Балерина. Гл. 10

                Театр и балет
 
 Если женщина хочет расти, она должна научиться платить. Вы когда-нибудь задумывались, почему не все люди приходят, к определенному результату, имея при этом одинаковые возможности и ключи к достижению данных целей? Секрет их успеха максимально прост: одни люди, получив «ключи», делают шаги на пути к результату, а другие только ждут пока эти «ключи» начнут работать за них.
 
 О каждой подготовке к спектаклю в их государственном академическом театре оперы и балета, можно было снимать кино, потому что, это сложный, многоэтапный процесс, в котором участвуют десятки людей.
 И, когда её младшая сестра Василиса, достала её просьбами рассказать об этом, и вообще, о закулисной жизни театра и лично балерин, Елена скрепя сердце согласилась.
   -Давай, Лиса, чтобы тебе всё было понятно, разберём подготовку по шагам, уделив особое внимание роли балерин в таких знаковых спектаклях, как «Жизель» и «Лебединое озеро». Как готовятся к спектаклю?
Подготовка Василиса, это ежедневный, кропотливый труд, который длится месяцами, а иногда и годами, если речь о новой постановке.
Ежедневный фундамент, это класс у станка. Что это такое? Каждый день балерины, независимо от звания и занятости в текущих спектаклях, начинают с классического экзерсиса у станка и на середине зала.
   Это как ежедневная зарядка для поддержания формы, отработки техники, гибкости и силы. Без этого невозможно танцевать профессионально.
Проводит его педагог-репетитор, часто бывшая балерина с огромным опытом. Весь репетиционный процесс: от разучивания к отточке.
 Дальше идёт разучивание партии: когда балетмейстер или репетитор начинает ставить спектакль, балерины разучивают свою партию: движения, связки, переходы. Сначала медленно и по частям, часто под счёт.
 Потом работа с репетитором: солистки и примы работают над своей ролью индивидуально с педагогом-репетитором. Они проходят каждое па, каждую эмоцию, оттачивая технику и артистизм. Для партий Одетты-Одиллии («Лебединое озеро») или Жизели, это особенно важно, это вершина балетного искусства.
   Дальше проходят сводные репетиции: когда все участники (кордебалет, солисты, оркестр) начинают репетировать вместе. Сначала по актам, затем полностью.
  На этом этапе отрабатываются синхронность действий балерин кордебалета, взаимодействие с партнёром, выходы и уходы.
  Важнейший этап - прогонные репетиции: то есть полное прохождение спектакля без остановок, как на настоящем представлении. Часто в костюмах и при полной сценической обстановке, чтобы артисты привыкли.
 Следующий этап оркестровые репетиции.  Это - финальный этап, когда танцовщики репетируют уже с живым звучанием оркестра. Это ключевой момент, так как темп и эмоции музыки диктуют танец.
 Перед каждым спектаклем, особенно новым, мы всегда работаем над образом героини, ведь важна, не только техника. Все балерины глубоко изучают характер своей героини.
  Для «Жизели», это переход от наивной крестьянской девушки к трагичной, всепрощающей виллисе. Для «Лебединого озера» - контраст между чистой и уязвимой Одеттой и коварной, страстной Одиллией.
 Примерки пуантов и костюмов - обязательная часть подготовки. Костюм должен сидеть идеально, не сковывать движений. Пуанты разносятся и готовятся индивидуально под каждую балерину.
 Ты, прекрасно знаешь, что, все балерины следят за питанием, посещают массажистов, физиотерапевтов, чтобы избежать травм и поддерживать пиковую форму. Важен психологический настрой, особенно перед ответственной премьерой или исполнением главной партии.
 - И на диетах сидите, чтобы не располнеть? – удивлённо проговорила Василиса, с любовью глядя на старшую сестру.
- И на диетах сидим, и голодаем, правда с голода ещё никто не умер! – засмеялась Елена и продолжила:
- В день спектакля мы прибываем в театр за 2-3 часа до начала, опаздывать нельзя.
