Рязанские тайны поэта Бориса Пастернака. миниатюра

Анатолий Карпус


Рязанские тайны поэта Бориса Пастернака.


Несмотря на то, что легендарный  советский   поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года,- Борис Леонидович Пастернак (10.02.1890-30.05.1960), является героем  многих  статей и книг, посвященных его творчеству и личной жизни, есть в его биографии некоторые важные  события и факты, о которых известно очень узкому кругу лиц и, которые  можно отнести к личным тайнам  поэта. И самые главные из этих тайн, - это, несомненно, его рязанские тайны! Кстати, об этих «рязанских тайнах» ничего не знает даже такой самоуверенный знаток творчества Б.Л.Пастернака, каким считает себя Дмитрий Быков , автор монографии «Борис Пастернак» («Молодая Гвардия», Москва, 2007 г.) получивший за нее российскую литературоведческую премию.
Итак, рязанские тайны. Начнем с первой из них, которая связана с жизнью  поэта в старинном уездном городе Касимов, Рязанской губернии, где он жил в период с осени 1919 по осень 1920 года, в доме своего дяди, земского врача   Иосифа Исидоровича Кауфмана (1873-1940).   Доктор Кауфман жил в Касимове с 1902 года и владел двухэтажным домом, построенном в татарских традициях, - первый этаж из кирпича, второй –деревянный, -  который был  украшен  маленьким балконом, как это принято в южных городах России, например, в Одессе, откуда он был родом. Этот дом, несмотря на пожар в 2010 году ,который частично повредил  его фасад,  и сегодня находится на улице Либкнехта 11 (в прошлом Малая Мещанская), в центре города. К сожалению, в доме не осталось никаких вещей, которые могли бы напомнить современникам о пребывании поэта в его стенах. На этом доме нет даже мемориальной доски, что очень ярко характеризует отношение местных властей к истории своего прекрасного города. Вспоминая о временах пребывания поэта в  Касимове, нельзя избежать вопросов, о причинах  его приезда и о  занятиях в этом уездном городе? Как известно, в России шла гражданская война, был страшный голод, включая Москву, столицу Советской России. Из-за этого голода Борис Пастернак,- ведь у него не было «продовольственного пайка», как у поэта Сергея Есенина,- уехал в Касимов, где он, не только продолжал писать стихи , но и помогал  своему дяде, земскому доктору, вести прием больных, узнавая в общении с этими людьми много интересных и полезных  историй, которые позднее использовал в своей работе над романом «Доктор Живаго» . Например, о том,  как Лев Давидович Троцкий ,  вождь русской революции и выдающийся  оратор, приехав осенью 1918 года на  специальном военно-агитационном   поезде  в Рязань и за четыре часа своей   речи  перед дезертирами русской армии в рязанских казармах поселка Дашки, а их там было чуть больше 5 тысяч, настолько высоко поднял  боевой дух этих дезертиров, что они все, как один, пошли стройными колоннами на фронт!
Разумеется, в уездном Касимове было более тихо и сытно, чем в Москве,  столице первого в мире пролетарского государства. В Москве, в годы гражданской войны, властвовали не только комиссары Советской власти, но также  голод, холод и инфекционные  болезни, например, сыпной тиф, переносчиками которого были вши,  хотя и мелкие, но очень вредные и опасные в то время насекомые, о которых сейчас почти никто не вспоминают. Из-за этих страшных составляющих революционной  жизни Москвы, ее  покидали в те годы многие творческие люди: одни уезжали за границу, а другие, как поэт Борис Пастернак в маленькие провинциальные города, где жизнь была чуть-чуть сытнее и теплее. Кстати, поэт Сергей Есенин тоже часто  ездил  из Москвы в родную  рязанскую  деревню Константиново, чтобы немного отдохнуть от тягот  московской жизни и покушать домашней пищи, несмотря на, что Есенин получал продовольственный паек от Советской власти и поэту покровительствовал Лев Троцкий. 
