Иисус ново теологический 2025

Иисус снова ново-теологический ...

              - Сони, увы ничего нового... кругом одна новая теология.
              Приложение.


ВКонтакте - гипер ссылка (нам чужого не надо).
 
"ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС"

С XIX в. проекты "Исторического Иисуса" пытаются реконструировать личность и биографию реально жившего Иисуса Христа. Делают они это с помощью историко-текстологических, историко-культурных и археологических методов, демофилогизируя (очищая от мифологических и фольклорных наслоений) тексты Нового Завета, а также привлекая апокрифы, римские и иудейские источники.
Смысл этого - отсечь искажения (добавления, наслоения) последующей (после распятия и вознесения Христа) христианской традиции; то есть увидеть и описать личность Иисуса ВНЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ - в контексте его собственной жизни в Римской Иудее I века, а не христианской доктрины последующих веков.

Как полагают критики, сделать это едва ли возможно, поскольку все тексты Нового Завета - продукт устной традиции: перед тем как быть записанными в виде Евангелий рассказы о личности и деяниях Христа передавались из уст в уста среди новообращенных, никогда Его не видевших. То есть образ Христа был уже мифологизированным и фольклоризированным до записи Евангелий, так живёт устная традиция.

Важно понимать, что Иисус Христос предстаёт персонажем не только устной традиции и не только персонажем письменных текстов - Евангелий, но и историческим ПЕРСОНАЖЕМ теологических реконструкций.

Персонаж всегда конструируется автором - например, историком, теологом или писателем. Так получается Христос, Бог, полностью сконструированный человеком.

Поэтому понятно, почему против этого восстают самые выдающиеся умы современной теологии - вроде Карла Барта или Рудольфа Бультмана: необходимо сохранить тайну, неизвестное у Бога. Ведь Он и есть абсолютно Иное, Неизвестное, лишь частично и по Своей воли открывающийся человеку.

Такое (с сохранением тайны) отношение к Богу будет подобающим.
В ином случае человек оказывается запертым в человеческом (историческом, философском, этическом или пр.) конструкте, в своих придумках по поводу Бога.

Это и бесполезно (поскольку человек / человеческое не может спасти), и глупо, и опасно (поскольку при этом человек отдаёт всю свою жизнь на свои иллюзии), и богохульно (то есть опять-таки - глупо и опасно).

Проекты "исторического Иисуса" в либеральной теологии - прямое продолжение научного позитивизма XIX века, но не из естественных наук, а из истории.

Такой позитивистский подход в теологии проникнут интеллектуализмом и критицизмом (поскольку происходит из передовой на то время науки), однако в своём консерватизме и методологической упёртости он оказывается схожим с фундаментализмом.

Фундаменталисты редуцируют понимание Бога к буквальному прочтению священных текстов, либеральные теологи - к истории и, опять-таки, к текстологии.

Реакция на редукционизм обеих позиций - диалектическая теология (Барт, Бультман, Тиллих и др.). Бог не должен быть редуцирован, иначе религия превращается в чисто культурный феномен и теряет смысл.

Бог спасающий и всемогущий прежде всего трансцендентен, Он не должен преподноситься нами как исторический персонаж - хотя Он и является в истории и в человеческом, но делает это по Своей воли."

                09.12.25.


Рецензии