Бродячий цирк
В XIX веке, Европа жаждала ярких впечатлений. В то время как русский балет уже давно покорил сердца ценителей искусства в России, и за ее пределами, цирковое мастерство только начинало свой путь к широкой известности. Жизнь артистов была чередой захватывающих событий и непредсказуемых поворотов. Перемещаясь из одного населенного пункта в другой, они встречали самых разных людей, знакомились с их обычаями и укладом. Порой их выступления вызывали бурный восторг, но случалось, что публика встречала их с опаской и недоверием. Тем не менее, артисты неустанно стремились подарить зрителям моменты счастья и чуда, отвлекаясь от собственных невзгод.
По пыльной дороге, на окраинах Льежа, медленно двигался обоз. Среди повозок, груженых всем необходимым, выделялась клетка на колесах, в которой важно восседал бурый медведь. Рядом, привязанный за узду к одной из телег, шел ослик. Как настоящий артист, он не нес никакой поклажи, а лишь послушно шёл, покачивая головой с длинной челкой. Белый с черным ухом пёс Бим, то забегал вперед, то отставал от каравана. Он успевал и полаять на собак, которые ходили со стадом коров, и поднять на крыло птичку, присевшую на придорожный куст. В цирковой труппе было всего две семейные пары, клоун и юная акробатка. Девочку звали Анюта, и она была дочерью клоуна дяди Вани.
Анюта и другие артисты.
Анюта, еще совсем юная, но уже обладающая удивительной грацией и ловкостью, с раннего детства впитывала в себя атмосферу цирка. Каждый день для нее был новым представлением, новым вызовом. Она помнила, как впервые ступила на арену, как дрожали ее коленки перед десятками глаз, но как только зазвучала музыка, страх отступил, уступив место волшебству. Ее отец, был ее первым учителем и самым преданным зрителем. Он учил ее не только акробатике, но и тому, как важно дарить людям смех и радость, как находить свет даже в самые темные дни.
Все члены труппы – выполняли сразу по два - три номера. Сильные и ловкие жонглеры и грациозные наездницы, превращались в канатоходцев и фокусников, исполняли комический номер с собачкой Бимом, которая умела считать и знала цифры. А клоун Весельчак с вечно нарисованной улыбкой, выступал как дрессировщик медведя и ослика - Иван Чернов, над ними, под самым куполом, в кольце парила Анюта.
Артисты делили между собой не только цирковые номера, но и хлеб, и горести, и триумфы. Ночи в пути были долгими, часто холодными, а дни – полными тяжелого труда. Но на арене они чувствовали себя настоящими волшебниками, способными преобразить серую реальность в яркий праздник. Медведь, грозный на вид, на самом деле был ласковым гигантом, любимцем всей труппы. Дядя Ваня, человек с обветренным лицом и мозолистыми руками, проводил с ним часы, обучая его трюкам, но главное – понимал его без слов. Ослик же, казалось, обладал не меньшим артистизмом. Он знал, когда нужно остановиться, когда ускорить шаг, и часто изображая упрямца, смешил всех до слез. Его присутствие придавало представлению некую домашнюю уютность, что очень нравилось публике.
Яркий шатер, украшенный развевающимися флажками и лентами, каждый день манил к себе зрителей, некоторые из них приходили уже не раз. Они рассаживались на свободные места устроенные на деревянном помосте с обитыми тканью лавками, а в центре балагана, отделенная невысоким бортиком, располагалась арена. Сверху, из-под купола шатра, свисали веревки и лестницы, готовые стать частью захватывающих номеров. На одной из веревок висело кольцо, на другой – огромный, сверкающий шар, обещающий чудеса.
Поклонники и недоброжелатели.
Особенно запомнился им небольшой городок на юге Франции. Местные жители, уставшие от однообразной жизни, приняли труппу с распростертыми объятиями. Представления проходили с аншлагом, а после выступлений артистов приглашали в гости, угощали местными деликатесами и рассказывали о своих проблемах. У Анюты появился горячий поклонник, юный художник Пьер , который был очарован ее красотой и талантом. Он рисовал ее портреты, писал стихи и мечтал о том, чтобы она стала его музой. Такое поведение не могло остаться незамеченным как для родителей юноши, людей зажиточных, так и для семьи девушки, с которой он был помолвлен с детства. Пьер имел серьезный разговор с родителями, по поводу посещения балагана. Но никакие уговоры не могли помешать ему снова и снова приходить на представление. Единственное средство, как им казалось, было избавиться от цирка и циркачки Анюты.