Известно, что оказавшись  в Касимове, поэт Борис Пастернак несколько раз приезжал в Рязань. Известно, что в те далекие годы, самый удобный путь из Касимова в Рязань, был по железной дороге (узкоколейке). Эта узкоколейка начиналась во Владимире, проходила  через Мещерские леса  и заканчивалась на левом берегу реки Ока, на станции  Рязань-Пристань . Рядом с этой станцией располагалась    паромная переправа, благодаря которой, перебравшись на правый берег, вы оказывались у края  широких заливных лугах, за которыми и находилась собственно Рязань, до центра которой можно было дойти пешком за один  час  при хорошей погоде или доехать на извозчике, что было в два раза быстрее. Короче говоря, общее время пути  из  Касимова  в Рязань занимало целый день и по этой причине, всем приезжим  из Касимова, приходилось искать в Рязани ночлег. Согласно житейской практике, надежные адреса для ночлега или для короткого пребывания в городе, сообщали ямщики и рабочие на пароме, наконец,  многие приезжие в город, имели в  Рязани  знакомых и родственников. Были в Рязани и классные гостиницы, но в годы гражданской войны они использовались как общежития для военных и чекистов
И, понятно, что вторая рязанская тайна поэта Бориса Пастернака заключается в ответе на вопрос: насколько широк был список лиц, у которых молодой поэт мог оставаться на ночлег, приезжая в Рязань? По одной из версий, он мог ночевать в  доме, который находится по адресу улица Семинарская 10. В этом доме, прежде он принадлежал сестрам Хвощинским , с 1913 года жил и работал Павел Эмерихович Штейнлехнер, врач-фтизиатр, владелец первого в Рязани рентгеновского аппарата. Несомненно, дядя поэта, доктор Кауфман  был хорошо  знаком  с этим выдающимся  врачом  и молодой поэт, приезжая в Рязань с рекомендательным письмом от дяди, мог рассчитывать на ночлег в просторном доме Штейнлехнера , или в  домах других рязанских врачей, коллег его дяди, которые жили и работали в те годы в Рязани. Наконец, Борис Пастернак мог воспользоваться гостеприимством кого-то из рязанских поэтов!? Известно, что в Рязани в те годы был большой кружок ярких и молодых поэтов. Об этих рязанских поэтах первым рассказал рязанский краевед Марк Николаевич Мухаревский (1938-2016)  в рязанском литературном альманахе «ПЕРЕЯСЛАВЛЬ» №8 и в краеведческом журнале «Рязанский следопыт» №10 , в очерке, который он назвал   «Забытые рязанские поэты 20-х годов прошлого (ХIХ) столетия». Из этого очерка читатели узнали, что свой первый коллективный сборник стихов, эти молодые рязанские поэты выпустили в грозном 1918 году!  А после того, как в Рязани в 1920 году было создано Рязанское отделение Всероссийского Союза поэтов, рязанские поэты выпустили 10 поэтических сборников! В одном из этих сборников, под названием «Киноварь», который вышел в 1921 году, опубликовал свои стихи и Борис Пастернак! Выход в свет   книги стихов «Киноварь» в Рязани убедительно подтверждает, что Борис Пастернак  не один раз приезжал в Рязань и встречался с рязанскими поэтами, которые с радостью приняли его стихи в свой очередной сборник. Думаю, нет смысла обсуждать версию, что свои стихи для этого сборника, он мог переслать по почте или передать через посредников!?  Убежден, что поэт Борис Пастернак гордился своим участием в деятельности Союза Рязанских поэтов. Известно, что эта рязанская  творческая организация в те трудные годы имела свое поэтическое кафе и хорошее апартаменты, которые находились в цокольном помещении здания на улице Астраханской 28 в центре города.  До Октябрьской революции  это здание занимало  Рязанское Всесословное Собрание, где находилась  городская  общедоступная библиотека. В  настоящее время по этому адресу располагаются Приемная Главы Рязанской области и Музыкальная школа№1. Кстати, нельзя исключить, что  Борис Пастернак приезжал в Рязань также и затем, чтобы посетить Рязанскую синагогу,  на улице Право -Лыбедьская, дом 56. Известно, что   Рязанская  синагога. построенная в 1903 году на общественные деньги, существовала в Рязани до 1930 года! И, как стало известно в 2021  году нашелся частный инвестор, который готовится   восстановить это историческое  здание на правом берегу реки Лыбедь, очень  похожей на реку Иордан в Палестине, как полагали строители  рязанской синагоги. К сожалению, в 1956-58 года  река Лыбедь в этой части  города была спрятана под землю, в специальный коллектор, над которым был устроен  пешеходный  Лыбедский  бульвар. .
