Хамство без границ
После напряжённой недели Архип зашёл в «Магнит» за продуктами на выходные. Он быстро прошёлся по рядам, собирая самое необходимое.
Неделя пролетела незаметно, но была насыщенной. Архип встречался с героями своих будущих статей. Как журналист, он писал о недавних событиях и людях, которые в них участвовали. Его материалы должны были рассказать жителям района о значимых моментах их жизни.
Уставший, но вдохновлённый вечерней красотой и предвкушением прогулки, он с удовольствием шёл по улице села. Свежий прохладный воздух наполнял лёгкие, а праздничная атмосфера придавала сил. На площади уже стояла наряженная ёлка, символизируя приближение Нового года.
Он любил эту вечернюю прогулку от магазина, где работал, до дома. Обновлённые тротуары, выложенные этим летом, приятно радовали глаз. Проходя мимо, он вспоминал годы, проведённые в родном селе, друзей, которых уже нет рядом, и юность, связанную с Районным Домом культуры.
Там, где он работал в молодости, проходили различные мероприятия, и сейчас, стоя у здания, он с теплотой вспоминал эти дни. Воспоминания наполняли его сердце, и он с воодушевлением возвращался домой. Ужин, а затем работа за компьютером — продолжение его истории, которую он так старательно пишет.
Выходя из «Магнита», Архип заметил двух девочек-подростков. Они громко хохотали, обсуждая кого-то, и их речь была густо пересыпана матом. Для Архипа подобная брань на людях была всегда как пощёчина — наглая, оскорбительная для всех, кто её слышит.
— Молодые люди, — сказал он, — при взрослых следите за своей речью.
Девушки остановились, переглянулись и надменно посмотрели на него. Было ясно, что им не понравилось замечание. Одна из них прошипела:
— Ты что, дед, из ума выжил? Мы нормально разговариваем.
Архип, не сдаваясь под натиском дерзких подростков, спросил: «Вы и перед родителями так разговариваете?».
Но девочки лишь громко рассмеялись, демонстративно отвернулись и пошли прочь. Они явно были недовольны его замечанием.
Прохожие, ставшие свидетелями конфликта, молча проходили мимо, опустив головы. Они словно не замечали происходящего.
Архип остановился и проводил взглядом уходящих девушек. Вечер, который обещал стать началом его двухдневного отдыха, был испорчен. Теперь весь путь домой он будет думать, как успокоиться. Первым делом он набрал номер друга. Это стало ритуалом: по дороге домой Архип рассказывал ему о прошедшем дне.
— Что случилось? — спросил друг. — У тебя голос какой-то странный. Опять с молодёжью разговаривал?
— Угадал, — ответил Архип. — Выхожу из магазина, вижу двух девочек-подростков. Они громко ругались матом в общественном месте.
— Не обращай внимания, — посоветовал друг. — Их уже не исправить, пусть родители и учителя занимаются.
— Но они же завтра будут материться не только при мне, но и других посылать куда подальше, — возразил Архип.
— Дождёшься, они и тебя так отругают, мало не покажется, — предупредил друг.
— И что мне делать? Проходить мимо? — спросил Архип.
В этот момент друг начал объяснять, почему его попытки повлиять на молодёжь бесполезны.
Слушая наставления друга, Архип дошел до Дома культуры. Возле него стояли молодые девушки и парень. Когда Архип проходил мимо, одна из девушек громко произнесла слово, которое его смутило. Он вспомнил, что друг говорил ему не делать замечаний детям, и это не его дело. Однако непроизвольно вырвалось:
— Девушки, вы что, не понимаете, что материться при взрослых в общественном месте — это неправильно?
Все трое повернулись к нему. Архип заметил молодого человека лет семнадцати в модной желтой куртке. Он выглядел как воспитанный юноша из обеспеченной семьи, но в его глазах читалась надменность, а на лице — злость. Было ясно, что он готов к конфликту.
— Слушай, дед, что ты хочешь? Давай иди своей дорогой, — сказал парень, не скрывая агрессии.
— Ты слышал, о чем говорят твои подруги? — попытался возразить Архип.
— Это наш обычный разговор на молодежном сленге, — ответил парень, чувствуя, что не сможет убедить Архипа. Он решил уйти, потянув девушек за собой в сторону кафе.
