Русская царская баня
Прочность трона каждого без исключения Великого князя Московского или, в поздние времена, уже Российского Государя определялась личной преданностью его ближнего окружения, которых так и называли – «ближние люди» («комнатные», «постельничьи») государя. Требуя от них безусловной и абсолютной преданности, московский государь наделял своих «ближних» людей практически неограниченной властью и богатством, черпаемым из государственной казны, либо отдачей должностей «на прокорм от земли и народа». Взамен «ближние» люди должны были отплачивать Государю личной преданностью, обеспечивающей стабильность его положения в государстве и его безопасность.
«Ближние» люди в прямом смысле имели доступ к телу своего государя – прислуживали и парились с ним вместе в бане. «Дышать одним паром» – означало быть максимально близким к «хозяину земли русской», разделять его взгляды и знать всю его подноготную. Например, в 1526 году при подготовке обрядовой бани перед второй свадьбой Великого князя Московского Василия (1479 – 1533) (того самого, кто по примеру своего отца Ивана III, покорившего слишком вольную и богатую Новгородскую республику, разорил и республику Псковскую, подчинив ее земли Московии) «банный наряд» детально расписывал «мовников» на свадьбу: кому из ближних людей «мыльню топить и быть у мыльни», кому «в мыльне мыться с великим князем», кому «с платьем белым и с поясы к мыльне идти», а кому «у мыльни платье имати и великому князю подавати» [Захарьин Д., 2007]. На свадьбе царя Михаила Феодоровича в бане же происходило и столование. Там кушал сам царь и жаловал боярам «яствы наряженные», а после посылал боярам и окольничим «романею в кубках» [Сахаров И., 2013]. На свадебных банях других царей столования в бане не происходило.
Баня способствовала и «государственной карьере» Бориса Годунова (1522 – 1605). Борис начал с прислуживания в обрядовой бане при свадьбе Ивана IV «Грозного» (1530 – 1584), а через год уже парился с ним вместе (и с племянником Малюты Скуратова – Богданом Бельским).
Дети царя Ивана Грозного появлялись на свет в дворцовой бане (мыльне). Сразу после родов священник читал над царицей очистительную молитву. Окрестить царственного младенца также старались как можно раньше из-за высокой младенческой смертности. [Котошихин Г., 1989].
В день своей смерти 17 марта 1854 года Иван IV Грозный долго парился в бане, где его развлекали песнями. Затем его усадили в постели и подали шахматы, за которыми, расставляя фигуры, он и скончался.
Самозванец на Московском престоле Лжедмитрий I, пытался ввести на Руси невиданные раннее порядки: отменить тотальное мздоимство и запреты на свободный выезд русских людей за рубеж. Дерзнув покуситься на «святое», самозванец недооценил важность походов с ближними людьми в русскую баню. В результате, в нем «разглядели» «не московита», который «еще не однажды не мылся в бане со своею поганою Царицей», «не спал в полдень, как все русские», и убили, выставив его тело на три дня на довольно жуткое народное поругание на Красной площади.
В великокняжеских и царских дворцах бани (мыльни) устраивали либо в подклете, либо на одном этаже с опочивальней, отделяя баню сенями или коридорами. На втором этаже Теремного дворца в Кремле была устроена царская мыленка. Пол в ней был выложен свинцовыми досками, спаянными оловом, которые укладывали «водовзводных дел мастера». Поверх свинцовой гидроизоляции укладывались доски «в решь», то есть с зазором, для оттока воды. По свинцовым доскам вода стекала в водоотводные желоба [Забелин И., 1872].
В Коломенском дворце царя Алексея Михайловича мылен было целых четыре: одна на мужской половине, одна на половине государыни, одна у царевен и, самая большая, в отдельных хоромах царевичей. Мылись во дворце часто: Алексей Михайлович бывал в бане 2 – 3 раза в неделю.
