная бухгалтерия души: где-то наверху — барокко чувств, симфонии переживаний, а в цехах — бесшумный конвейер по производству… чистых, ни к чему не обязывающих разрывов.
У осы это получается инстинктивно.
У нас — талантливо.
 Почти как искусство.


Рецензии