18. 6 Система Самости

                Что представляет собой система Самости?
 
              Из книги «Око духа» Кена Уилбера:

 (Стр. 292) «По словам Александера и др., «мы предполагаем, что [развитие] происходит через сам процесс спонтанного переноса доминантного локуса осознания [непосредственного самоотождествления] на всё более глубокие уровни ума [уровни сознания] … По нашему мнению, переход осознания к активному функционированию на более глубоком уровне лежит в предшествующих уровнях ума. Далее, когда осознание смещается от когнитивной структуры, в которую оно прежде было «внедрено», оно приобретает способность иерархически интегрировать и контролировать все когнитивные процессы, происходящие на предыдущем уровне … таким образом, глубинным побуждением к  развитию можно считать всё большее повторное открытие [«вспоминание» и анамнезис]  Самостью своей собственной внутренней природы как основы для всё большего охвата и освоения субъективного и объективного мира». На каждой из этих стадий припоминания то, что было целым, становиться частью более крупного целого, так что, по их словам, каждое целое приобретает статус внутренней подсистемы, а не главного субъекта ментальной жизни». …

Но снова отмечу, что Александер и др. не могут в полной мере использовать преимущества этого подхода из-за того, что с самого начала смешивают уровни и линии, а также устойчивое и переходное. …»

На взгляд Уилбера, «это становиться особенно очевидным, если мы обратимся к тому, что они называют четырьмя высшими стадиями роста (которые они определяют как трансцендентальное сознание, космическое сознание, утончённое космическое сознание и сознание единства), поскольку две из них определёно являются устойчивыми базовыми структурами, которые сохраняются в ходе последующего развития, а две – чисто переходными стадиями, теряющимися при последующем развитии. Устойчивые структуры – это каузальная Самость и недуальный Брахман-Атман. Временное состояние «пробы» каузального – это трансцендентальное сознание, обычно вызываемое медитацией. Когда это трансцендентальное сознание становиться постоянным и непрерывным в состояниях бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, авторы называют его космическим сознанием: это постоянная реализация Самости, Свидетеля (постоянство субъекта). Таким образом, трансцендентальное сознание – преходящий вкус Самомсти – как таковое утрачивается (оно отвергается; оно имеет переходную природу); однако каузальная Самость, раскрываемая в космическом сознании – это устойчивый Атман (каузальная сфера)».

               Что же  такое космическое сознание?

 «Космическое сознание есть третья форма, которая настолько же выше самосознания, насколько самосознание выше простого сознания … Главная характеристика космического сознания, как говорит само его имя, есть сознание космоса, то есть жизни и порядка вселенной».

Задача всей его книги, - говорит Бекк, - бросит хоть бы немного света на вопрос о том, что такое космическое сознание … «Вместе с сознанием космоса приходит интеллектуальное просветление, которое уже само по себе переносит существо, обладающее им, на новый план бытия – делает из него почти существо нового вида. К этому присоединяется чувство моральной экзальтации, неописуемое чувство возвышения и радости и усиление  морального чувства, которое само по себе настолько же поражающе и настолько же важно, как для индивидуума, так и для всей расы, как и усиление интеллектуальной силы. Вместе с этим приходит то, что может быть названо чувством безсмертия, - сознание вечной жизни: не уверенность в том, что она будет, а сознание того, что она уже есть» ( из книги П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 221).

                Какие чувства испытывает человек, обладающий космическим сознанием? Чувство единения со всем его окружающем.

«С достижением утончённого космического сознания Самость начинает окончательно преодолевать тонкий дуализм между субъектом и объектом. Эта переходная стадия (утончённого космического сознания) завершается, когда Самость поглощается (отрицается и сохраняется, дифференцируется и интегрируется) чистой Недуальностью как Таковой (Брахманом-Атманом), постоянной и непрерывной реализацией, которая остаётся неизменной посреди всех проявлений, теперь распознаваемых в качестве форм её собственной вовлечённости». 


Рецензии