Перед мыльной царской бани был расположен предбанник – или мовные сени (предмыленье). В предбаннике стояли лавки покрытые шитыми полавочниками и столы с «мовной стряпней»: бельем, банным колпаком, убрусами, мылом, щелоком в луженых медных сосудах, «гуляфной водкой» для мытья головы (спиртовая настойка на корнях, цветах и плодах шиповника (морщинистой розы)), пивом и квасом. Мыло в царской бане XIV – XVI веков употреблялось «булгарское», «немецкое», «ишпанское», «халяпское» (сирийское из города Алеппо), «грецкое» и отечественное – ярославской, костромской, московской, тверской и шуйской варки. После бани для ароматизации тела использовали «ароматные водки» – натуральные духи-настойки на корице, шалфее, землянике, хранившихся в склянках-«сулейках». Всем хозяйством заведовали специальные люди – стряпчие.
Царская мыльня совмещала в себе парную и собственно мыльню, как и в торговых русских банях того времени. Царская мыльня принципиально не отличалась от любой торговой (общественной городской) бани. Днем мыльня освещалась через узкие окна с суконными занавесями и слюдяными «московскими» стеклами, а в вечернее время – светильниками со слюдяными же стеклами. У полков для вентиляции окно было «волоковое» – без стекла. Отапливалась мыльня кирпичной каменкой, облицованной зелеными «муравлеными» изразцами. В этой же печи калили камни для нагрева воды в липовых «площадках» (купелях с большой площадью дна). Известный историк и бытописатель И. Е. Забелин воссоздал устройство царской бани: «…в углу стояла большая изразчатая печь с каменкою, или каменицею, наполненною полевым серым круглым каменьем, крупным, который назывался «спорником», и мелким, который назывался «конопляным». Камень раскалялся посредством топки внизу каменки» [Забелин И.Е., 1990]. И каменка, и топка закрывались железными заслонками. Во время парения парильщики обливались квасом, и иногда, квасом же поддавали пару. Для этого же употреблялось и ячное пиво.
От печи во всю стену шел «многоэтажный» лестничный полок, который перед приходом царя покрывали свежими травами и березовыми ветками (или ароматным сеном в зимнее время) и укрывали полотняными простынями. Пол также устилали сеном, покрывали для удобства полотном, по углам раскладывали пучки ароматных трав и цветов, а по полу «для аромату» разбрасывали мелко нарубленный можжевельник [Черная Л.А., 2013]. Этот обычай известен некоторым банщикам и сейчас под названием «баня по-царски».
После парной Алексей Михайлович вполне любил отдыхать на лавке на «мовной постели» – «бумажнике», матраце, набитом хлопком. Подушка «заголовье» была набита пухом.
За год в царской мыльне расходовали до 3000 березовых веников, поэтому на всех крестьян подмосковных волостей положен был оброк березовыми вениками.
Царские мыльни были, пожалуй, единственными банями на Руси, где в красном углу находились иконы и поклонный крест.
Личный врач царя Алексея Михайловича, англичанин Самуэль Коллинс оставил в своих записках «Нынешнее состояние России» рассказ об одном пикантном событии, имевшем место в бане:
«Царь часто обязывал своего сына следовать его советнику (дядька) во всех делах. Его имя было Борис Иванович Морозов, к которому Отец Русских и относит эту историю о том, что он – фаворит Великого Тирана, (будучи вдовцом) умолял позволить ему жениться на одной из наложниц Царя, которая была ему все же отдана.
Но пока они были заняты своими любовными утехами, закрытые в бане, Царь секретно доставил дикого медведя, который свалился на них и сожрал обоих» [Коллинс С.,1846].
В Петергофе царская (императорская) баня была устроена в банном корпусе дворца Монплезир. При Петре I купальни и бани были построены в 1721 – 1722 гг. из дерева и состояли из предбанника, «малой каморки» и мыльни.
Если бани Петра I в Петергофе были весьма скромны (как и жилища Петра I), то бани его ближайшего соратника князя А.Д. Меншикова в его дворце в Ораниенбауме были просто роскошны. Они были построены в 1716 году левом крыле дворца по образцу турецких (византийских) бань с купелями и мыльнями «турецким маниром». Кровля в банях была стеклянной. Возводили мыльни «турецких бань мастера» Осип и Павел Давыдовы из Константинополя [Горбатенко С., 2014]. Ораниенбаумские дворцовые турецкие бани не сохранились. При реставрации дворца были обнаружены фрагменты системы отвода мытьевых стоков из бани.
