Русский Лечебник О посещении бани

Публикуемый отрывок взят из «Лечебника» – приложения к одному из изданий «Домостроя», составленного в XVI веке протопопом Сильвестром.  Текст «Лечебника» представляет собой перевод на русский язык средневекового европейского медицинского  текста. 

Учитель магистр говорит: в баню ходим не ради стужи и холода; париться следует тем, кто не работает, наедается всласть и с излишком вино или пиво пьет, от чего возникают отеки между кожей и телом. Людям таким следует париться только в сухом пару; (1) прочим же людям, которые много работают и ездят по жаре, так что пот истекает — такие пусть парятся в бане с водою и пот омывают. Мастер говорит: когда идешь или в баню, или банки ставить, пусть будет луна на ущербе, тогда полезно ходить в баню.
Любому человеку полезно ноги парить теплой водою, настоянной на ромашке, ибо это глазам и мозгу и голове хорошо. Голову парим на пустой желудок (2)  или много после еды; делай так каждые пятнадцать дней, но не больше, чем через двадцать. В баню не ходи сразу же после еды или, подвыпив, подожди, пока пройдет после стола три-четыре часа [3].  В бане же пить нельзя, потому что тогда возникает боль в печени [4].   Да и после бани не сразу садимся есть или пить, пусть тело охлодится. Паримся же в среднем жару, а не в жарком, потому что горячий пар не даст открыться всем порам тела, и станет пот между кожей и телом. Вредно париться долго в жару, от этого возникает бессилье, и природное тепло тела отгоняет, и наведет на тебя безразличие и к питью и ко сну. Выйдя из бани, остужайся не сразу, ибо тогда постигнет великое зло голову, мозг и кости, и спину, возникнет судорога или грыжа [5].    Умеренно париться — телу радость, полезно то и для вельмож и для любого воздержанного человека — иные же любители начинают париться, когда пища наполовину не переварена, оттого они сильно толстеют, и часто такое парение наводит на них болезни.
Если же у кого-то болят живот, голова, глаза или зубы, язык или раны сеченые, или грыжа, или опухоль, или если кто-то объелся — такие пусть в баню не входят, а если войдут — получат тяжелые болезни [6].   

И прежде чем в баню войти, сядь на стульчак да походи немножко. Пусть никто не пьет ни вина, ни пива, никаких напитков холодных в бане, а после бани не ест ни перца, ни лука, ни чеснока, ничего горячительного. Прилежно внимай совету, потому что иначе возникает болезнь под названием «собачий аппетит», то есть ненасытность. Кто захочет сильно пропотеть в бане, пусть до бани не пьет. Банный пар от многого лечит, как уверяют знатоки, потому что пар размягчает нутро и отворяет поры, и накопившийся вредный пот изгоняет, и злой дух, столь же вредный, испускает, и сон наводит, и вредоносную ослабляет телесную влагу, и пищеварение наладит, и успокоит усталость, и даст аппетит [7].   

Иногда же и баня до болезней доводит, потому что силы телесные в ней убавляются; тогда покажется человеку, будто сердце его разгорается, и давит его, и смертельный пот выступает, и смерть находит — если в баню войдет без вниманья к тому, что выше написано [8]    [Цит. по: Лечебник. О посещении бани., 2008].

Комментарии автора:
Раздел «О посещении бани» актуален даже с точки зрения современной медицины.

1. Людям, страдающим отеками, с ожирением, плохо потеющим показана только суховоздушная или ИК сауна. 
2. В средневековой Европе существовали парные – бочки, где голова человека оставалась снаружи, как в  современных спа-капсулах. 
3. Современные рекомендации допускают выдержку 1,5 – 2,5  часа после еды и точно также запрещают прием алкоголя.
4. Современные рекомендации: выпить не более 2 стаканов изотонического напитка перед баней и не пить во время посещения бани.
5. Погружение с головой в ледяную воду сразу же (без паузы в 2 – 3 минуты) после выхода из парной значительно увеличивает риск сердечнососудистых катастроф. О правильном охлаждении будет рассказано в медицинском разделе книги.
6. Любой воспалительный процесс, боль, травма – являются противопоказаниями для посещения бани. Подробный список  противопоказаний смотрите в медицинском разделе книги.
7. Уточним – лечебный эффект оказывает не пар как таковой, а тепловое воздействие бани. Лечебные свойства банного пара сильно мифологизированы. В современной медицине с лечебными целями используют в основном суховоздушные или инфракрасные сауны.
8. Золотые слова! Мы посвятим подробному рассмотрению вопроса о правильной подготовке к бане и проведению банных процедур II –ю часть книги. 