 И сразу на разогрев. Балерины самостоятельно делают легкий экзерсис, растяжку, чтобы размять мышцы и избежать травм. Потом грим и причёска. Создание сценического образа - длительный процесс. Грим для балерины должен быть выразительным, но в то же время подчёркивать черты лица для зрителей дальних рядов. Прически укладываются в строгие шишки.
  Дальше идёт облачение в костюм. Костюмеры помогают нам надеть сложные костюмы. Зачастую у солисток есть всего несколько минут между актами, чтобы быстро переодеться (например, сменить белый пачку Одетты на черный костюм Одиллии).
 И, естественно выход на сцену. За кулисами царит сосредоточенная, напряжённая атмосфера. Артисты кордебалета настраиваются на синхронную работу, солисты мысленно проходят свою партию.
    Сам спектакль- это момент истины, где месяцы тяжёлой работы воплощаются в искусство. Балерины живут своими ролями, отдавая всю энергию, эмоции и силу зрителю.
 Ну, а после, естественно поклоны и овации. А финал спектакля - это благодарность зрителям за аплодисменты. Цветы, улыбки, фото.
 А после снятие грима, отдых, обсуждение спектакля с коллегами. Часто - ледяные ванны для ног, чтобы снять воспаление после нагрузки на пуантах.
Для любой балерины партии в балетных спектаклях «Жизель» и «Лебединое озеро» -ключевые в карьере.
 Взять «Лебединое озеро», где я танцую партию Одетты-Одиллии. Там есть одна техническая сложность: она требует безупречной техники: вращения фуэте Одиллии, чистые арабески и перемещения рук Одетты, знаменитые «лебединые» движения рук и корпуса.
 Здесь я должна сыграть две абсолютно противоположные роли в одном спектакле: драматичную, лиричную, печальную Одетту и агрессивную, техничную, соблазнительную Одиллию. Зритель должен увидеть в них двух разных героинь.
 В спектакле «Жизель» у меня партия Жизели. И здесь тоже имеется своя драматическая сложность: Это одна из самых сложных актерских партий в балетном репертуаре. В первом акте нужно показать наивную, влюбленную, затем обманутую и сходящую с ума девушку. Во втором акте - призрака, тень, сохранившую любовь и самоотверженность. Есть там и танцевальная сложность: Второй акт - это виртуозный танец на пуантах, требующий невесомости, воздушности, иллюзии полета. Движения должны быть легкими, почти невесомыми.
 Короче сестрёнка, каждый спектакль в нашем театре оперы и балета, это результат титанического труда всей труппы, где балерины являются его прекрасным и вдохновляющим сердцем.
Сидят ли балерины на диетах?
 Если коротко, то да. Но это не столько «диеты» в бытовом понимании, сколько строго сбалансированная система питания, являющаяся частью их профессии.
   Не голодовка, а топливо. Балерины - это, прежде всего, спортсменки. Их тело - рабочий инструмент. Им нужно не просто быть худыми, им нужны силы для многочасовых репетиций и спектаклей, мощные мышцы для прыжков и поддержек, крепкие кости и связки. Голодная диета лишит их энергии и приведет к травмам.
   Что входит в рацион: Основу питания составляют белки (куриная грудка, рыба, яйца, творог, бобовые для восстановления мышц), сложные углеводы (гречка, бурый рис, киноа, овсянка для энергии) и полезные жиры (авокадо, орехи, оливковое масло для гормонального фона и суставов). Огромное количество овощей и фруктов.
   Что ограничивается или исключается: Это простые сахара (сладости, выпечка), быстрые углеводы (белый хлеб, макароны не из твердых сортов пшеницы), жареная и жирная пища, фастфуд, сладкие газированные напитки. Алкоголь - крайне редко, так как он задерживает воду и мешает восстановлению.
   Питание часто дробное, 5-6 раз в день небольшими порциями, чтобы поддерживать метаболизм и не чувствовать тяжести перед репетицией.
   У каждой балерины свой метаболизм и конституция. Кто-то может позволить себе чуть больше, кому-то приходится следить за каждой калорией. Перед важными премьерами или для вхождения в нужную форму питание может ужесточаться.
               


Рецензии