Петр I, хотя и уважал бани (но сам не посещал их регулярно), еще более нуждался в деньгах на Северную войну, отчего 9 февраля 1704 года подписал именной указ переписать все бани в государстве и установить с их владельцев именной оброк в 3 рубля в год с бояр, окольничих, думных и гостей (богатых купцов), по 1 рублю со стольников, дворян, дьяков, церковных чинов, офицеров (только из «природных» россиян – не иностранцев). Для крестьян оброк на бани составил 15 копеек. За постройку бани тайком, без уведомления пеня составляла 50 рублей. Сбором банных денег занималась Ингерманландская канцелярия А.Д. Меншикова, а с 1719 года сбор банных денег передали Камер-коллегии.
Однако владельцы домовых бань на Руси, надежд царя Петра не оправдали, так как «за скудостью, против указа рублевых денег не платили». Многим проще было спалить свою баньку, чем платить за нее, так как со сгоревших бань благородное российское государство оброку не требовало. Благодаря мудрой государственной финансовой политике число бань при «любителе бань» Петре I стало сокращаться, и все больше крестьян стали мыться в печах, не желая платить бесконечные оброки. Видя недостаток притока банного оклада в казну, царь Петр указом от 12 июня 1705 года снизил ставку оброка с 15 до 10 копеек в год.
Недостаток денег в казне привел и к тому, что указом 7 января 1704 года все государственные торговые бани отдавались «на откуп» на сроки 3 – 5 лет. Строительство новых торговых бань дозволялось только в поселениях с числом жителей от 500 – 1000 дворов, и на таком расстоянии от уже существующих бань, чтобы не снижать их доходы. Оброк с торговых бань платили ежемесячно. Но основной доход торговых бань шел не с мытья людей, а с продажи «хлебного вина – полугара (водка с содержанием спирта 38%, выгорающая наполовину при отжиге) [Дуров И.Г., 2013]. Таким образом, здоровье нации было принесено в жертву военным расходам государства, ведь водка и баня являются смертельно опасным сочетанием.
«Каждый должен заплатить казне за купание больше, чем даже турки платят владельцам бань. Те, кто имеет баню в собственном доме, также не освобождены от этого: они и их дети и слуги должны платить на тех же условиях, как и в общественных банях; после таверн это одна из самых больших статей дохода короны. Русские так же привычны к купанию в бане, как к еде и питью, они используют баню в качестве универсального лечения от любого недуга, как турки свою»
Обри де ла Мотре. «Путешествие по различным провинциям и местностям герцогской и королевской Пруссии, России и Польши», 1732 г.
В 1748 году во времена Императрицы Елизаветы Петровны на месте старой и небольшой петровской мыльни в Петергофе по проекту Б.Ф. Растрелли выстроили новую деревянную баню. В бане было помещение с бассейном, помещение для ванны, русская парная, туалетная комната и сени. Достопримечательностью новой мыльни стала хрустальная ванна в медном футляре. Старую петровскую мыльню разобрали по бревнышку и поставили в парке «у Комедии», где она простояла до XIХ века. В 1765 году для Екатерины II в Петергофской мыльне стали строить небольшой бассейн с подъемным дном, в который через фонтан «Мужичок» подавалась вода.
В 1800-м году вместо фонтанной статуи установили прообраз современных душей: колонну с перфорированным шаром наверху, который разбрызгивал воду. В 1865 – 1866 годах по проекту архитектора Э. Ганна для супруги Императора Александра II Марии Александровны на месте старых деревянных бань был построен Банный корпус в камне. В нем были оборудованы души для водолечения по новой моде, включая «диковинную» люстру-душ. В настоящее время отреставрированный Банный корпус открыт для посещения.
Император Петр III «жара и пара» русской бани не переносил.
Императрица Екатерина II (1729 – 1796) прекрасно разбиралась в усладах тела и оставила после себя, пожалуй, самое замечательное в Российской империи банное наследие. В Зимнем дворце в 1763 году по ее приказу был устроен банный комплекс рядом с апартаментами ее фаворита графа Г.Г. Орлова (1734 – 1783). Императорскую мыльню строил архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Баня располагалась на первом этаже прямо под Большой дворцовой церковью: под алтарем расположилась мыльня с бассейном, а под ризницей – уборная.
