Тернистый путь. 3 Православие

1. В начале 2000-х годов в интернете я натолкнулся на аудио лекции отцов Святой Православной Церкви XX века. Если память меня не подводит, это были старец Софроний (Сахаров), отец Зосима (Сокур), схииуг. Серафим (Барадель-Покровский). Больше всего мое сердце восприняло о. Зосиму. Не знаю почему, даст Бог позже я вспомню. О. Серафим меня привлек своей сострадательностью. К сожалению, Старца Софрония во всей его полноте я не воспринял. Увы, я надменный и мнительный посчитал, что Старец слишком простой.

2. В течении своего духовного поиска, я смотрел видео по Православию. Помню, как в одной из лекций ведущей была монахиня. Она мне показалась угрюмой. Но это же только мое субъективное мнение. На самом деле она была строгой. Вообще-то Православие — это борьба со страстями и стремление к чистоте души, а не какие-то развлечения на досуге. А мне хотелось кайфовать. Вот я и подбирал Веру под свои «хотелки». Это только сейчас я начал понимать, что я не мог распознать скрытый аскетизм и целомудрие. И даже изучая Веды я не применял их в своей жизни. Я не желал менять себя, не хотел менять свою жизнь.

3. На тот момент я был крайне амбициозен. Я был одержим восточными идеями просветления и йоги. Мне хотелось овладеть мистическими и магическими экстрасенсорными способностями. Я был одержим духом превозношения над людьми. На языке Православной Духовной Науке моя душа в тяжелой форме болела различными страстями. Да и сейчас всем этим болит. И чем больше я молюсь, тем вижу больше работы над собой. Страсти — это заболевания души, которые мы не видим. Каждый из нас борется со своими страстями, в зависимости от склада его души.

4. Поэтому в 2005 году я, одержимый страстями и не был в состоянии воспринять простого и бесстрастного Святого Старца Софрония (Сахарова). Я, пораженный грехами и зараженный страстями как рыбка цеплял восточных гуру. Причем я находил то, что мне нравилось и то, что приводило меня к вседозволенности и блуду. А старец Софроний был очень простым. И его проповеди очень просты. Но зато какая в них глубина! И какой мягкий и сострадательный голос у старца!

5. Но, я, ища образования искал только интеллектуального и мистического. Хотя о. Софроний был образованным и интеллектуальным, а я нагленький даже этого не разглядел. Это несмотря на то, что его учитель – Старец Силуан был неграмотным и почти не имел никакого образования.

6. И сейчас я спрашиваю самого себя: «Денис, а чего ты искал?!». Православная Вера ведь наука то не сложная. Сложно только бороться с самим собой: со грехом, со своим своеволием, со своими желаниями. В Ветхом завете сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию и дал заповеди. В Евангелии Иисус Христос в Нагорной проповеди дает Заповеди Блаженства Нового завета.

7. Отец Небесный хочет, чтобы мы стали его детьми уже на земле, чтобы он ввел нас в Царство Небесное. Все просто, но жить с Богом бывает не просто, потому что нужно стремиться к святости и бороться со своими грехами, в том числе и корнем зла - своим сребролюбием. Мне предстояло учиться общаться с Богом - молитве. Через молитву призываем на помощь святых, которые видимым образом нам помогают.

8. Еще раз спрашиваю самого себя: «Денис, какой жизни ты искал?!». Христианская наука проста. Нужно лишь почаще перечитывать Новый Завет. Апостол Павел пишет, что каждый человек — это храм Божий, предназначенный для того, чтобы в него вселился Бог. Ничего о семи чакрах апостол Павел не писал. Апостол Иаков писал, что если человек болеет, то нужно позвать пресвитеров церкви для молитвы, чтобы Бог его исцелил. Ни о каких эзотерических практиках в Новом Завете ничего не сказано.

9. Третий раз сам себе задаю себе вопрос: «Денис, чего ты ищешь и куда идешь?». Слова святых отцов просты. Но, чтобы исполнить их, нужно потрудиться. Святые отцы никогда не будут заманивать и придумывать лишнего. Требуется отречение от своей воли. Христос шел на голгофу. Многие святые претерпевали страдания и скорби. У некоторых даже умирали дети. Иногда святые болели и были при смерти, полагаясь на Волю Божию, а не на врачебную помощь.

10. Ни у одного Православного святого отца я не встретил идею улучшать здоровье. Но все в один голос говорят до крови бороться со страстями и грехом. Причем страдания и болезни помогают нам бороться со грехом. В истории праведного Иова я ничего не нашел о счастье и достижения успеха. Однако, когда Иов претерпел все страдания, то Господь наградил его.

