Городские русские бани второй половины XIX века

Атмосфера торговых (общественных) городских русских бань второй половины XIX века прекрасно передана в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». «Единственное место, которого ни один москвич не миновал, - это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань»
[Гиляровский В.А., 2008].

Простонародные бани в те времена строились в большинстве случаев деревянными в один этаж, чтобы избежать трудностей с подачей воды. В описании бань В. А. Гиляровского указано, что бани делились на три отделения: «раздевальная», «мыльная» и «горячая».

Отапливались бани каменками в горячих отделениях и печами-голландками – в раздевальнях. В некоторых банях каменка отапливала и «горячую» и «мыльную». Уборные находились во дворе, а в «простонародных» банях на окраинах «удобств» не было вообще – приходилось идти «до ветру». В «дворянских» банных отделениях предлагали стрижку, бритье, срезание мозолей, постановку банок, удаление зубов.

В «благородных» банных отделениях посетителям «мяли тело» – делали массаж банщики, в женских отделениях проводили различные косметологические процедуры «для белизны лица» и «ращения волос». Банщики жалования не получали, а жили на половину «чаевых». Другая половина шла хозяину.

В. А. Гиляровский писал, что  «открывание крови» в бане было любимой операцией крючников, ломовиков, мордастых лихачей, начинавших жиреть лавочников и серого купечества». Бабки – знахарки в русских торговых банях XIX века создали подобие «поликлиник». Они оказывали целительские услуги при ведении беременности, активно пропагандируя «пользу бани» для беременных женщин своих корыстных целях [1]. Знахарки помогали  при родовспоможении, лечили растирками и магическими ритуалами боли в спине,  вправляли вывихи, заговаривали грыжи и бородавки, «правили животы», в том числе путем постановки «гигантской банки» из глиняного горшка на живот. Многие люди ходили в торговые бани прежде всего за медицинской помощью.

Лечебные процедуры появились в общественных (торговых) банях во времена Петра I. Лечебные бани называли бадерными. Служителями в таких банях в петровские времена преимущественно были немецкие лекари (бадеры, от нем. «банщик»). Первым бадером в Москве стал лекарь Христофер Паульсон.  В Немецкой слободе была известна врачебная баня лекаря Якоба Кентера. Бадерам предписывалось «пользовать в той бане только наружные болезни, и трудных операций без ведома, и совета докторского чинить отнюдь не дерзать, и самому медикаментов не составлять, и к ущербу аптекарей не продавать, а за пользование и за свою цену брать настоящую и без излишества, дабы на него жалоб не происходило». В бадерных банях делали несложные хирургические операции, отворяли кровь (делали кровопускание), ставили «кровососные» банки, применяли лечение пиявками, делали массаж, «правили кости», предлагали принятие лечебных ванн  «разных составов и температур».

Комментарий автора:
1 Посещение бани противопоказано беременным в первый триместр (до 14-й недели).  Риски от посещения бани во второй и третий триместры беременности также могут превышать абстрактную «пользу» от посещения бани.  Основой представлений о «пользе бани для беременных»  является  языческая мифология, а не медицина.  Да, баня позволяет увеличить эластичность соединительной ткани и расслабить скелетные мышцы, но эффект бани длится максимально  несколько часов, а «эффекта тренированности»  при регулярном посещении бани не наблюдается.

Со временем «немецкие лекари» из торговых бань на Руси повывелись, а их место заняли бабки – знахарки, бабки – костоправки и цирюльники. Последние стригли посетителей и, по совместительству, «отворяли» кровь (которая обычно лилась прямо на пол), ставили банки, пиявки, удаляли зубы. Процедуры постановки банок проводились в «мыльной». Процедура повторяла древний арабский вариант ритуала «очищения крови» – «хиджама», до сих пор регулярно практикуемый во многих мусульманских странах. Банки ставились в определенные точки на 10 минут. Затем банки снимались, и по гематоме производился надрез. Банку вновь ставили на место для дренажа крови из раны на 3 – 5 минут.

В конце XIX – начале XX веков  в России появились самые современные по тем временам «банные дворцы» по образцу европейских римско-ирландских бань, представляющих собой модернизированные римские термы.   В Санкт Петербурге были известны Воронинские бани (наб. р. Мойки, 82) 1871 года постройки, Мальцевские бани (Пушкинская ул., 1) 1876 года, известные на то время как «лучшие европейские бани», Пушкарские бани (Большая Пушкарская, 26) 1877 года, Центральные Егоровские бани (Бол. Казачий пер. 11) 1879 года постройки.

Но самый известный в России «банный дворец» – это, безусловно, Сандуновские бани в Москве (ул. Неглинная 14). В своем современном виде «Сандуны» был построены на месте торговых бань, существовавших с 1808 года, по проекту австрийского архитектора Бориса Фрейденберга, работавшего в сотрудничестве с архитектором Академии художеств В.И. Чагиным. Однако Фрейденберг не завершил строительства, уехав из Москвы по состоянию здоровья, и бани достраивал архитектор С.М. Калугин. Открытие бань состоялось 14 февраля 1896 года.

Сандуновские бани были устроены по самым строгим  гигиеническим нормам своего времени (фарфоровые и эмалированные ванны вместо мраморных, облицовка стен фарфоровой плиткой, каменные скамьи, съемные чехлы и драпировки, электрическое освещение, центральная вентиляция и просушка помещений горячим воздухом, бассейны с проточной водой).  Бани имели собственную электростанцию, систему фильтрации воды и мощную котельную.  Вентиляция в банях обеспечивала однократную или двукратную замену воздуха в час во всех банных помещениях.†   Сандуновские бани того времени имели центральное паровое и воздушное отопление, поддерживающее температуру во всех помещениях не ниже + 25°C. Парные отапливались печами-каменками, а в банные помещения подавался воздух, нагретый до  43°C воздухогрейными котлами в подвалах. Полы первого этажа обогревались паровым отоплением. Ирландские парные для создания сухого воздуха отапливались паровыми батареями, нагревающими воздух до 62°C.

† В современных саунах в Финляндии предусматривается 3 – 8 кратная замена воздуха в час.

«Потребность в обычной русской парильне в 30-копеечной женской бане почти отсутствует. Поэтому в этом разряде устроены ирландские сухие парильни»
[Иллюстрированное описание Сандуновских бань, 1896].

Отдельные номера в «Сандунах»  были от самых простых, по 40 копееꆆ с ванной, по 60 копеек и, далее, до 5-ти рублей за номер. В пятирублевых номерах было 5 комнат:  раздевальня, гостиная, будуар, баня и парильня. Общие бани делились на 6 разрядов: женские по 5, 10 и 30 копеек и мужские по 5, 10 и 50 копеек.  Причем, даже в самых дешевых разрядах были бассейны с проточной водой, а в 5-ти копеечном разряде бассейн был наружным – в дворике. Души в банях имели различный напор воды и её температуру. Также были установлены душевые  системы доктора Шарко. В бане была читальня и парикмахерская. [Иллюстрированное описание Сандуновских бань, 1896]. Сандуновские бани служили эталоном городских общественных бань своего времени. Первую масштабную реконструкцию Сандунов провели в 1944 году.  В 1991 году здание бань поставили на учет как памятник архитектуры, а в 2011 году была проведена реставрация номерных отделений. В настоящее время исторический банный дворец продолжает свою работу, являясь одним из самых роскошных банных комплексов в России. 

†† В 1900-х годах цена 2-4 десятков яиц составляла 40 коп. Рабочий в полиграфии  получал 500 рублей в год, а служащий в той же индустрии – 1000 рублей.
 


Рецензии