Мыльня была обита липовыми панелями от пола до потолка. В комплекс входила и купальня. Стены купальни были обиты палевым сукном. В нее Императрица спускалась прямо из личных покоев по небольшой лесенке. Рядом с банями находился «вмазной котел» для нагрева воды и резервуар для воды холодной. Окнами баня выходила на Дворцовую площадь и Миллионную улицу [Глинка В.М., Денисов Ю.М. и др., 1989]. В бане Императрица проводила время с фаворитами. Там же прямо в бане готовили еду для влюбленной пары [Зимин И., 2012].
В качестве подарка от Екатерины II графу Григорию Орлову недалеко от Зимнего дворца по набережной Невы в 1768 – 1785 годах по проекту А. Ринальди был построен Мраморный дворец. В юго-западной части корпуса по Миллионной на втором этаже (уникальное для того времени решение) были построены парадные Греческая и Турецкая бани с ванной в античном стиле.
В подвале находился колодец с двумя насосами для подачи воды. Для подъема воды на второй этаж использовалась парогидравлическая машина конструкции английского военного инженера Томаса Сэвери.
В Царском селе сохранился памятник неудачной попытки строительства римских терм для Императрицы Екатерины II. Шотландский архитектор и автор известной в Европе книги о римских термах книги («Римские бани с объяснениями и иллюстрациями». Лондон, 1775 г.) Чарльз Камерон в 1780-м году начал строить для Императрицы римские термы по образцу терм императора Константина с аподитерием и классическими «теплыми» и «горячими» помещениями терм: кальдарием, тепидарием и парной – лаконикумом. Также в термах был устроен фригидарий – с оловянной ванной работы мастера Албрехта, отдельная комната для массажа, унктуарий – помещение для хранения и нанесения масел, и сферистерий — большой зал для упражнений. Но, что-то не задалось в проекте с печами и котлами для нагрева терм, бани не прогревались должным образом, а пар в лаконикуме не держался.
Когда стало окончательно ясно, что царкосельские термы навечно останутся «холодными», в 1785-м году русский архитектор И.В. Неелов встроил в конце анфилады помещений терм обычную, обшитую деревом, русскую баню с печью-каменкой, где вместо камней использовались более стойкие к нагреву чугунные ядра (250 штук).
Всего на постройку терм Камерна был потрачена гигантская сумма 463 500 рублей, при том, что Императрица значительно урезала исходный бюджет, отказавшись от многих «излишеств» по некоторым помещениям бани почти в 10 раз.
В Царскосельском парке расположены еще три бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» 1777 – 1779 гг. постройки, «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778 – 1779 гг.) и неотапливаемая Турецкая баня, построенная архитектором И. А. Монигетти в 1850 –1852 гг.
Холодная баня, построенная по указанию Императора Николая I в виде мечети, как мемориал Русско-турецкой войне 1828 – 1829 гг., являла собой символический политический «ответ» на устройство османами бань в древних византийских храмах. В отделке интерьеров Турецкой бани использовали оригинальные детали XVII–XVIII века из интерьеров бани турецкого султана из сада дворца Эски-Серай в Адрианополе. Колонны, настенные доски и чаши фонтанов, наддверные украшения были вывезены из Турции во время войны.
В 1799 году Чарльз Камерон построил «Холодные бани» (летнюю мыльню) и в Павловском парке в виде ротонды с пристройкой у моста Кентавров. В трех верстах от Царского села близ деревни Баболово для нового фаворита Екатерины II князя Г.А. Потемкина (1729 – 1791) в 1775 году архитектор И.В. Неелов построил уединенную каменную дачу в стиле английской готики с баней, которая была оборудована круглой ванной диаметром 3,5 метра, выложенной мрамором.
По слухам, ванна служила косметическим (купанию Екатерины II в козьем молоке), любовным и оккультным целям. Также существует предание, что в мраморной ванне крестили будущего Императора Александра I.
В купальню была подведена по 16-ти километровому самотечному водопроводу из Таицких источников (считавшаяся целебной) по проекту генерал – поручика Ф.В. фон Бауэра инженер – полковником И.К. Герардом. Водопровод питал пруды парка в Царском селе, и его строительство продолжалось с 1773 по 1787 год. Отделка дачи была столь роскошна, что ее стали именовать «дворцом». Вокруг дворца был разбит парк в английском пейзажном стиле. После того, как императрица Екатерина II, а вслед за ней и ее фаворит князь Потемкин почили в Бозе, Баболовская мыза стала приходить в запустение.