11. Последний раз спрашиваю сам себя: «Денис, а чего ты ожидал?!». Как говорит преподобный Силуан, «молиться за людей – это кровь проливать». В Православии основа всего — это послушание и молитва. Но даже молитва не возможна без послушания. Мне даже тяжело выстоять на молитве два часа в храме ради Бога. В Православной Вере мы все делаем ради Бога. Пост, бдение и молитва ради Бога. Молиться для меня всегда сложно.

12. А если и есть силы молиться, то их дает Бог, а не по моим усилиям или заслугам. Мои только бессилие и немощь. Поэтому мы и призываем Бога помочь. А когда есть силы, то тогда Бог становится не нужен… Практика медитации достаточна легка и высвобождает энергию тела, но вот только Бога в ней нет. В медитации существует растворение своего «я» в каком-то там «абсолюте». Тогда зачем она нужна, если самая лучшая доля - стать сыном (дочерью) Бога?

13. В начале 2000-х годов я скачивал из интернета Православные песнопения. Интернет тогда был только домашним, а мобильные телефоны были примитивными и служили только для звонков. Я загружал песнопения в свой в плеер и слушал песнопения в наушниках. Меня поражала Неземная Божественная красота Песнопений. Но ведь можно было пойти в храм и послушать песнопения своими ушами. А я боялся идти в храм. Страшно же… Я понимал, что если я начну ходить в храм, то придется не просто работать над собой, а что-то кардинально менять в жизни.

14. Но я все же продолжал задаваться вопросом: почему в Евангелии ничего не сказано о здоровье, о лечении и о правильном питании. А в Индийских «Ведах» есть подробные курсы о здоровье. Также я не понимал - почему в Евангелии ничего не сказано об отношения между мужчиной и женщиной, а в Ведах об этом очень подробно разъясняется. Тогда я не понимал отличие Священного Писания от Предания Церкви. Вообще в церкви очень много различных тематических разделов-каталогов (догматика, проповеди, аскетика, толкования и т.д.).

15. В Евангелии и о Богородице почти ничего не говорится. Многие факты о Богородице известны из предания. Да и о тридцати лет жизни Христа до его проповеди в Евангелии почти ничего не говориться. Но ведь Евангелие писалось для определенной цели. Каждый из Евангелистов писал Евангелие по просьбам верующих, т.е. для своей аудитории. А 4-е Евангелие ап. Иоанна совершенно другое. Очевидно, что Иоанн Богослов читал три предыдущие синоптические Евангелия.

16. Даже и название говорит само за себя — Благая Весть. А практические вопросы, такие как отношения между мужчиной и женщиной святые отцы разбирают отдельно в своих трактатах. Да и что было бы, если бы в составе Библии начались бы подробные изыскания? Люди из древности были гораздо мудрее нас и делали так как это должно быть, а не как нам хочется.

17. С просмотром ведических видео лекций, скаченных из интернета у меня, произошла передозировка. Однажды я где-то скачал видео, в котором было заснято сакральное служение «Харе Кришна, Харе Рама!». И тогда я ошпарился кипятком! Нельзя было включать это видео. Это сокровенное явление каждой Веры. Я увидел других богов…

18. Я продолжал сравнивать вероисповедания и метаться. Чем больше я сравнивал, тем больше увеличивались мои сомнения. Но нужно было шагать в одну веру. И чем дольше я изучал разные вероисповедания, тем сильнее меня раздваивало. В моей голове был раскол. Это, между прочим, подтверждает противоположность разных вероисповеданий.

19. И вопрос этот вопрос очень интересный. Есть, мнение, что все религии чем-то схожи. Действительно, во всех вероисповеданиях существует аскетизм, правила воздержания и борьба с вредными привычками. Поэтому внешне вероисповедания кажутся схожими. Но внутри различия колоссальные и даже противоположные. Внутри христианства даже существует утопическая идея экуменизма.

20. Одного Крещения, совершенного надо мной в детстве в возрасте 5 лет недостаточно. Существует даже ошибочное мнение, что крещения достаточно для спасения. Мол ты же крестился, а значит тебя Бог спас. Несмотря на то, что я был крещен, но мне еще нужно было решиться стать церковным человеком самому. Бог приглашает к себе, но и дает свободу выбора, ведь свобода тоже даруется от Бога. Позже я получил ответы на эти вопросы. Наверное, это и есть Вера - сначала по доверию нужно шагнуть, а после этого Бог даст ответы, когда вопросы меня уже не будут интересовать.