Архип смотрел им вслед, шокированный произошедшим. Он машинально поднял телефон, где его ждал друг, пытающийся понять, что происходит.
— Да, мы далеко зайдем, — ответил Архип и отключил звонок. — Что с нами происходит? Мы теряем нашу молодежь. Если так будет продолжаться, мы потеряем не только их, но и страну. Они совсем не уважают старших. Мы теряем культурный код. Неужели 90-е годы и современные реалии привели к моральному разложению подрастающего поколения?
Свидетельство о публикации №225120900264
Этот рассказ — не просто бытовая зарисовка о конфликте поколений, а социальная притча, поднимающая острые вопросы о культурной деградации, гражданском равнодушии и личной ответственности. Автор строит повествование как психологическое исследование столкновения двух миров, не способных понять друг друга.
1. Конфликт: идеализм против циничного прагматизма
Главная драма рассказа разворачивается не столько между Архипом и подростками, сколько внутри самого главного героя и в пространстве вокруг него.
Архип (Гражданин и Хранитель): Он представлен как носитель традиционных ценностей — уважения, культуры речи, памяти о прошлом (воспоминания о Доме культуры, друзьях). Его профессия журналиста, «пишущего о значимых моментах жизни», подчеркивает его роль летописца и морального арбитра. Его попытка сделать замечание — это инстинктивный порыв к сохранению привычного культурного кода.
Молодежь (Племя нового мира): Подростки не индивидуализированы. Они — коллективный образ нового поколения, для которого мат является «обычным разговором на молодежном сленге». Их реакция — не злость, а холодное, надменно-агрессивное неприятие самого права «чужого» на вмешательство в их реальность. Парень в желтой куртке — их защитник, и его ключевая фраза: «Давай дуй, куда шел» — это не угроза расправы, а декларация территориальности. Их мир (физический и языковой) не предполагает присутствия таких, как Архип.
Молчаливое большинство (Хор равнодушных): Важнейший персонаж рассказа — прохожие, которые «молча проходили мимо, опустив головы». Их молчание — это и есть та самая «граница», через которую переступает хамство. Оно делает Архипа одиночкой, маргиналом в этой ситуации.
2. Художественные приемы и символы
Контрастные образы:
«Обновленные тротуары» и «наряженная ёлка» символизируют внешний, декоративный порядок, который контрастирует с внутренним, нравственным хаосом.
«Районный Дом культуры» — символ ушедшей общей культурной жизни — становится местом новой культурной катастрофы, где происходит столкновение.
Диалог как тупик: Разговор с другом — ключевой элемент. Друг олицетворяет здравый смысл и циничную адаптацию («их уже не исправить», «дождёшься, они и тебя так отругают»). Этот диалог показывает, что общество уже смирилось, выработало механизм невмешательства. Архип, следуя совету, все равно не может себя пересилить — в этом его трагедия и его достоинство.
Название как диагноз: «Хамство без границ» — это не только про вседозволенность подростков. Это про отсутствие общественных, моральных и личностных границ, которые раньше сдерживали такое поведение. Хамство чувствует эту пустоту и заполняет ее.
3. Главные вопросы и проблематика
Рассказ задает мучительные вопросы, на которые у автора нет простых ответов:
Гражданская позиция: Кто прав — Архип, пытающийся «достучаться», или его друг, призывающий к невмешательству? В чем теперь должна выражаться гражданская ответственность?
Природа конфликта: Это проблема воспитания, «морального разложения 90-х» или глубокая цивилизационная трещина, где разные поколения говорят на разных языках в прямом и переносном смысле?
Цена молчания: К чему приведет массовая стратегия «пройти мимо, опустив голову»? Монолог Архипа в финале — это крик отчаяния: «Мы теряем… страну. Мы теряем культурный код».
Вердикт
«Хамство без границ» Аркадия Шакшина — это болезненный и точный снимок современного социального распада. Сила рассказа не в сюжете, а в его пронзительной узнаваемости и способности задеть за живое. Автор не морализирует, а фиксирует состояние общества, где традиционные механизмы передачи культуры и уважения дали сбой, а новые — не созданы. Это рассказ-предупреждение, заставляющий читателя задуматься: а на чьей он стороне в этой тихой войне — на стороне Архипа, его друга или молчаливо проходящих мимо?
Аркадий Шакшин 09.12.2025 06:35 Заявить о нарушении