Баня на Руси почиталась официальной медициной, во времена, когда выбор других лечебных средств был весьма органичен.
И что уж говорить о народе, котрому баня и народные целители заменяли в прежные времена медицину. «Сауна – аптекарь бедняка», – так метко подмечали в Финляндии.  Не мудрено, что баня почиталась в народе как «Матушка – целительница», считалась верным средством не только для борьбы с болезнями «от злых духов, глаз, людей», но и хорошим способом лечения очень многих «обычных» заболеваний.
Английский посланник граф Чарльз Карлейль, бывший в России с 1663 по 1664 год во во время царствования Алексея Михайловича писал: «Наконец Москвитяне имеют общее средство… для сохранения здоровья и излечения болезней — употребление бани... Чтобы предупредить болезнь или излечить ее, они часто ходят в баню, откуда и происходить, что нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» [Карлейль Ч., 1879].
Датский посланник Юст Юль, бывший в России в петровское время отмечал, что «у русских во всей их стране всего-навсего три доктора; лечат они ото всех болезней, и прибегают к ним все, как больные, так и здоровые: первый доктор — это русская баня, о которой только что сказано, второй — водка, которую пьют, как воду или пиво, почти все, кому позволяют средства, и третий — чеснок, который русские употребляют не только как приправу ко всем кушаньям, но и едят сырым среди дня».  Описывая Киев, Юст Юль отметил бани, использовавшиеся для лечения лиц с психическими расстройствами: «У пещер, близ церкви, построена небольшая баня, куда, как мне объяснили, сажают сумасшедших: просидев там два дня без пищи, они будто бы выздоравливают. Но на вопрос мой, всегда ли удается такое лечение, мне ответили, что Бог кому захочет помочь, тому поможет» [Юль Ю., 2001]. 

Французский капитан на русской службе Жак Маржерет в 1607 году описал русский традиционный банный «лечебный» ритуал: «Если же заболевают простолюдины, то они берут обычно добрую чарку водки и засыпают туда заряд ружейного пороху, или же головку толченого чесноку, перемешивают все это и выпивают, затем сразу же идут в парилку, столь жаркую, что почти невозможно терпеть, и сидят там, пока не пропотеют час или два, и так поступают при всякой болезни»  [Маржерет Ж., 1913].

На Руси считалось, что жар у больного следует лечить «прением»  в бане, по принципу «клин клином вышибают». Порой уже бесчувственных больных затаскивали на банный полок, и парили там до часа кряду, до наступления долгожданной «целебной» испарины, которая в таких случаях иногда бывала и последней в жизни больного. При желтухе больного парили в бане вениками из 3-х летней конопли, и заставляли дышать дымом от конопляных семян.
Баней в многих народных поверьях запрещалось пользоваться во время инфекционных болезней. Но мотивом такого табу было не противоэпидемические соображения, а воззрения на инфекцию, как на болезнь «которую магия не берет», а потому ее (болезнь) не надо сердить попытками изгнать в бане. Тогда болезнь «погостит и уйдет» [Панина Т.И., 2014]. Но для лечения оспы использовали ритуал «поджигание оспы», заключавшийся в том, что долго парились в бане при «несусветном жаре», а веник подкладывали на перекресток дорог или закидывали на огород «к дальним людям». Существовало также поверье, что если попариться в бане с больным оспой одним веником, то болезнь не придет. 

Кожные болезни лечили грязью из-под банного пола и водой, капающей с полка. Чесотку лечили смесью дегтя с куриным пометом. Большую целительную роль в народе приписывали паровым ваннам с навозом. Для этого в кадушку клали мякину и коровьи или лошадиные экскременты, наливали горячую воду, клали поперек кадушки доску и садились на нее, накрываясь дерюгой. Сидели так, пока вода в кадушке не остывала.  При лечении сифилиса использовали для паровых ванн отвар костей скота и конский навоз [Попов Г., 1903]. Навоз использовали и при «водянке»: больному устраивали навозные ванны в бане. Для этого топили баню, натирали больного на полке скипидаром с деревянным маслом и укутывали  в свежий навоз до головы. Процедура длилась до остывания навоза и бани. Процедуру рекомендовалось повторять до 3-х раз.
В литературе описан успешный случай излечения «от водянки» с помощью обертывания в не очень горячей бане в войлок с теплой золой. В 1792 году опытный фельдшер Яков Кривцов таким образом вылечил слугу плац-майора Семипалатинской крепости И.Г. Андреева по имени Григорий. Он  продержал больного Григория в бане три  дня до «исчезновения воды парами»,  и еще три дня после – до «полного избавления от болезней» [Дуров И.Г., 2013]   Интересно, что в Турции в начале XIX века  для пьяных предлагали особую «банную» процедуру: их «с бережливостию» относили в ближайшую баню и укладывали спать на теплую золу [Пуквиль Г., 1805].