В 1814 г. дворец был полностью возобновлен архитектором Л. Руска. А в период с 1811 по 1818 год по заказу императора Александра I и проекту инженера А.А. Бетанкура для купальни дворца петербургским каменотесом С.К. Сухановым из монолитной гранитной глыбы был изготовлен уникальный бассейн из гранита. Чудом сохранившаяся до наших дней «Царь-ванна» имеет диаметр 533 см, высоту 195 см и глубину 151 см.
Литератор и издатель П.П. Свиньин так описывает этот шедевр в статье в своих «Отечественных записках» в 1818 году: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани... Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни
сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну из четырех частей! Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10.000 пудов (Около 160 т.), а ныне 3.000 (Около 48 т.). Во многих местах приметны на нем части Лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим».
Бабаловский дворец служил для тайных любовных встреч нескольких поколений властителей Российской империи. По неподтвержденной информации, гигантская ванна в уединенном месте также могла использоваться для проведения тайных масонских ритуалов эпохи Александра I.
По воспоминаниям управляющего делами Императорской главной квартирой генерала О.Б. Рихтера известно, что в «Царь-ванной» устраивали хоровые песнопения, наслаждаясь необычным резонансом гигантской чаши, и безмерным удивлением гостей, которые не могли понять, где же находится поющий хор.
В Зимнем дворце традиционно мужские бани размещались в подвалах, а женские – на первом, служебном этаже. Банный комплекс будущего императора Александра I (1777 – 1825) в Зимнем дворце был построен в 1788-1793 гг. в подвальном этаже северо-западного ризалита близ покоев Великого князя под руководством архитектора И.Е. Старова. Баня располагалась в угловых помещениях, выходивших на Салтыковский подъезд и Адмиралтейство под нынешними залами №17 – 20. В баню был вход с улицы, через тамбур, откуда по лестнице можно было спуститься в бани. Баня имела «предбанник» – раздевалку с местом «для поклажи вещей». Из предбанника можно было пройти в мыльню сложной конфигурацией с утолщенными стенами. В подвале под залами № 19 – 20 находилась купальня с овальным бассейном в центре. Мыльня отапливалась из смежного помещения большой печью, а в соседнем помещении в котлах нагревалась вода для бассейна [Зимин И., 2012]. Окна бани выходили в дворик. Для великого князя в 1795 была устроена баня и в Новом Царскосельском (позднее – Александровском) дворце году в погребном этаже, куда вела «спокойная» лестница из опочивальни.
После того, как Император Александр I вместе с цветом офицерского корпуса и все русской армией совершили успешный военный вояж во Францию, в России с удивлением узнали, что в просвещенной Европе уже как несколько десятилетий почитают русскую паровую баню в качестве чудодейственного лечебного средства [1]. Перестав стесняться перед иностранцами своей исконной банной культуры, сиятельные обладатели российских «холодных» бань по римскому и греческому образцам стали перестраивать их в привычные русские парные. По указанию Александра I архитектор Л. И. Руска в 1816 году полностью переделал императорские бани во дворце, устроив рядом с бассейном классическую русскую парную, обшитую липовым деревом. Была построена ванна из «дикого камня». Пол выложили шлифованными мраморными плитами. Все оконные стекла были зеркальными. Помещение делилось стеклянными ширмами с зеркалами. Для всех комнат итальянский художник Петр Скотти выполнил живописные работы.
Комментарий автора:
1 О мифы, мифы… Они способны увлечь за собой целые страны на многие столетия и, даже, эпохи.
Данные современной доказательной медицины, основанной на статистических данных, говорят о следующем:
– Баня действительно может улучшить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, но при условии постоянного ее посещения в течение длительного времени.
– Баня, при правильном ее использовании, может улучшать состояние больных при определенных заболеваниях.
– Положительные эффекты от употребления бани в лечебных целях нестойкие и непродолжительные.
– В настоящее время не известны заболевания, которые можно было бы вылечить исключительно при помощи бани.
– При злоупотреблении высокой температурой в бане и долгим пребыванием в парной, посещение бани значительно увеличивает риски развития неблагоприятных состояний.
