Глава 17. Герой - спасатель

  «Быть может, зря я ввязался в эту историю. Тоже мне - герой - спасатель! Да и Линда вроде не в лапах чудовища. Только, вот в чём дело: никто меня от этого подвига не отговаривал. Наоборот, все, кто в курсе, признали нужность этого сумасшедшего предприятия: вран, дядя Ося, Шнобель... И всё-таки, а почему именно я "вляпался в этот навоз" - как любил говаривать Дорг? Если от Тараканова не выходили даже ребята дяди Оси, то это говорит о многом», - Кроласа терзали довольно мрачные мысли, пока он шагал по бесконечному тоннелю. А шагать ему предстояло долго.
 
   Дорога была безопасной, но абсолютно тёмной. Кролас шёл на ощупь, вдоль земляной стенки. Не включая даже фонарик на журналистской авторучке. И был готов в любую минуту прилипнуть к этой самой стенке, если здесь вдруг проедет какой-либо транспорт.

   Он шёл так долго, что казалось, до бесконечности долго, и что этому путешествию не будет конца.
 
   Но всё же был конец у тоннеля, а в конце тоннеля была освещённая площадка. Тупик, стена... И дверь открытого гаража. Рядом – другая дверь, гораздо меньше. Ведущая, надо полагать, в подвалы загадочного института. С помощью набора отмычек Иоганн вскрыл замок, проник внутрь, и оказался в тёмном коридоре, среди подземных коммуникаций и складов: с обеих сторон коридора шли многочисленные двери, и на двери каждого склада стоял  порядковый номер. Иоганн отмычкой открыл пару таких помещений. Ничего необычного за ними не скрывалось. В основном там находились приборы, никуда не подключённые, нераспечатанные ящики и небольшие груды хлама и старых халатов. Кролас ещё раз добросовестно всё здесь осмотрел и решил, что, если ему удастся отсюда бежать, то, вероятнее всего, он будет драпать именно через этот коридор и этот подземный выход.

   А потому, свои лишние вещи следует оставить где-то здесь. Тогда, войдя в первое попавшееся из двух вскрытых им складов помещение, он снял с себя журналистскую жилетку и припрятал её в куче старого хлама: вместе со всеми причиндалами, что хранились в её огромных карманах. Прикрыв помещение,  он, запомнив номер того склада, где оставил вещи,  пошёл далее вдоль коридора. В самом его конце, не сбоку, а прямо по коридору, располагалась ещё одна дверь. На ней был небольшой значок: паук в центре паутины. Она оказалась не запертой. Иоганн открыл её и осмотрелся: недалеко от входа, на вешалке, висело несколько парадных анкюлотов, которые он решил не трогать. Кролас имел малое представление об анкюлотах и не знал, как сделать так, чтобы они не заверещали при попытке их надеть, не будучи хозяином. Остальная часть небольшой по размерам комнаты пустовала, только на противоположной входу стене имелась дверь лифта. Иоганн подошёл к нему и нажал кнопку вызова. Лифт пришёл, и Кролас нырнул внутрь. Лифт бесшумно поплыл вверх.

   "Добро пожаловать в ад", - подумал журналист.

     Когда он вынырнул из дверей лифта, то оказался в небольшом коридоре. Открыв следующую дверь, Кролас попал в вестибюль. Там сидел дежурный, и его от Иоганна отделяло сумрачное помещение с несколькими рядами колонн. Открытая дверь лифта бесшумно закрылась. Обернувшись, Кролас обнаружил, что её контур полностью слился с орнаментом общего рисунка на стене. Но он приметил, что красный глаз нарисованной жёлтой райской птички – это кнопка вызова. В других частях сложного орнамента тоже размещались ветви, цветы, другие звери и птицы. И отыскать кнопку, не запомнив цвета птицы, было бы сложно.
 