Особые «целительные» свойства народная мысль приписывала всевозможным растираниям в бане. Для «целебных» банных растираний использовали в различных сочетаниях следующие субстанции: редька, керосин, водка, соль, хрен, скипидар, крапива, деревянное масло, свиное сало, мед, деготь, коровье масло, патока, муравьиный спирт, мухоморовое масло, кирпичное масло (масло с толченым кирпичом), глистяное, земляное  и костяное масло, «водяной мох».
При ревматизме, ломоте, желтухе, золотухе больных «сажали на пары», то есть устраивали  паровые ванны с различными травами и растениями. Воду «для паров» нагревали в кадке при помощи раскаленных камней или кирпичей, больного сажали над кадкой и укрывали с головой или только туловище для «действия паров». Популярны были паровые ванны из вареного муравейника, соломы, сена и трухи. При простуде, болях в горле, кашле  применялось вдыхание пара. А при женских болезнях «парили низ». После бани больного обязательно помещали в тепло на печь под шубы.
Банное тепло, способствующее расслаблению и растяжению мышц, традиционно использовали в своей практике деревенские  костоправы. Распарив больного, они растягивали мышцы, делали массаж, растирали тело маслами и делали компрессы, вправляли вывихи, «ставили на место» позвонки, ребра, «правили» кости черепа, занимались «правкой живота». При переломах костоправы сопоставляли обломки костей для их правильного сращения. Для «заращения костей» использовали мази из деревянного масла, воска, мыла, свиного сала, яичной муки, ладана, водки и камфары.

Очень интересное использование бани астраханскими ныряльщиками  в конце XVIII  описал своих записях путешествовавший по России «доктор врачебных наук» Самиуил Георг Гмелин: «Они прежде, нежели приступят…, выпивают по стакану водки, около четырех унций, потом входят в весьма горячую баню, при самой перегородке находящуюся, и бывают в оной по получаса, потом одеваются шубою, входят в назначенную для них лодку, раздеваются на том месте, где осмотр уже был делан, ограждают чело крестом трижды и, наконец, мало-помалу опускаются в воду до дна. В сем состоянии опускаются они то вверх, то вниз, чтоб о состоянии перегородки получить совершенное сведение, по тех пор, пока, наконец, необходимо для принятия воздуха наверх подняться должны будут, где они потом высовывают свои головы для принятия в себя жизненного бальзама и по сем прохлаждении опять в глубину опускаются, и сие повторяют по тех пор, пока все тело околеет и дрожать начнут. Потом поспешают опять в баню, пьют в другой раз водку, входят опять в воду и повторяют перемены стужи и теплоты по тех пор, пока, наконец, кровь из носу и из ушей пойдет, и они почти бездушны в следующую за ними беспрестанно лодку броситься должны. Самый сильный водолаз за один раз не может быть в воде более семи минут и не может вытерпеть в день более пяти раз тех перемен, кои жаркая баня, холодная вода и недостаток воздуха влекут с собою. Однако, он, как слабейший человек, в рассуждении здоровья очень много зла претерпевает. Во все сие время ежедневно водолаз подвержен бывает следствиям превеличайшей глухоты. По крайней мере, ни один не достигает до той цели жития, которую природа людям положила. Ни один не бывает в состоянии более десяти лет отправлять сего ремесла. Многие после трех и четырех лет умирают, получают водяную болезнь и лом в костях» [Гмелин С.Г.,1936].
В то время водолазы не могли знать, что если бы они вовсе не использовали баню и не пили водку до и после погружений, то с большой вероятностью, жили бы дольше (не принимая в расчет последствий декомпрессионной болезни)  [1].

Комментарий автора:
1. Почему «водолазные люди» прожили бы без бани и водки дольше?  Применение бани и водки усиливают переохлаждение водолаза в воде за счет увеличения теплоотдачи из-за увеличения кожного кровотока.  Применение бани увеличивает выраженность теплового стресса для организма из-за большего различия температур сред. Погружение с головой в холодную воду после горячей бани способно вызвать рефлекторную остановку сердца. Сочетанное употребление бани и водки (даже не считая погружения в холодную воду) значительно увеличивает риск внезапной смерти. 


Рецензии