А теперь самое время перейти к третьей рязанской тайне Бориса Пастернака, которая связана с его знаменитым романом «Доктор Живаго». Лично у меня нет никаких сомнений, что название  романа родилось у поэта в один из его приездов  в Рязань, когда он узнал, что дворец из темно-серого камня  на улице Астраханская 30,    это здание бывшего дореволюционного «Банка Живаго», хозяином которого был, уроженец Рязани, известный  московский купец и меценат,-  Сергий Афанасьевич Живаго ! До сих пор, в пасмурную погоду, на фронтоне этого здания, которое сейчас занимает Администрация Рязанской области, можно увидеть тусклые следы от затертой надписи «БАНКЪ ЖИВАГО».
 А теперь, мои благоприятные читатели, заглянем внутрь соседнего здания,  по адресу улица Астраханская- Ленина, 28,  которое в  те  далекие послереволюционные  годы все еще  оставалось в памяти людей как  Рязанское Всесословного Собрание и где находилась городская общедоступная библиотека, которую, несомненно, посещал Борис  Пастернак, когда приезжал в Рязань из Касимова. И. заглянув внутрь здания Рязанского Всесословного собрания мы с удивлением обнаружим, что вестибюль  этого здания очень похожа на описание вестибюля  дома, в котором находилась  общедоступная библиотека города  Юрятин,  которую посещает Юрий Живаго, главный герой романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Напоминаю, читателям о том, что  в этой юрятинской библиотеке Юрий  Живаго  неожиданно встречает Лару Антипову, которую страстно любит и настойчиво разыскивает. Также напоминаю и о том, что встретив Лару Антипову  ,  Юрий Живаго  провожает ее из библиотеки на соседнюю улицу к дому, в котором она живет. Этот дом   имеет два этажа и построен из красного кирпича. Напротив этого скромного, невысокого дома из красного кирпича, находится большой, красивый каменный дом, украшенный кариатидами . Важно отметить что этот «дом с кариатидами» в романе «Доктор Живаго», очень похож   на реально существующий и в настоящее время здание ,которое  находится  в Рязани, по адресу улица Полонского.   дом 13, в прошлые годы эта улица называлась -Дворянская. Как известно, в настоящее время этот «дом с кариатидами» занимает кафедра физиологии Рязанского медицинского университета имени академика И.П. Павлова, а в двухэтажном доме из красного кирпича, который расположен напротив/улица Полонского дом16 и который тоже похож на  описание дома Лары Антиповой в Юрятине, устроен какой-то частный магазин. Несомненно, Борису Пастернаку, было хорошо известно, на какой улице в Рязани находится дом, в котором провел свои детские годы  поэт Яков Петрович Полонский, поскольку улица Дворянская был переименована в улицу Полонского уже  в 1919 году. Как известно, деревянный и одноэтажный дом господ Кафтыревых/ улица Полонского, дом 2/ , в котором поэт Яков Полонский жил у своей бабушки, сохранился в Рязани до 1930 года, а это означает, что поэт  Борис Пастернак, посетив Рязань весной 1920 года,  несомненно, побывал у дверей этого дома и хорошо запомнил улицу, на которой жил великий русский поэт Яков Петрович  Полонский/1820-1898/. Прошли годы и, задумав написать  роман «Доктор Живаго», о русской революции и гражданской войне в России, Борис Леонидович Пастернак,  несомненно, вспомнил не только   своего дядю Иосифа Исидоровича Кауфмана, земского доктора из Касимова, но также и свои посещения Рязани весной 1920 года, встречи с рязанскими поэтами  тех лет, дом Полонского на улице его имени и, несомненно, специально поселил  Лару Антипову,  героиню своего романа,  на   улице , которую и сегодня украшает «дом с кариатидами». Как известно, замысел романа о русской революции и гражданской войне в России, возник у Бориса Пастернака очень давно, еще в 30-е годы, но начало работы над романом, который он назвал «Доктор Живаго, относится к лету 1945 года. Возможно потому, что к  этому времени  дядя, земский  врач Иосиф Исидорович Кауфман,- уже умер и был похоронен в Касимове, на православном кладбище. Долгое время точная дата и место захоронения Кауфмана в Касимове были неизвестны, но в 2020 году  касимовский краевед  Олег  Романов, нашел могилу доктора Иосифа Исидоровича Кауфмана на городском православном кладбище. Можно допустить, что такое захоронение случилось не только потому , что жена доктора была