Про Винни-Пуха и всех остальных
ну, а дружба начинается с улыбки.
Михаил Пляцковский
Когда мой сын был маленьким, он очень любил слушать всякие истории и сказки. Однажды я читала ему книгу Алана Александра Милна в переводе Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все». К тому времени я сама еще не успела повзрослеть. Вместе с ним смеялась над «пыхтелками» и «сопелками» добродушного медведя с опилками в голове. Мы вдвоем распевали песенки Винни:
Ах, растут на ёлке шишки
Не для плюшевого мишки!
Не странно ли, что волки
Не могут жить на ёлке?
Живут на ёлках белки -
Хоть ёлки и не елки!
Убежало мелководной речкой счастливое время, когда можно было легко играть и общаться со своим ребенком на одной волне. Дети растут и быстро меняются. Они мечтают стать поскорее взрослыми, не догадываясь, что их детские игры и дальше продолжатся, только в расширенном диапазоне. Сложными сценариями обогатятся игры «в магазин», «в гости», «в больницу», «в школу», «в разбойников», «в мушкетеров», «в домик»… Играть станет труднее, а последствия окажутся судьбоноснее.
Еду к подруге в гости. В электробусе упитанный и строгий пожилой дядечка играет в контролера. Сцепился с безбилетным подростком на равных.
Захожу в подъезд. Встречаюсь взглядом с консьержем, подозревающим во всех входящих засланных шпионов. Расспрашивает. Отвечаю и жду, когда он наиграется в пограничника.
Подруга недавно решила стать актрисой. Слушаю про «бездарностей», которые отнимают ее роли в антрепризах. Думаю о том, что им же тоже хочется поиграть. А предлагаемое место всего одно. И вот уже игра в актрису превращается в поединок дам за место под солнцем. Они разворачивают широкомасштабные военные действия с привлечением других игроков. И пошло, поехало...
С одной стороны мы, повзрослев, отталкиваемся от тепла, защиты, близости, которые по умолчанию принимали в детстве от родителей, с другой стороны всегда стремимся именно к тем же самым теплу, защите и близости в отношениях с другими людьми.
Мы ожидаем от них признания, которое получили когда-то через заботу и любовь. И в борьбе за это признание, уже взрослые, выстраиваем разнообразные сценарии взаимодействий друг с другом.
Знаю очень красивую «светскую львицу», молодую женщину. Она решительно на всех производит впечатление успешной. Но (если смотреть в глубину ) из внутреннего ядра ее личности, порой, выглядывает растерянная девочка, которая как бы «управляет» ею, взрослой. Девочка хочет тепла, заботы и защиты. И я думаю, что именно в этих желаниях кроется истинная потребность той, которая внешне справляется с ролью процветающего человека. Эта женщина встречается с мужчиной, который видит в ней только то, что явлено на поверхности, - ее роль. Он пытается выстраивать отношения только с той, которая на виду. И не удовлетворяет истинные потребности «девочки» из ядра ее личности. Он не улавливает ее настоящих желаний. Поэтому отношения никак не складываются. Оба очень мучаются. И если вдруг появится второй мужчина, который сможет увидеть и покрыть ее нехватки, ситуация изменится коренным образом.
«Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости», - пишет Эрик Берн, - …взрослый вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром».
- Как я рада, что ты позвонил! – сообщает женщина.
- Я не смогу сегодня заехать.
- Воспользуюсь свободным вечером для встречи с подругами.
- Ты будешь поздно?
- Конечно.
- Когда перезвонить?
- Завтра.
- Пока!
- Пока!
Как этот текст зазвучал бы из ядра личности каждого?
- Жду-жду, а у тебя на меня постоянно нет времени.
- Классно, что с друзьями встретимся в боулинге.
- Снова болтаешься по знакомым. Ну, ничего! И у меня есть свои планы на вечер.
- Только я за дверь, она сразу же из дома. Может, завела кого?
- Опять просижу за просмотром сериала, если подруги заняты.
- Почему просит позвонить завтра? Дома ночевать не собирается?
- Пусть поревнует!
- За женщинами нужен глаз да глаз.
Ребенок весь в эмоциях. Взрослый пытается разрулить ситуацию.
Увидеть игру – это вступить в нее или отказаться. Понять потребность ядра личности – это выйти из ролевых игр. Выбор за нами.
«К тому времени, когда речка добралась до края Леса, она очень выросла – выросла в настоящую Реку. И, сделавшись взрослой, она перестала прыгать, скакать и вертеться, как вначале, в детстве, а двигалась плавно и медленно. Ведь теперь она знала, куда идет, и говорила себе: «Спешить незачем. Когда-нибудь все там будем». Зато все впадавшие в нее маленькие ручейки носились по Лесу взад и вперед без устали, мелькали то тут, то там – ведь им надо было так много, так много увидеть и узнать!» (А.А.Милн)
Свидетельство о публикации №225120901727