Балерина. Гл. 16

                Шалва Мананишвили.

…Всё на этом свете ломается. Дорогие нам вещи потихоньку приходят в негодность. На мебели оседает пыль, а новая когда-то машина однажды не заводится. Платья изнашиваются, каблуки сбиваются…
 
  Отец Мамуки - Шалва Мананишвили, переселился в этот город, после покушения на него директора оптовой торговой базы в грузинском городе Кутаиси, в июне 1995 года.
  Вернее, он просто сбежал оттуда, успев прихватить с собой достаточно большое количество золота и валюты, позволившей прочно обосноваться и даже найти место в одной транспортной конторе, которой руководил его земляк Бадри Майсурадзе, брат вора в законе Автандила Майсурадзе по кличке Додик Тифлисский.
  Одиннадцатилетний Мамука, вместе со старшей сестрой Этери, и матерью Теоной Михайловной, переехали к мужу в Россию из Грузии в начале 1996 года.  Главной причиной конечно был распад СССР, экономический кризис и гражданская нестабильность в Грузии, поиск лучших экономических возможностей в более крупной России.
     Как и многие в то время, обосновавшись в городе и перевезя сюда свою семью, пятидесятилетний Шалва,  начал свой бизнес с челночной торговли.    
    Вместе с земляками он мог организовать поставки дефицитных товаров: сначала потребительских (одежда, электроника), а затем и продуктов питания (особенно популярны были цитрусовые, чай, вино, минеральная вода - традиционные товары из Грузии).
  Грузинская диаспора в России во все времена, особенно со времён Сталина, была традиционно сплочённой и обладала развитыми деловыми сетями, поэтому Шалва, умело воспользовавшись помощью уже устоявшихся земляков для старта: получил кредиты, информацию о каналах поставок и… главное, защиту.
   Мамука, плохо учась в школе, постоянно находился рядом с отцом, и как губка, впитывал все законы торговли, законные и не законные.
   Через два года, вместо того чтобы оставаться мелким торговцем, Шалва проявил предпринимательскую хватку. Он по рекомендации Додика Майсурадзе, гарантирующего ему защиту, за определённый процент от прибыли, создал оптовую компанию: объединил нескольких мелких торговцев в одну крупную оптовую базу по продаже продуктов или товаров народного потребления.
   А через два года, три такие базы стали центрами товарооборота ещё для трёх близлежащих регионов.
   Потом, Шалва начал активно заходить в  «общепит» и открыл первый в городе хороший грузинский ресторан «Тбилисо». Это был не только доходный бизнес, но и главный инструмент создания репутации и установления связей.
   В его ресторане стали встречаться местные чиновники, силовики, бизнесмены и его земляки во главе с Додиком. Здесь заключались сделки, «решались» вопросы. И вскоре, ресторан становится его «визитной карточкой» и «клубом по интересам».
  Мамука, сразу после школы прибегал в ресторан, где его обильно кормили, а потом слушал, слушал…
С накопленным капиталом, мечтая выйти на новые рынки его отец решил   инвестировать средства в строительство и недвижимость. Как Шалва объяснил сыну, это был самый логичный шаг. Он купил строительную компанию «Андора», начал участвовать в тендерах на строительство жилья или социальных объектов.
 Одновременно с этим, он открыл сеть продуктовых магазинов и винных бутиков.
   Шалва был прирождённым торгашом, его отец, и его дед всегда, при всех правителях занимались торговлей, и при этом всегда неплохо жили. Он, уехав из Грузии, где, таких как он было очень много, правильно рассчитал, что бизнесом нужно заниматься только в России, потому что именно там, неограниченные возможности для бизнеса, особенно после распада СССР.
    Он прекрасно знал, что богатство редко приходит только за счёт честной конкуренции. Здесь срабатывает комбинация факторов: первое, это конечно предпринимательская жилка: личная харизма, смелость, готовность идти на риск, умение видеть возможности там, где другие их не видят.
