Андрей Бартенев

Майская экспозиция 2025 года в пространстве Cube выдалась особенно интересной.
Я, например,  давно догадывался, что Аня Желудь – гениальная художница, но выставка  ее произведений «Абзац» делает это очевидным для всех, кто понимает. На этот раз она выставила пучки проволоки – материал, из которого она ваяет свои знаменитые инсталляции.
Смысл проекта: «Абзац подкрался незаметно».
Интересны ароматическая бумага Кристины Исаевой, объекты Лидии Жудро, подборка работ Александра Ситникова (галерея Культпроект), «Обретение утраченного» Марии Головкиной на тему Пруста, и некоторые другие, но центральное место занимает грандиозный проект Андрея Бартенева «Что за цирк?»
Здесь собрано множество работ самых разных жанров, - не только про цирк, но и про все необычное и странное. Встречаются вещи самых разных художников России и мира. Впечатление от выставки многократно усиливается из-за присутствия в ней  множества артефактов смешанного жанра – синтеза скульптуры, одежного манекена и огородного пугала, многие из которых созданы Бартеневым. В результате посетитель ощущает себя участником ярмарочного действа – яростного и лихого; у него улучшается настроение и поднимается жизненный тонус.
Я ходил по выставке, ища – кому бы все это высказать, когда заметил женскую компанию, окружавшую мужчину довольно странного вида. При высоком росте он был худым и костлявым, переставляя ноги, как будто ходил на ходулях. Его фигура увенчивалась маленькой круглой головкой с гладким бледным лицом.
Когда вся группа переместилась в центр зала, и высокий мужчина принялся рассказывать о выставке, я понял, что передо мной  - Андрей Бартенев собственной персоной, и у меня в голове забрезжил план выступления, котором присутствовали  следующие слова.
«В радостном возбуждении ходил я по выставке, с радостью погружаясь в представленные работы, и вскоре понял, что цирк – это только рамка, в которую помещено пространство Современного Искусства, - той его разновидности, которая не боится подойти к грани китча, негде ее не переходя, - пространство игры, в котором задействованы многие мастера, но всегда чувствуется присутствие Магистра Игры (термин почерпнут из  «Игры в бисер» Германа Гессе) – Андрея Бартенева».
Подойдя к женщине, которая выглядела, как устроительница действа, я ей шепнул, что хотел бы выступить от имени публики;  она мне ничего не ответила, но и не запретила. Тогда я решил подождать подходящего момента.
Бартенев, между тем, начал экскурсию по выставке, подробно рассказывая о представленных произведениях, и делая особый упор не графику. При этом он неизменно повторял, что все, что выставлено – продается.
Я сопровождал Бартенева с полчаса, и под конец заскучал: провенанс представленных работ меня не интересовал. А потом и вообще ушел, поняв, что случая выступить мне не представится.
                Июнь 2025 г.


Рецензии