  В пространстве вестибюля он мгновенно пристроился за одной из колонн, и теперь осторожно выглянул, изучая помещение, в котором оказался. Колонны были стилизованы под колонны Кносского дворца: сужались книзу. Кроме лестницы наверх и стола дежурного, на первом этаже была ещё одна дверь, скорее всего, в административные кабинеты. Колонны были белыми, а полы - зеркально-чёрными. Дежурный, в белых брюках и халате, с меланхоличным видом заполнял бумаги.

Долгое время в вестибюле ничего не происходило. Потом на столе у дежурного загорелась красная лампочка, раздалась дребезжащая трель звонка. К этому времени, Кролас маленькими перебежками достиг ближайшей к столу колонны. И видел, что телекс дежурного включился и показывал, что к воротам института прибыл медицинский бус. Из него вышли два санитара, бледный измученный человечек артистичного вида и весьма эффектная дама в длинном голубом платье. Дежурный нажал на пару кнопок на длинной панели: тем самым, он открыл ворота. Эффектная дама и её спутники вскоре были у дверей и прошествовали мимо двух одинаковых охранников с тусклыми тупыми физиономиями.

   Затем Кролас увидел входящих воочию.

   Дежурный стал навытяжку, и голубая дама поприветствовала его лёгким кивком головы.

  - Лилойя, вы к себе или в приёмник? - подобострастно спросил дежурный.

  - К себе. В кабинет. Это - мой новый клиент, - ответила та и торжественно поплыла в административную часть зала, к дверям на первом этаже. Следом плелась её бледная жертва и санитары.

   Немного погодя, из дверей в первого этажа показался маленький лысый человек с проницательными глазками, одетый в дорогой зелёный костюм.

  - Сам - у себя? - спросил он издали, без предисловий, - мне нужно доставить в санаторий клиента... Ему необходим стационар. Там есть сейчас места?

- Да, он у себя. Можете его побеспокоить ненадолго, но предварительно позвоните - и  только часа через два, - ответил дежурный, взглянув на монитор компьютера, - а места в стационаре… Сейчас посмотрю: третий этаж – ага! Полным – полно мест.

   Кролас, находясь за его спиной и осторожно выглядывая, изучал теперь схему здания, что появилась на мониторе. «Линда, наверное, тоже в так называемом стационаре... Значит, на третьем этаже. Владения самого профессора Тараканова находятся,  судя по схеме, на втором», - разглядел он.

  Дежурный поднялся со своего места и направился вслед за маленьким человечком.

  - Подождите, Бажан Эрнестович! Я пойду с вами, а пока - включу санобработку в холле, - и они вместе скрылись за дверью первого этажа.

  «Включу санобработку? - пронеслось у Кроласа в голове. - Пора срочно линять отсюда», - и он, быстро передвигаясь от колонны к колонне, направился к лестнице наверх, и стал подниматься. А там его ждал неприятный сюрприз: лестница шла только до второго этажа. "Значит, наверх, на третий этаж, можно проникнуть или из владений профессора Тараканова, или - как-то ещё,  но по другой лестнице", - подумал Иоганн. На втором этаже была единственная, огромная дверь с уже знакомым ему знаком - пауком в центре паутины. «Не исключено, что лестница наверх или же лифт будут тут сразу, за этой дверью с пауком… И я проскользну», - решил журналист.

   И он рванул эту дверь на себя. Безрезультатно. Тогда, он слегка повернул ручку – и створка подалась в сторону. Кролас, озираясь по сторонам, вошёл внутрь.

   И тут же на него сверху упало нечто, похожее на решетчатую клетку. Затем клетка стала передвигаться вместе с куском пола, и вскоре оказалась перед помещением, двери которого бесшумно отворились - и так же бесшумно закрылись, когда сооружение въехало внутрь.

   Сюрприз был весьма неприятным.