– Паровая баня (даже при умеренных температурах) при неправильном ее употреблении является наиболее опасным видом бань для здоровья человека.
Интерьер бань стал поистине роскошным. Мебель изготовил знаменитый мебельщик Генрих Гамбс. Стоимость всех работ по переустройству дворцовой бани составила 72 988 руб. Все эти чудесные банные помещения в Зимнем дворце были уничтожены пожаром в декабре 1837 года.
Император Николай I (1796 – 1855) отличался скромностью и непритязательностью в повседневной жизни. В его апартаментах на третьем этаже в северо-западом ризалите Зимнего дворца в 1830-х годах была устроена скромная, по императорским меркам, мыльня с «купальным снарядом». Воду подавали наверх с помощью регулярно выходившей из строя паровой водоподъемной машины, а чаще носили вручную на чердаке в накопительную емкость объемом в четыре тысячи ведер.
Император Николай I в зимние месяцы мылся в ванне один – два раза в месяц, летом банные процедуры бывали чаще, а с наступлением осени Николай Павлович ограничивался одной ванной в месяц. Вероятно, Императору не слишком нравилась его ванна, и в 1840-х годах его апартаменты были оборудованы душевой кабиной с гидромассажем: «купальный снаряд, состоящий из большого лакированного ящика с общею длинною трубкою с 10 большими шлифованными цапками, на которые надеваются 6 трубочки и 4 ситы с отверстиями, и с находящегося на верху ящика большою ситою с собственным краном загнутою трубкою и внизу длинною, медную загнутою трубкою с двойными ситами, которые навинчиваются винтами» [Цит. по: Зимин И., 2012]. Вода поступала в шкаф из «жестяного ящика для воды», расположенного над шкафом.
В 1850 году из-за состояния здоровья Николай I переселился в апартаменты на первом этаже, устроенные над банями его старшего брата, где был обустроен «ватерклозет с трубами и обделкою его красным деревом» механика Клифуса и поставлен прообраз современных душевых кабин - «купальный шкаф с устройством приводной трубы для чистой воды и отводной для грязной» [Зимин И., 2012]. В этих апартаментах Император и отошел в 1855 году в лучший мир.
Для супруги Николая I – императрицы Александры Федоровны архитектором А. П. Брюлловым в 1833 году была сооружена ванная (зал № 670) в стиле мавританской архитектуры. В отличие от приватной аскетичности ванной Императора, купальня Императрицы отличалась изысканной роскошью и даже служила для официальных приемов особо отличившихся перед Двором персон.
В создании интерьера ванной комнаты архитектор постарался воплотить в нем «всю роскошь гренадских мавров». Мраморная ванна была установлена под огромным зеркалом. Горячая и холодная вода поступала из бронзовых вызолоченных водопроводных кранов, «с завертками из вырезанной кости» в виде дельфинов, в огромную раковину, где смешивалась до нужной температуры, аэрировалась и, переливом, наполняла ванну. Все это великолепие обошлось казне в 42 000 рублей. Не менее роскошна была ванна Императрицы в Гатчинском дворце.
Бани будущего Императора Александра II (1818 – 1881) разместили в подвале Зимнего дворца в 1841 году на месте общежития восьми десятков дворцовых официантов. Ванная его первой супруги – принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софьи Марии Гессен-Дармштадтской (в крещении – Марии Александровны), располагалась на первом этаже в юго-западном ризалите Зимнего дворца. Ванная комната располагалась между уборной и спальней Великой княгини и имела одно окно с матовым стеклом. Белая мраморная ванна отделялась от остальной части комнаты драпировкой из синего сукна, которая хорошо видна на акварели Эдуарда Петровича Гау.
Ванная комната «belle fleur» Марии Александровны были подготовлена в апреле 1841 года к ее бракосочетанию с цесаревичем Александром Николаевичем. Расположение ванной комнаты между уборной и спальней свидетельствует о повседневной ее востребованности.
