Немного об язычестве
Иногда человеку, который много читает, неожиданно попадаются такие вещи, которые невольно заставляют бросить взгляд на прошлое. В бурято – монгольском шаманизме есть такое проклятие «Чотгор его побери». Сразу отмечу: чотгор – злой дух. У читателя невольно всплывёт в памяти фраза из фильма «Бриллиантовая рука»: Чёрт побери!. У меня враз родилась мысль: понятие чёрта у россиян появилось с пришествием монголов на Русь. Немаловажно и то, что язычники манси и ханты и буряты с монголами считали преисподней север нашей страны. Скандинавы в своих мифах также это отмечали. Конечно, понятие метафорическое, примерно, как Персефона в Древней Греции. Но, не маловажен тот факт, что души умерших летели к преисподней девять дней. Это у всех язычников. Парадокс! Какими знаниями человек обладал в древности, которые сейчас у нас просто ритуал: «девятины», «сорочины». Здесь надо отметить: Православие пришло уже на готовую почву, но все тайные знания язычества не взяло на вооружение, а стало его искоренять, хотя тот же шаманизм – это явление культурное, часть культурного кода народов Сибири. Монголы и буряты приняли буддизм, но жизнь у них протекает по законам языческим: Жилище и юрта оформляются строго по канонам древних знаний. В юрте строго ходят по солнцу, как все обряды в шаманизме. По солнцу совершают обряды и старообрядцы. А вот уже православные господствующей Церкви ходят при обрядах против солнца.
В монгольском и бурятском язычестве у человека насчитывается три Души: ами, сунесу, сульде. Примерно такое же количество Душ у других языческих культур Сибири, в частности у манси, хантов. Ами идет в верхний мир и связана ами больше всего с мозгом. Если ами покинет тело, то человек живёт, но теряет умственное способности и в частности: память. Кстати, шаман практически не может вернуть ами обратно.
Человек может долго жить без ами. С нижним миром связана сунесу. Эту Душу шаман может возвращать, и она стремится не уходить из мира человечества, иногда превращаясь в призраков. Россияне часто во время похоронной процессии пихтовыми лапками указывают ей путь на кладбище, языческий обычай. Сунесу отвечает в организме за все физиологические процессы: питание, испражнение, потоотделение и т.д. Во время сна ами и сунесу могут покидать тело и путешествовать. Внимательный читатель сразу свяжет процесс анимации с ами ( оживление фигурок, мультипликация). Для меня это очень интересно! Ами находится в верхней точке головы. По этой причине татары носят тюбетейку, евреи капу, россияне кепку. Бережно относятся к ами. Никогда не покидает тело сульде. Эта Душа связана абсолютно и неразрывно с телом. Если сульде покинет тело, то человек умрёт и уже не в силах помочь шаман, врач высокой категории. Но, что интересно сульде остаётся с нами, в окружающей среде. Вся среда заполнена сульде предков. Живут они чаще всего в растениях, камнях, горах и т.д. То есть язычники знали о существовании параллельного мира, который представлен нашими предками. Там живет Суворов, Кутузов и т.д. Шаманы могли пользоваться помощью предков (сульде). По этой причине язычники очень чтили предков; они явно считали: предки оказывают влияние на нашу жизнь.
Шаманы явно знали о потоке сознания, о чём сейчас говорят философы. Шаманы могли войти в поток сознания и как – то помочь конкретному человеку при заболевании, травме. Не отрицают язычники такого понятия, как судьба. Это их сближает с буддизмом и индуизмом (карма).
Для удобства читателя я сблизил монгольское язычество с мансийским, которое выделяло отдельные Души. Монголы же просто говорили о трёх сущностях Души. Осознав подобное в язычестве надо к нему бережно относится, как к любому религиозному течению, из него, в частности из шаманизма, можно много полезного почерпнуть.
Свидетельство о публикации №225120900911