В тот вечер цирк был полон. Десятки глаз, затаив дыхание, следили за юной акробаткой, бесстрашно порхающей под куполом. Она взлетала под купол шатра, исполняя головокружительные трюки, балансировала на канате, словно пушинка, и с улыбкой приветствовала бурные аплодисменты. Но внезапно, привычную цирковую атмосферу разорвал жуткий, утробный рык. Все замерли. Это был медведь, огромный, бурый, обычно такой спокойный и послушный. С ним явно было что то не так. Сначала он рухнул на пол арены, начал яростно тереться мордой о бархатное покрытие, словно его что-то мучило. Затем, поднявшись на задние лапы, он с грохотом опрокинул подпорки и, к ужасу зрителей, кинулся на дрессировщика, подмяв его всем своим весом. Подпорки ослабили канат, Анюта не смогла удержаться за падающее кольцо и полетела вниз. Паника охватила толпу, лавки зашатались, а флажки на шатре, казалось, перестали развеваться, словно предчувствуя беду. Кровь брызнула на арену.
Женщина в черном
Никто не видел, откуда появилась женщина в черном. Была ли она на представлении или материализовалась из воздуха. Она быстро вытянула руку вперед, резко наклонилась и стукнула о край подпорки. "Que ce jour revienne en arri;re! Que tout le monde soit vivant et en bonne sant;, et que la personne qui a fait le mal ne puisse pas le faire!"- крикнула она на французском языке (" Пусть этот день вернется назад. Пусть все будут живы и здоровы, а человек сделавший зло не сможет его сделать".)
В воздухе звякнуло, словно разбилось хрупкое стекло, и мир вокруг как будто замер, а потом с бешеной скоростью начал отматываться назад.
Лилиан спрятала монету в маленький мешочек висевший у нее между складками одежды. Облегченно вздохнула и растворилась среди толпы так же не заметно как и появилась.
Волшебство под куполом
Воздух был наполнен предвкушением чуда, запахом опилок , конского навоза и цветов. Под ярким светом газовых ламп разворачивается настоящее волшебство – цирковое представление, которое завораживает и восхищает зрителей всех возрастов.
Первой на арену выбежала Анюта. Под звуки жизнерадостной музыки она взлетела под купол, выполняя свои трюки на трапеции. Зрители с замиранием сердца следили за ее прыжками, любуясь ее красотой и грацией.
Затем музыка стихла.
"На арене дрессировщик - Иван Васильевич Чернов со своими питомцами! - обьявил новый номер "балаганный дед" .
Медведь, облаченный в расшитый камзол, неуклюже переваливался по арене, демонстрируя свою силу. Дрессировщик взял в руки балалайку и медведь чинно пошел в присядку под веселую музыку. Затем мишка показал, как он жонглирует шарами, вызывая дружный смех и аплодисменты. Но настоящим украшением этого номера – был упрямый ослик. Этот маленький, но своенравный артист, кажется, живет по своим правилам. Он то отказывался идти, то внезапно начинал носиться по арене, заставляя дрессировщика проявлять недюжинное терпение и находчивость. Их взаимодействие – это смесь комического хаоса и трогательной дружбы, где каждый зритель с нетерпением ждал, чем же закончится очередная выходка ослика.
Затем на арену выехали две прекрасные наездницы, облаченные в сверкающие костюмы. Девушки показали виртуозное владение лошадьми, выполняя сложные маневры, стоя на спинах своих резвых коней, и даже проезжая на полном скаку, держась лишь за гриву. Их уверенность, их осанка, их безупречная техника – все это создавало неповторимое зрелище, где красота и сила сливаются воедино.
И, наконец, наступило время для самых таинственных и захватывающих представлений – фокусов. На арену вышел элегантный фокусник в цилиндре и с загадочной улыбкой. Из пустой шляпы у него появляются живые кролики, карты меняют свой цвет на глазах у изумленной публики, а исчезающие предметы вновь материализуются в самых неожиданных местах.
Однако, цирковая жизнь не терпит остановок. Пришло время покидать гостеприимный городок и отправляться дальше. Анюта, с грустью прощаясь с художником, обещала никогда не забывать его. Впереди их ждали новые города, новые зрители и новые приключения.
Свидетельство о публикации №225121001109