    Поскольку, Иоганн очутился посреди большого кабинета. Совершенно жалкий, в клетке. Здесь, возле окна, стоял невысокий плотный человек с копной седых волос, зачёсанных назад, и с крючковатым носом. Незнакомец издал воистину гомерический хохот.

  - Добро пожаловать! Я уже минут десять вас наблюдаю по монитору. Вы прятались в холле, - заметил он. - И как вы пробрались ко мне, в институт? Впрочем, времени у нас много, и вы когда-нибудь мне и это расскажете... Так, кто вы и зачем решили повидать меня? - спросил он.

  - Кролас... Я - журналист Кролас... И хотел бы взять у вас интервью, - начал тот.

  - Вот как! Интервью... Это мы тоже ещё успеем проверить. Быть может, что так и есть. Вы, наверное, не в курсе, но я исследую всех, кто ко мне попадает. Не важно, каким именно способом. Вы последуете в моё кресло добровольно - или будем сражаться? Ох, уж эти мне газетчики! Везде проникнут - как тараканы! Суть исследования очень проста: я посажу вас… сюда, обмотаю приборами - и буду с вами беседовать. Чтобы изучить вашу реакцию. Затем, если всё пройдёт, как надо,  я дам вам желаемое интервью: впрочем, вы его, наверное, получите в процессе нашего разговора … И, ответив на некоторые мои вопросы, вы покинете стены моего института. Вы согласны? Если – нет, я поступлю с вами гораздо хуже…

  - Согласен. Что мне остаётся? Или я похож на сумасшедшего? - ответил Кролас, уже догадываясь, что он имеет сомнительную честь лицезреть самого профессора Тараканова.

     Тот снова засмеялся и сказал:
  - Я знал, что мы с вами обо всем договоримся!

  Затем он выпустил журналиста наружу: с помощью механизма, он приподнял одну из стенок клетки. Когда подопытный выбрался, профессор усадил его в мягкое кресло и подключил к нему множество приборов.

  - Теперь вы полностью в моих руках, журналист Кролас, - заметил он ехидно. - И вам не страшно?

  Иоганн посмотрел на профессора, и с ужасом осознал, что теперь это – совершенно другой человек. Тараканов сидел за пультом весьма сложной машины и был похож на жреца майя. Волосы у него были иссиня-черные. А в руках блеснул ритуальный нож...

  - Как легко у вас смещается восприятие, - проворковал профессор, колдуя над приборами. - Пожалуй, у вас будет весьма высокая эмоциональная чувствительность. Надо только ненадолго включить сигма - поле... Вот так! Вы – интересный экземпляр, и меня забавляете… Кажется, теперь мы с вами поладим. Куда вы теперь без меня? На улицу? Да вас первый же прохожий сочтёт за ненормального... Повышенная.... Эмоциональная... Чувствительность...
 
  Как припечатал.

   Дальнейшие слова профессора Тараканова растягивались в пространстве, как надоевшая жвачка. И вот, Кролас уже не слышал его. Он не слышал ничего. Он висел где-то в безвоздушном пространстве. Однако, где-то недалеко, казалось, капала вода. Затем Иоганн увидел, что внизу, на полу, сидит скрюченный человечек. Который что-то судорожно чертит. "Тараканов будет доволен, - услышал Иоганн его мысли. - Я найду способ регулирования приборов в условиях балансирующей гравитационной постоянной... Только, ещё надо учитывать кривизну и нелинейность... Может, применим здесь уравнение Лобачевского... А, учитывая кривизну пространства…"

   Но затем, он услышал кругом и другие голоса... Кто-то пытался построить фразу на санскрите, кто-то писал поэму о звёздных мирах, а кто-то - сонет, посвящённый Лилойе Майевой... И всё это слилось в конце концов в единый поток невыносимого, раздирающего на части бреда...

  - Кролас! Кролас! – внезапно и ясно услышал он голос врана, - Визуализируй изоляцию - колпак, держи защиту!