русской и православного вероисповедания, а также еще  потому, что пациенты «доктора Кауфмана» не только в Касимове, но и в  окрестных селах и деревнях привыкли называть его «на русский лад»  Осип Сидорович когда он умер, никто не вспомнил, что он еврей и  похоронили его на  православном кладбище,  а не на еврейском кладбище, как полагали многие литературоведы, что позднее привело к забвению этого легендарного земского и советского врача, который стал прототипов не менее легендарного врача Юрия Андреевича Живаго, главного героя романа «Доктор Живаго». Как известно, этот роман  был опубликован за рубежом, прежде, чем  был напечатан в  СССР, так как многие советские издательства и литературные и журналы, в их числе и журнал «Новый Мир», отказали Борису Пастернаку в публикации его  романа Несомненно, это было сделано по рекомендации идеологического отдела ЦК КПСС , которым руководил  Михаил Андреевич Суслова/1902-1982/, который, как я полагаю, много лет препятствовал   популяризации  творчества поэта Сергея Есенина при Сталине   и Хрущеве , но снял все запреты при Брежневе , который, как известно,  хорошо знал и ценил стихи поэта Сергея  Есенина. Всем известно, что поэт Борис Пастернак был , как говорится, на «хорошем счету у Советской власти. Известно, что поэта знал и ценил сам «товарищ Сталин», так как знал о дружбе Пастернака с грузинскими поэта и ему нравились переводы стихов грузинских поэтов на русский язык., которые сделал поэт Пастернак. А поскольку Никита Сергеевич Хрущев, активно боролся против «культа личности Сталина» можно смело утверждать , что  «гонения» на поэта Бориса Пастернак могли быть связаны с  одобрением его поэтического творчества самим товарищем Сталиным!? Иначе  как объяснить, что факт публикации романа «Доктор Живаго»  за рубежом, а затем и присуждение его автору Нобелевской премии по литературе в 1958 году было представлено властями СССР и ее лидером Никитой Сергеевичем Хрущевым, а также большинством профессиональных советских поэтов и  писателей как предательство и антисоветчина. В резолюции Союза писателей СССР  от 28 октября 1958 года они назвали  Бориса Леонидовича Пастернака  самовлюблённым эстетом и декадентом, клеветником и предателем и даже «литературным власовцем ?! .    Как известно, поэта Пастернака несколько месяцев подряд «разоблачали» в крупнейших советских газетах, таких как «Правда» и «Известия», в литературных журналах, по радио и телевидению, вынуждая отказаться от присуждённой ему Нобелевской премии, что он и сделал, и об этом его  решении было гордо объявлено в печати. Так же известно, что роман «Доктор Живаго» сложный по форме роман и содержанию,  в СССР мало кто мог прочитать, однако не прочитав этот роман, зная только его название , многие советские граждане гневно   осуждали  его содержание, на организованных начальством собраниях среди рабочего дня   на заводах и  фабриках , включая  колхозы и совхозы.. Выступавшие называли Пастернака клеветником, предателем,  отщепенцем общества; предлагали его судить и выгнать из страны. Коллективные письма трудящихся публиковались в газетах, зачитывались по радио.. Важно отметить, что  кампания по шельмованию Пастернака получила ёмкое народное определение: «Пастернака не читал, но  осуждаю!» Также важно отметить, что похожая кампания осуждения с  ярлыком  «литературного власовца» повторилась и по отношению к  писателя Александру  Солженицыну/ 1918-2008/, который тоже , как и Борис Леонидович Пастернак был удостоен Нобелевской премии, но если Пастернак от премии отказался, то Солженицын подобного поступка не сделал, а оказавшись за границей, Нобелевскую премию все-таки получил и использовал ее  отложенное  вручение как рекламу своего творчества, которое после его возвращения в Россию в 1994 году составило 30 томов! Как известно, в литературном мире до сих не утихают  споры о том, кто был прототипом -доктора Живаго. Лично я считаю, что таким прототипом был дядя поэта, земский и советский врач/доктор/ из Касимова,- Иосиф Исидорович Кауфман. Разумеется, могли быть и другие прототипы  и тоже врачи, с которыми Борис Леонидович Пастернак был знаком или общался, потому что писатель, как и художник, работая над картиной в которой много персонажей, вначале делает эскизы , прежде чем, используя эти