Строим роман 2. 3. Сюжетный предмет

   
                СЮЖЕТНОЕ ДЕЙСТВО И СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЙ ПРЕДМЕТ

     Сюжетообразующий объект (вещь, устройство, артефакт) или субъект (герой, животное, существо) в остросюжетке то же самое, что мяч в футболе. Нет мяча, нет игры, ибо суть ее заключается в борьбе за обладание мячом.

     Как и мяч в игре, сюжетообразующий предмет позволяет соединить отдельные  эпизоды романа в один читабельный сюжет и логично обосновать финал остросюжетной истории переходом приза победителя в руки одержавшей верх команды персонажей.

      Главное в футболе – непредсказуемость перипетий матча. Точно так же роман должен иметь непредсказуемый конец, а иначе зачем было читать.

     Итак, легче и проще всего организовать действие именно с помощью сюжетного объекта по принципу ключ – дверь желаний, которую он открывает.

     При этом и главную сюжетную проблему героев можно представить символически в виде сюжетного предмета или субъекта, как, например, Елена Троянская в Илиаде.

     Это может быть не просто материальный предмет, а субъект-идея, а иногда предмет-идея романа. И одновременно художественный образ, за которым скрывается нечто большее, чем материальная форма. Это метафора сюжетной проблемы героев.

    Читателю гораздо легче осознать, кто против кого, почему и в чем заключается задача, которую предстоит решить героям, если эту их проблему представить в виде предмета, из-за которого началась война интересов.

    Стоит только спору, конфликту, коллизии материализоваться в виде такого предмета, как вся колымага сюжета покатится вперед сама собой, ибо автору и читателю на уровне подсознания будет внятна сюжетная миссия героя и цель, которая должна быть достигнута им в развязке. Протагонист так или иначе должен овладеть этим призом!

   Как герой это сделает? Об этом роман. Например, герой хочет уничтожить губительное кольцо власти (Фродо), вернуться домой в Канзас, как Элли, или найти сокровища на необитаемом острове (юнга Хокинс).

   Все это сюжетные цели персонажей, которые были заложены в самом начале их приключений. И что самое интересное, тогда же перечисленные герои получали инструмент решения своей проблемы – сюжетообразующий предмет.

   Серебряные башмачки Гингемы достались Элли почти в начале ее похождений.  Кольцо власти сразу же попадает к Фродо. Юнга Хокинс в начале романа становится обладателем карты Острова сокровищ и в конце истории эти сокровища находит.

    В «Трех мушкетерах» подвески королевы в качестве сюжетообразующего предмета появляются позже, но на самом деле речь идет о плаще мушкетера (мечта героя). Д’Артаньян хотел стать мушкетером и становится им. Подвески королевы – второй сюжетообразующий предмет, за которым идет гонка, победа в которой позволяет полюбившемуся герою осуществить свою мечту.

    В «Одиссее капитана Блада» по крайней мере два сюжетообразующих объекта, один живой – Арабелла Бишоп, второй – корабль «Арабелла». В финале Блад теряет корабль, но получает Арабеллу. В «Буратино» – это золотой ключик, открывающий дверь желаний.

    Хичкок называл такой сюжетообразующий элемент Мак Гаффином. Это общеизвестный термин киноиндустрии, обозначающий любой взаимозаменяемый объект – алмазы, секретный план, компьютерный диск, редкое животное, человек и т.д., вокруг и с  помощью которого раскручивается сюжет.

  Подобный способ организации действия чаще всего применяется в остросюжетке, но и серьезной литературе можно встретить примеры его использования для прошивки эпизодов или сцен.

    Например, нищий студент Раскольников в "Преступлении и наказании" мечтает о капитале и совершает убийство старухи-процентщицы с целью ограбления. При этом от его руки погибает юродивая сестра старухи, по сути сам Христос в женском воплощении. Деньги, пусть небольшие, переходят в руки убийцы.

   Однако, в отличие от "Острова сокровищ", роман Достоевского поднимает и решает вечные вопросы свободы совести и веры, морали и личной ответственности человека перед собой и Богом за совершенное грехопадение, а не личного обогащения. Поэтому тема овладения капиталом в этом романе и не становится сюжетообразующей, а всего лишь связывает ряд эпизодов в первой трети романа.

    В конечном счете Раскольников обретает свое сокровище, но не материальное, а духовное в лице Сони Мармеладовой с ее христианским даром смирения и всепрощения. С этой точки зрения сей образ невинной грешницы вполне можно трактовать как сюжетообразующий субъект или Мак Гаффин. 
   
   © Copyright: Андрей Викторович Денисов, 2003 год.

             


Рецензии