В 1879 году в Зимнем дворце устроили «собственную» баню наследника-цесаревича, будущего Императора Александра III (1845 – 1894). Однако Александр Александрович главную императорскую резиденцию недолюбливал и жил с семьей в Аничковом дворце. После смерти Императора Александра II 1 марта 1881 г. от рук террористов - «народовольцев», из-за террористической угрозы жизни, новый Император выбрал в качестве основной резиденции дворец в Гатчине, который прослужил Императорской семье в этом качестве 10 лет. Однако Александру III все равно приходилось останавливаться в Зимнем дворце на время официальных протокольных мероприятий. Поэтому к 1888 году на третьем этаже на месте бывших комнат младшего брата – Великого князя Алексея Александровича была оборудована «половина» Александра III, включавшая ванную комнату. Большинство помещений выходило окнами на Неву [Зимин И., 2012].
Александр III был известным русофилом и очень ценил русскую баню. Во всех дворцах, где он жил, непеременно оборудовалась русская парная. Император парился в компании верных и приятных ему людей и любил «угостить баней» в качестве поощрения.
В 1889 году Император Александр III на месте старой охотничьей резиденции в Беловеже заложил грандиозный охотничий дворец. Проект дворца выполнил архитектор граф Н.И. де Рошфор. Александр III впервые посетил дворец вместе с членами семьи, в том числе будущим Императором Николаем II (1868 – 1918), в августе 1894 года. Ванные комнаты имели великолепные бассейны, выполненные строительной фирмой Р. Ф. Мельцера. Великий князь Николай Александрович оставил следующую запись в своем дневнике о посещении дворца: «Отмокал с восторгом в огромной райской ванной, как бассейн, рядом с моей спальней».
Окончательно достраивался дворец уже при Императоре Николае II, который неоднократно приезжал в Беловежскую пущу на охоту.
Известно, что Император Николай II русской бане предпочитал купание в ваннах, бассейнах и открытых водоемах. В Зимнем дворце
при начале работ по оборудованию личных покоев Императора и его семьи предусмотрели сооружение бассейна, который наполнялся как обычной пресной водой, проходящей через систему фильтров, так и соленой морской водой.
Бассейн с ванной находился на антресолях первого этажа между северо-западным ризалитом и Салтыковской лестницей.
Императорская семья переехала в Зимний дворец 30 декабря 1895 г., и через два дня Николай II записал в своем дневнике: «Пополоскался с наслаждением в моей ванне и после кофе засел за несносные телеграммы». При устройстве бассейна была усовершенствована система вентиляции для контроля влажности в помещении. Вода, подающаяся в бассейн, проходила через систему фильтров [Зимин И., 2012]. Бассейн так понравился Императору, что в 1898 году его капитально перестроили, увеличив в размерах. Новый квадратный бассейн имел стороны по 4 метра и глубину 1,65 метра. В бассейн вели 6 мраморных ступеней. Под новым бассейном были усилены металлические балки перекрытий, а сама конструкция исполнена в виде монолитного железобетонного короба, который облицевали мрамором. Оборудование для бассейна было поставлено заводом «Сан-Галли».
С 1904 года и до событий 1917 года основной резиденцией Николая II становится Александровский дворец, особо милый сердцу Императора, появившегося в нем на свет 6 мая 1868 года.
В Александровском дворце Николай II еще загодя решил воспроизвести понравившейся ему бассейн охотничьего дворца в Беловежской пуще. Работы были поручены все тем же исполнителям: архитектору главного управления уделов графу И. А. Рошфору и строительной фирме Р. Ф. Мельцера. Бассейн был завершен в 1896 году.
Комнату с бассейном оформили в мавританском стиле резной перегородкой из кленового дерева и орнаментами по керамической плитке. В отделке использовались ароматные сорта дерева. Перед камином, выложенным изразцами с восточным орнаментом, находился бассейн на семь тысяч ведер воды, выложенный плиткой. Он наполнялся горячей и холодной водой. В комнате также был турник для гимнастических упражнений. В одном из углов помещается большой киот с иконами и пасхальными яйцами. На столе перед окном размещалась коллекция портсигаров Фаберже. В комнате также была стойка с винтовками тульского оружейного завода, по стенам были развешены пистолеты и холодное оружие. На задней стене над дверью в туалет висела найденная Николаем подкова. Освещалась комната подвесными электрическими фонарями в арабском стиле. В комнате жил попугай по кличке Попов, унаследованный Николаем II от отца [Atchinson B., 2015].
Свидетельство о публикации №225120901896