Двойственная сущность русской бани

Как видно из вышеприведенного краткого обзора роли бани в  русской «народной» вере, она обладает крайне противоречивыми двойственными характеристиками, рожденными в общественном славянском сознании многовековой трансформацией языческой веры в веру христианскую.

Старинный белорусский наговор при омовении от скверны в бане:
«Вадзица, царица, ачисчельниц наша, бяжи ты по мхам, по балотам, абсчисщае карення, камення, – абсчисц ты ма цел грешна а усяка сквернасци».

Двойственность философской сущности бани является иллюстрацией к ее изменяющейся роли в жизни славян на протяжении всей истории ее существования.  На Руси баня служила людям как домашнее святилище, место вознесения молитв и принесения жертв языческим богам, обращения к духам предков, задабривания злых духов, «храмом» для совершения важнейших обрядов перехода (наречение имени по рождению, взросление, вступление в брак), места для магического и народного целительства, «палатой интенсивной терапии», «палатой для буйнопомешанных», местом для изгнания злых духов из одержимых, тайной обителью колдунов, родовым залом, местом заключения и казней, «хосписом» для умирающих, моргом, крематорием и кладбищем для умерших. И все это, не считая прямых гигиенических и хозяйственных функций бани: гигиены тела, стирки, пропаривания, заготовки пищевых припасов и т.п.
Далее мы попробуем раскрыть особенности некоторых из этих  необычных функций бани, многие из которых, до сих пор существует  в глубинах нашей крайне интересной и необычной народной жизни.

Жизнь и смерть идут рука об руку в культуре любого народа. Русская баня сумела уникальным образом объединить под своими сводами и облаками пара мир живых и мир мертвых. Именно в бане происходили встречи и пересечения этих миров.

В славянской мифологии к  обретению матерью ребенка причастны баня, каменка и огонь  [Криничная Н.А., 2004]. Именно в бане русская женщина, верная своей родовой (во всех смыслах этого термина) памяти, обращалась с молитвой к душам предков до девятого колена с просьбами о содействии в зачатии  и деторождении, молясь на огонь в каменке и принося жертвы духам предков, целуя отсывшие камни печи и обливаясь водой, троекратно пропущеной через них.  Согласно славянской мифологии, баня является символической утробой Матери-Сырой-Земли. И нигде как в бане молитвы будущей матери могут быть услышаны богами и богинями, отвечающими за зачатие, развитие плода и успешные роды.

По представлениям древних славян Род, «сидя на воздухе, мечет на землю груды, и в том рождаются дети»  [Кутарев О.В., 2013]. Души людей попадают на Землю в виде капель дождя, становятся водой, и обретают силу в виде пара на банной каменке.   Финны, называя этот пар «l;yly»,   почитают его душами предков, участвующих в круговороте повторных смертей и рождений. 
В России также сохранилось устойчивое выражение из глубокой древности: «Дух парной – дух святой». Из-за подобия миру в миниатюре, где рождаются облака, баня считается лучшим местом для решения всего круга вопросов, связанный с зачатием и рождением.

Родится человек на смерть, а умрет на живот.
Русская пословица

В этой ипостаси баня предстает как лоно, утроба Матери-Сырой-Земли или Мадер-Акки в финно-угорской мифологии  (Демкин А., 2011) – богини, которая соединяет душу человека с телом,  обеспечивает зачатие, пол младенца, рождение и развитие ребенка. Помогают Матери-Сырой-Земле ее помощницы – Рожаницы и (или) Суженицы, которые, кроме своей божественной ипостаси, являются одновременно еще и душами предков – умерших матерей.

Прочесть материал о Колдовской русской бане можно здесь: https://onkto.ru/blog/mix-blog/koldovskaya-russkaya-banya


Рецензии