Панегирик

*
Панегирик — это ЛТР произведение или ораторское выступление, посвящённое восхвалению личности, события, идеи или предмета.

ЦЕЛЬ — прославление и увековечивание объекта восхваления, создание положительного образа и воздействие на аудиторию.

Термин происходит от греческого слова ;;;;;;;;;;; («всенародное празднование»). В переносном смысле П называют восторженную похвалу кому-либо или чему-либо.

В литературе
П может быть написан в форме стихов или прозы. В стихах — с рифмой, метрикой и др. поэтическими приёмами, в прозе — с литературной прозой, что позволяет более детально и конкретно описывать достоинства объекта восхваления.


ПРИМЕРЫ: 
Оды XVIII века, пронизанные панегирическими мотивами, например, «Фелица» поэта Гавриила Державина, где звучит восхваление героини, премудрой царевны Фелицы (под ней подразумевается императрица Екатерина II).

Произведение «Похвала глупости» Эразма Роттердамского — панегирик, в котором высокопарными фразами говорится о невежественности и наивности.
В ораторском искусстве

П — это похвальное слово оратора в честь к-л или ч-л. В этой форме П может быть произнесён перед аудиторией с помощью ритор. приёмов и выразительных средств.

ПРИМЕРЫ: 
Речь афинского политика Перикла в честь павших в битвах при Марафоне и Саламине — панегирик, цель которого — вдохновить современников на подвиги во имя общего блага.

Речь римского писателя Плиния Младшего, посвящённая императору Траяну, — панегирик, образец дипломатической лести.

Какие приёмы используются в панегириках?
Алиса
В панегириках используется комплекс ритор. и ЛТР приёмов, нацеленных на максимальное возвеличивание объекта восхваления. Ниже — ключевые из них.

1. Гипербола (преувеличение)
Намеренное усиление достоинств, заслуг, масштаба деяний.
Пример: «Его мудрость озаряет весь мир, словно солнце» (вместо нейтрального «Он умный человек»).

2. Анафора (единоначатие)
Повторение слов/конструкций в начале строк или фраз для ритмического усиления и эмоционального воздействия.
Пример: «Он — защитник. Он — просветитель. Он — надежда народа».

3. Антитеза (противопоставление)
Сопоставление величия героя с ничтожностью препятствий/противников или слабостью говорящего.
Пример: «Мои скромные слова не в силах передать величие его подвига».

4. Метафора и эпитет
Образные сравнения и красочные определения, создающие идеализированный портрет.
Примеры: «столп нации», «светило науки», «неукротимый дух».

5. Риторические вопросы и восклицания
Вовлечение аудитории, усиление пафоса.
Примеры: «Кто сравнится с ним в доблести?!», «О, сколь величественен его труд!»

6. Параллелизм
Структурное повторение фраз для создания ритма и акцента на ключевых идеях.
Пример: «Он строил города — он созидал будущее. Он учил людей — он сеял знание».

7. Аллюзии и исторические параллели
Сравнение героя с мифологическими, библейскими или историческими фигурами для придания ему «вечного» масштаба.
Пример: «Подобно Гераклу, он преодолел немыслимые испытания».

8. Градация
Нарастание интенсивности характеристик для кульминационного эффекта.
Пример: «Он был смел, отважен, бесстрашен, непобедим!»

9. Парентеза (вставные конструкции)
Дополнительные замечания в скобках или тире, усиливающие эмоциональность.
Пример: «Его решение (о, сколь мудрое!) изменило судьбу страны».

10. Эпанастрофа (повтор последнего слова фразы в начале следующей)
Создаёт плавный переход и подчёркивает ключевое понятие.
Пример: «Слава его бессмертна. Бессмертна, как звёзды на небе».

11. Лексика высокого стиля
Использование архаизмов, книжных слов, торжественных оборотов.
Примеры: «дерзновенный», «благодеяние», «восславить».

12. Обобщения и абсолютные оценки
Утверждения без оговорок, подчёркивающие безупречность объекта.
Примеры: «Он — идеал правителя», «Его вклад бесценен».

*
ВАЖНО:

В ораторских П особую роль играют интонация, паузы, жесты — они усиливают воздействие приёмов.
В литературных П(например, одах) активно используются рифма, метр, звукопись для создания торжественного звучания.

Современные П (например, в рекламе или PR) часто сочетают эти приёмы с персонализацией («Он — легенда нашего времени») и апелляцией к ценностям аудитории («Его труд — гордость нации»).


Рецензии