эскизы, формирует окончательные образы своих героев. Думаю, что никто не будет утверждать, что роман «доктор Живаго» поэта Бориса Пастернака, это роман о  российском враче и российской земской медицине. Да, главный герой романа врач, но он не только врач, который лечит телесные раны, он также и поэт, который лечит своими стихами людские души! Известно высказывание самого Бориса Пастернака  в 1947 году о прототипе  доктора  Живаго: « Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет  некоторую равнодействующую между Блоком  и мной (и Маяковским и Есениным быть может). Он умрёт в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, — 1903—1945 годы. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером …» Кстати, -и это мое личное мнение,- что вспоминая поэтов  Блока, Маяковского и Есенина, Борис Пастернак также вспоминал и Якова Петровича Полонского, жизнь и творчество которого он хорошо знал…Также важно напомнить,  мои благоприятные читатели, что начало работы над романом совпало у Бориса Леонидовича  Пастернака с завершением перевода трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира , а февралём 1946 года датируется первый вариант стихотворения «Гамлет», открывающего «Тетрадь Юрия Живаго», очень важной части содержания романа «Доктор Живаго».

 

 

Мемориальная табличка на старом православном кладбище(центральная аллея) города Касимов, Рязанской области. Место захоронения врача Иосифа Исидоровича Кауфмана, дяди поэта Бориса Леонидовича Пастернака, который стал  прототипом  главного героя его романа»Доктор Живаго».  2003 год.

В заключение, хочу высказать свое  личное впечатление о жизни и творчестве поэта Бориса Пастернака. Как  известно, 2018 году назад исполнилось  60 лет ( 23 октября 1958 года) со дня решения о присуждении Борису Леонидовичу Пастернаку Нобелевской премии по литературе  за роман «Доктор Живаго» Я был в 1958 году  школьником  5 класса, но, тем не менее,  хорошо помню, какая ожесточенная  компания травли против   поэта  Пастернака поднялась тогда в СССР! Так Союз Писателей СССР уже 27 октября 1958 года исключил поэта из своих рядов , а  30 октября, на торжественном собрании в честь 40-летия комсомола, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Владимир Ефимович. Семичастный/1924-2001/ в последствии председатель КГБ СССР,- назвал поэта «свиньей » и предложил  ему убраться  из СССР ! А в писательском поселке Переделкино, где жил поэт, «возмущенные советские люди» били стекла в окнах его дачи!  Точно также,-  и это я тоже  хорошо помню, поскольку уже   служил военным врачом в Чехословакии,- встретили в СССР   7 октября 1970 года,  известие о присуждение Нобелевской премии по литературе  рязанскому писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Но, если  подробности  жизни и творчества  Александра   Солженицына в Рязани хорошо известны, так как  в   Рязани он прожил  двенадцать лет ( с 1957  по  1969 год), и  его первая жена Н.А. Решетовская,  опубликовала о своей жизни с ним 7 книг  интересных  мемуаров. то подробности жизни и творчество Бориса Леонидовича Пастернака в Рязани и  Касимове,  до сих пор остаются тайнами , как для российских, так и зарубежных читателей.
Без ложной скромности признаюсь, что мой очерк, который вы сейчас прочитали, это только робкая попытка привлечь внимание российских и рязанских литературоведов  к этой очень важной для истории России теме, как в литературном, так и в политическом значении.  Так получилось, что на   2020 год пришлось  две важные даты, связанные с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака, которые оказались малозаметны. Первая,- это 10 февраля 1890 года, день рождения  поэта. Вторая,- 30 мая 1960 года,- день его смерти. Помнится, что на середине этих дат весной 2020 года, рязанская общественность готовилась к возможному открытии мемориальной  доски в честь поэта Бориса  Пастернака в Рязани!  Такая мемориальная доска должна была появиться на стене Рязанской музыкальной школы№1, на здании   бывшего  Рязанского Всесословного собрания, в котором в 1920 году было создано и активно действовало Рязанское отделение Всероссийского Союза поэтов. В этом здании поэт неоднократно бывал, читал свои стихи, и это здание, по моему мнению, было самое лучшее место для мемориальной доски в его честь.