  Иоганн, как ни странно, сразу понял, что должен сделать, и тут же воспроизвёл то, что посоветовал ему далёкий таинственный друг. И тогда, вновь оказался в комнате профессора.

  - Быстро же ты восстановился, журналист! Я уже думал, что переусердствовал - и у тебя теперь окончательно расплавились мозги... Добро пожаловать в мир чувств, фантазий и ощущений! Теперь ты будешь жить в моем пансионате, - злорадствовал профессор. -  Разрешите представить: это называется "повышенная эмоциональная чувствительность". Обычно в эту крайность съезжают дамы - но ты довольно редкий психотип. Теперь ты непроизвольно будешь слышать и видеть и то, что реально происходит, и то, что происходит, но не здесь, близко или далеко, ранее или сейчас. Однако, управлять своими видениями ты не сможешь: не хватит воли. Ведь эти способности были навязаны тебе извне, вызваны искусственно. Мной! Не так ли?

  И всё же, он сразу освободил Кроласа от множества прилипших к нему проводочков.

  - Я не знал, что вы содержите пленников! - огрызнулся Иоганн.

  - Любая замкнутая на себя система существует, если её покой ничего не тревожит. Если она неизменна. Такой системой и является наш Город. Те, кто затрудняются жить по его неизбежным законам и становятся слишком наблюдательными… Попадают, рано или поздно, или ко мне - если их уровень выше среднего уровня развития, или  к профессору Золотусскому - если их уровень ниже среднего, или если они асоциальны. Или, между нами говоря, если просто так уж очень захочется Золотусскому. Ведь психика человека – такая, знаете ли, шаткая, непрочная и непредсказуемая вещь... Что уж говорить и о том, что понятие "асоциальный поступок" тоже весьма расплывчато... И потому, иногда мы с Золотусским ведём сложную борьбу за того или иного человека. Она очень захватывает, эта охота за людьми. Она увлекательна, как детективный роман. У меня моим подопечным здесь относительно хорошо. Они получают всё необходимое для творчества и духовного роста. А всегда ли то же самое им может предоставить мир за этими стенами? - риторически спросил Тараканов. - Молчите? То-то... У Золотусского всё грубее... Намного грубее. Хорошо для вас, что вы не к нему пошли брать интервью... Ведь любой мыслящий человек может быть потенциально опасен для закрытого общества. А опасные элементы вполне могут попасть не ко мне, а к моему сопернику-коллеге... А делается всё это, мой дорогой подопытный кролик... Простите: Кролас... Прежде всего, для сохранности нашего повседневного мира, нашего прекрасного, идеального Города Солнца, о котором грезили в прошлом... Не так ли? Город-мечта, высокоразвитые технологии, город, который обеспечивает себя полностью всем необходимым... Город, в котором нет дождей, вьюг, града... Наконец, город общества высочайшей структуры, которому не грозит перенаселение. Не об этом ли мечтали во все прошлые времена? Комфорт, уют, полная предсказуемость завтрашнего дня...

- Не для всех, - отозвался Кролас.

- Да, не для всех.  Но раз так, то все наши достояния тем более необходимо защищать. А это значит, всех контролировать. И всё новое в Городе не должно превышать пятнадцати процентов от старого, традиционного: так велят законы Зигмунда Эрцвингена, великого экономиста конца прошлого столетия. Поэтому, все нетрадиционные люди города живут и творят ...у меня. Скучно просто убивать их. Я защищаю их от Города, а Город - от них. В то же время, если Городу станет слишком скучно и он полностью лишится динамики, можно будет выпустить в свет парочку здешних гениев -  и всё придёт в норму. Думаете, что Городом управляют только Отцы Города в белых тогах? Нет, голубчик, есть ещё так называемые "скрытые механизмы", и сила этих механизмов - воистину безмерна и безгранична. Мы: я и Золотусский - вот кто в действительности управляет Городом, - цинично закончил профессор.

  - Вы не управляете городом. А убиваете его, - зло ответил Кролас.