   Второе, жёсткость и «понятия»: 1990-е годы были жёстким временем. Чтобы выжить и отстроить бизнес, нужно было уметь постоять за себя, иногда использовать силовые методы для захвата рынков и защиты от рейдеров. Умение договариваться или давить было критически важно.
  Третье, самое главное, это умение выстраивать связи, со временем Шалва мастерски наладил отношения с ключевыми фигурами в городе: установил прочные связи с мэрией, городской думой, губернатором.
  Он не давал взятки (это опасно), а становился полезным: спонсировал городские праздники, помогал со строительством детской площадки, ремонтом дороги, то есть занимался «социальной ответственностью бизнеса».     А, в ответ получал доступ к льготным кредитам, выгодным муниципальным заказам и земельным участкам.
 С учётом всего этого, ему удалось также, наладить отношения с региональными управлениями МВД, ФСБ, прокуратуры для «крыши» и решения возможных проблем.
   Когда Додика, как «вора в законе», купившего это звание за деньги, в январе 2000 года арестовали, за сбыт наркотиков, Шалва стал не просто членом грузинской диаспоры, а её лидером (старостой).
  Это дало ему огромный ресурс лояльности, рабочих рук и информации. Он решал проблемы земляков, а они голосовали за нужных ему людей на выборах и были готовы его поддержать.
  Шалва очень гордился этим своим положением среди земляков, постоянно внушая 16-ти летнему сыну, которого уже активно приобщал к бизнесу: «богатство - это одно, а влияние - другое.
    И, действительно, влияние пришло к нему через контроль над экономическими активами, и ещё потому, что он крупный работодатель. Теперь от его решений зависят тысячи работающих людей и власть будет с ним считаться, так как он влияет на социальную стабильность в городе.
   Ещё, Шалва Мананишвили, теперь был главой грузинской национально-культурной автономии города и области. Он официальный представитель диаспоры во властных структурах. Его приглашают на все официальные мероприятия.
 Он спонсировал местные футбольные команды, культурные мероприятия -День города, помогал детским домам. В СМИ его представляли не как «авторитетного бизнесмена», а как «уважаемого мецената».
  Но, и в среде своих земляков Шалва тоже
 стал пользовался неформальным авторитетом: он становится «серым кардиналом» для решения многих вопросов.
   К нему приезжают «договориться», чтобы он посредничал в спорах между другими бизнесменами или вышел на нужного чиновника. Его слово имеет большой вес.
  Как бизнесмен Шалва Мананишвили добился успеха благодаря комбинации национальной сплочённости и взаимопомощи, личной деловой хватки и жёсткости, а главное - мастерскому умению интегрироваться во властные и силовые структуры российского региона, став для них не проблемой, а полезным партнером и активом.
  Его богатство было нажито через торговлю, ресторанный бизнес и, в первую очередь, через выход на крупные подряды в строительстве и недвижимости, которые он получал благодаря своим связям.
   Гордясь своим положением, Шалва, постепенно стал отдаляться от тех старых «друзей», которые помогли ему подняться в России, перестал встречаться с ними, а когда в 2014 году, решил женить сына, на красавице Софико - дочери одном из самых богатых и влиятельных бизнесменов в Грузии Бадри Таткилава и это ему удалось, он вообще загордился.
  Решение женить Мамуку, которому недавно исполнилось тридцать лет, пришло к Шалве после того, как он был задержан полицией за попытку изнасилования Галины, дочери главы городской думы и ему, стоило больших усилий и денег, чтобы замять это дело.
   И, вообще и сам Шалва, и его жена Теона, успешно выдав замуж за адвоката старшую дочь Этери, живущую в Москве и уже родившую им двух внуков, мечтали, что и младший сын, окончивший университет народного хозяйства, по специальности «экономика» и участвующий в бизнесе отца, наконец остепенится, перестанет менять женщин и девушек и станет примерным семьянином.


Рецензии