 К сожалению, из-за карантина, связанного с  эпидемией  заболеваемости коронавирусом в России,  включая Рязань и Рязанскую  область, открытие  мемориальной доски в честь 130 -летия со дня рождения поэта  Бориса Пастернака,  было отложено и состоялось 30  мая 2021 года, но  по другому адресу: улица Радищева ( старое название- Левицкая) , дом  28 , на стене здания, в котором в наши дни находятся Администрация города Рязани и Рязанская городская Дума.  Авторами мемориальной доски стали   рязанские скульпторы Василий и Полина Горбуновы. Важно отметить, что инициатива об  открытии в Рязани мемориальной доски поэту Борису Леонидовичу Пастернаку  была инициировано Рязанской региональной общероссийской общественной организацией/РРООО/ «Ассамблея Народов России»  еще 1999 году , но в силу разных причин, в том числе финансовых, эта инициатива не была реализована. так как в Рязанской топонимической комиссии не было точных данных о том, какое здание в Рязани посетил поэт  Борис Пастернак, когда впервые оказался в  Рязани ,  уехав в начале 1920 года из голодной и холодной Москвы в Касимов, к своему дяде, земскому врачу  Иосифу Исидоровичу Кауфману… Кстати, в Касимове тоже нет мемориальной доски о пребывании поэта в этом легендарном городе, хотя дом  Иосифа  Кауфмана  существует.  Прошли годы и мемориальная доска в честь поэта Бориса Леонидовича Пастернака, несомненно, «по иронии судьбы» была открыта в Рязани, но не на стене Музыкальной школы №1, а  на стене здания Администрации города Рязани,  которое прежде, в годы СССР , занимал Рязанский обком КПСС.  Нет никакого сомнения, что в этих стенах все еще гуляют тени и звучат голоса  тех,  кто в 1958 году   осуждал Бориса Пастернака за его творчество,  а также и тени тех, кто не менее гневно уже в 1970 году осуждали  за Нобелевскую  премию  рязанского писателя Солженицына, тоже названный, как и поэт Пастернак «литературным власовцем»,  хотя поэт Борис Пастернак  «литературным власовцем» никогда не был.   
 




 




Важно отметить, что мемориальная доска в честь поэта Бориса Пастернака появилась в Рязани , по адресу Радищева, дом 28, только потому,  что  Галина Петровна Иванова, рязанский краевед и писательница, смогла отыскать  архивные документы о том, что в 1920 году, в советские годы, по  адресу улица Радищева /бывшая Левицкая/, дом 28 располагалась Рязанская губернская земская управа, в одном из помещений которой располагался  Рязанский Дом искусств, в стенах которого состоялось  первое  публичное выступление поэта Бориса Пастернака , во время одного из его посещений Рязани, 
 В заключении своего очерка, имею честь сообщить, что благодаря Олегу Владимировичу Романову, неутомимому рязанскому краеведу из Касимов,  на православном кладбище этого древнего города, им лично   была найдена могила Иосифа Исидоровича  Кауфмана, земского и советского врача, который, по мнению большинства рязанских краеведов, стал прототипом главного героя  романа «Доктор Живаго», автором которого был Борис Леонидович  Пастернак, получивший за этот роман  в 1958 году Нобелевскую  премию по литературе. Можно сказать, что Рязань стала судьбоносным городом в жизни и в творчестве поэта  Бориса Пастернака. Несомненно, что таким же судьбоносным городом для поэта стал и город Касимов. Верится, что в Касимове, на старом православном кладбище, рядом с металлической могильной табличкой , на которой кроме имени доктора Иосифа Исидоровича Кауфмана, указаны также имена его родственников, в недалеком будущем будет установлена мемориальная плита, достойная памяти прототипа главного героя романа Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».  Поскольку Иосиф Исидорович Кауфман как прототип главного героя романа «Доктор Живаго» должен навсегда остаться не только в истории советской и русской литературы, а также и в истории  городов Касимов и Рязань, нашей славной   Рязанской Земли! 
 11.10. 2022/25/гг. г.Рязань.


Рецензии