  - Вы, молодой человек, обратили внимание на мою входную дверь? Вот, поглядите ещё и на это, - и Тараканов указал на большой аквариум из прозрачного пластика, внутри которого сидел паук – тарантул. - Я считаю, что этим своим произведением природа создала воистину чудо... Какова у него реакция! Он будто бы нюхом чует все колебания внешней среды. Он просто телепат. А ещё, у него целых восемь лапок, а не две жалкие ручки. А какая гибкость конечностей! И как заманчиво устроить паутину, чтобы слышать и видеть всё происходящее на расстоянии... Нет, я хотел бы быть пауком! - мечтательно заявил профессор.

   - И вы… Тоже создали паутину? – спросил Кролас.

   - Да. И в неё сегодня залетела маленькая мушка. И теперь на меня злится. Но скоро она успокоится. Потому, что в моем институте люди не чувствуют никакого дискомфорта… И почти все попадают сюда по своему желанию. Почему я говорю: почти? В редких случаях, я поначалу произвожу лёгкий изоляционный жест - как в вашем случае, например… Но потом позволяю пациенту вновь прогуляться по городу, пожить там снова… И сравнить жизнь там - и жизнь здесь. И, вы знаете, все выбирают жить… у меня. А знаете, почему же они все возвращаются? У меня их ждут беседы с воистину талантливыми и умными людьми, вечера поэзии и музыки. О, вы ещё поймёте, что такое моя клиника! Разве это тюрьма? - и Тараканов рассмеялся гротескным раблезианским смехом.

  - Ну и что вас привело сюда, в мой институт? - спросил он, резко и неожиданно прекратив смеяться. - Кто вы?

   И Кролас чуть было не выложил ему всё: про себя, про врана и про Линду… Так хорошо он уже был обработан  таракановскими приборчиками.

   Но вдруг, в глубине его сознания возник голос врана, который продекламировал:

 - "Я тень из тех теней, которые однажды,
   Испив земной воды, не утолили жажды!" Арсений Тарковский, стихи. А теперь, Кролас, посчитай до пяти!

   Кролас посчитал в уме до пяти, и понял, что приходит в себя. Вран своей выходкой вернул снесённые мозги на место. Тогда, он ответил Тараканову:

  - Я хочу написать статью об учёных вашего института. А ещё, хочу пройти диагностику у ваших сотрудников, например, у Лилойи Майевой… Чтобы решить свои личные проблемы.

  - Ну, что ж... Вы получите консультации моих специалистов... Только, впредь никаких статей! Поняли? Отныне вы будете жить здесь, писать только для меня, и вас ждёт удивительный мир, мистер Кролас…

 Через некоторое время, профессор  включил телекс и вызвал по нему к себе некоего человека: того самого, лысоватого, с пронзающими глазами-буравчиками… Которого Кролас уже видел, когда прятался в фойе института.

 - Бажан Вагиров, я долго буду занят. У меня сейчас переговоры с Золотусским. А потом - коррекция пациентов на дому, а затем - я займусь новым пациентом Лилойи. А потому, вы, вместо меня, проведите, пожалуйста, этого новенького наверх  - и разместите в свободной палате.

   Тот удалился ненадолго, и через несколько минут - будто белым ангелом спустился на землю: Бажан Вагиров уже был облачён в белое нечто, среднее между туникой и кимоно, а также в плотные белые брюки. Он подошёл к Кроласу, и молча,  взглядом приказал следовать за ним.

  - Приятных вам сновидений, мистер Кролас! - почему-то пожелал профессор, мерзко при этом захихикав.
 
  «Кажется, ещё не вечер. Странное пожелание! До сна ещё долго», - подумал Иоганн.

  Белый ангел пошёл с Кроласом до двери, за которой оказался лифт. Они поднялись на этаж выше. Здесь, на третьем этаже, вдоль коридора располагался ряд закрытых комнат, но пару раз они проследовали мимо больших открытых залов, со множеством растений в кадках, с армчеарами, с игровыми автоматами и с телексом. Наверное, это были залы для отдыха.

   Бажан Вагиров препроводил Иоганна в небольшую, глухо зашоренную комнату, причём на шорах здесь не было никакого рисунка, они были просто тёмно-жёлтыми. В комнате находился  небольшой столик-тумбочка, армчеар и маленькое помещеньице в углу: по-видимому, пуб. Стены были гладкие, лимонно-желтые. Как говорится, никаких излишеств: типичная больничная палата. Освещение было искусственным и шло от потолка.

  Проводив пациента,  Бажан Вагиров, по-змеиному молча, ушуршал. А Кролас остался один.

   Внезапно, ему просто до смерти захотелось спать. Он прилёг в армчеар, только слегка приопустив его спинку, и закрыл глаза.

   И тут же его стали посещать странные, фантастические видения: жуткие, но удивительные животные, растения перемешивались с какими-то дикарями. Те пели убойный фольк и потрясали ритуальными музыкальными инструментами... Потом - снова дикие звери, на этот раз весьма жуткого вида. И все они пытались достать его и размазать по стенке ближайшей скалы. Что им мешало – он не знал, но они лишь протягивали к нему свои жуткие когтистые лапы...

  - Кролас! Кончай смотреть астральные мультики! Астрал - это классная штука, если только в нём не зависать! Давай лучше поговорим! Экранируй всё и сосредотачивайся на мне, - услышал он проступивший сквозь весь этот бред тихий голос врана.

  Тогда, он  мысленно представил своего пернатого товарища. И сильно обрадовался, узнав знакомое ощущение его присутствия и предоставив свои мысли в его полное распоряжение.
 
- Кролас, - раздался более отчётливый голос, - поспи немного, только не зависай в астрале... Смотри свои сны. Не таракановские мультики. И… не депрессируй. Ты не виноват, что тебя сцапали. Это было неизбежно. Главное, ты у Тараканова, и ты жив. Ищи Линду. Не раскисай! Я, Шнобель и Оливер – вместе, мы в монастыре. И Генрих с нами.

После этого, последнего и краткого сообщения, Иоганн погрузился в сон. И это был… его сон. Самый обычный. Без бредовых образов и страшилок. Это был сон, созданный враном.

  Ему снился город. Иоганн сразу узнал его. Это был Город Дождей...

  Сейчас там действительно шёл лёгкий слепой дождик. И Кролас шёл по улице с разноцветными невысокими домами, самой разнообразной постройки. Посредине улицы протекала река или канал. С берегами, закованными в гранит. По реке плавали лёгкие, быстрые и длинные лодки. Сейчас он забыл, как они назывались, да это было и не важно. Главное, они были великолепны...

 Иоганн подошёл к открытой широкой площадке, выходящей на берег реки, и в это время одна из лодок к ней причалила. В ней находился человек, сидевший на вёслах, и две весёлые молодые девушки с лёгкими цветастыми зонтиками. Они пригласили его в лодку. Пригласили на незнакомом Кроласу языке. Но он, к своему удивлению, всё понял. Он даже ответил им что-то — кажется, о том, что у него нет денег. Девушки замахали руками и сделали повелительно-приглашающий жест. И вот Иоганн плыл с ними по реке, и мимо проплывали другие лодки, и вокруг раздавались весёлые голоса, музыка и смех. А потом они причалили  неподалёку от маленького кафе, куда его спутницы тоже пригласили его. Внутри кафе толпилась молодёжь. Одни танцевали танго, другие на них смотрели, сидя за маленькими столиками. Здесь пили фруктовый коктейль или кофе, ели мороженое и булочки со взбитыми сливками.

   И здесь... Он неожиданно ощутил себя легко и свободно. Это был... Его Город. Город Дождей.


Рецензии