21. Вообще то в Евангелие есть ответы на эти вопросы. К тому же эти вопросы подробно разбирают святые отцы. Просто ответы не такие, какие я хотел тогда слышать. А в посланиях апостола Павла эти темы раскрывается подробнее. Многие вопросы подробно разъясняются в предании церкви - у святых отцов и в проповедях у священников.

22. Вообще я до сих пор постоянно попадаю в ловушку с желанием разобраться в чем-либо. И с толкованиями на Евангелие я совершил оплошность. Почему непонятные законы по термодинамике в институте я читаю, а для Евангелия решил купить толкования? Я пожелал разобраться в толкованиях святых отцов, мне захотелось толкований, чтобы понять. Парадокс в том, что толкования я все равно не читал.

23. Примечательно, что спустя годы на Оглашении в 2016 году будет дана рекомендация, - не читать толкования, а пытаться расслышать, что открывается лично для тебя. И я понял, что в пустой ум лучше влить чистое Евангелие без толкований. Бог может отковать тебе что-то личное, причем открыться это может через несколько дней в совсем неожиданный момент. А толкования святых отцов не всегда нужны мне, начинающему. Да и Святых отцов можно будет всегда почитать позже. Но в любом случае я ленивый не читал толкования из-за своей лени.

24. Свое первое Евангелие я купил примерно в 21 год (2005 г.). Это «Толковое Евангелие Епископа Михаила», состоящее из 3-х томов с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями святых отцов Православной церкви. В магазине я увидел издание с толкованием. Мне захотелось взять с толкованием. Это три достаточно толстых книжки. Не отрицаю, что, дело в моей жадности. Может нужно было купить простое Святое Евангелие и читать, вникая в суть без толкований святых отцов, даже если я не понимаю.

25. Я начал читать четыре Евангелия. Это был мой важный самостоятельный осознанный шаг. Правда я начал взгревать свою гордыню. Чем больше я читал, тем больше хотел всех учить окружающих меня людей. Мне предстояло сразиться с тщеславием. Тщеславие у меня било через край так, что моим друзьям пришлось терпеть мое неофитство и снобизм. До сих пор не понимаю, как все меня терпели? Я заражен тщеславием и сейчас. Мне хочется раздавать всем духовные советы и всех учить. Единственно, чему я научился - сейчас я стараюсь яд своего мнения не выплескивать наружу.

26. Но тогда я раскидывался цитатами из Евангелия налево и направо, которые только что в первый раз в жизни вчера прочитал в Евангелие. Мне хотелось изгонять из людей бесов и воскрешать мертвых. А то, что бесы живут во мне - так я мыслил. Среди своих друзей я хотел быть Иисусом или как Господь Иисус Христос. Я использовал своих друзей для того, чтобы превозносится над ними.

27. Наверное, каждый мужчина в задней мысли желает быть священником... Когда я учил на духовные темы, то вел себя как священник. Это при всем при том, что я даже не ходил в Православную Церковь. Мое духовное состояние было удручающим, я духовно смертельно болен… Я уничтожал людей…

28. Долгое время я ходил без нательного креста. Я даже не помню сколько точно я не носил крестик. Конечно, я знал, что я крещеный, но, крестика я не носил. Я спросил у мамы, где мой нательный Православный крестик. Мама не растерялась. В тот же день она подарила мне новый нательный крест на цепочке. Он у меня сохранен сих пор.

29. В юности по пути к Бабушке, живущей в г. Сольцы мы иногда мы были проездом в Москве. Однажды Мама повела меня приложиться к иконе блаженной Матроне Московской. Была длинная очередь. Будучи инфантильным подростком, я протестовал и не желал стоять в очереди. Господи, помилуй меня, грешного, иконы я считал пережитком прошлого, а долгое ожидание в очереди - потерей времени. Но деваться было некуда.

30. Но мудрая Мама имела дар уговаривать меня. Она сказала, что если мы простоим в очереди, то она мне что-то купит и я согласился. Будучи высокомерным юношей, я не понимал, для чего нужно стоять такую длинную очередь. Но благо, меня осенила Светлая мысль попросить у святой Матроны Московской, чтобы Бог дал мне жену. Сам бы я не догадался. Глуп же, а тогда был еще и наглым хамом.

31. Отец моего друга Игоря Машукова Николай Машуков уже был верующим человеком. Сейчас он диакон отец Серафим. Он помогал в каком-то скиту за городом и рассказывал о святых подвижниках, которых видел лично и от которых исходит благодать. Когда мы с друзьями Игорем и Лёхой были у него в гостях, то перед трапезой Николай всегда молился.

32. Молитва происходила на полном серьезе, и Николай не обращал никакого внимания на наш юношеский сарказм. И вот именно его серьезность меня и зацепила. И ведь, мог же перед нами не молиться, но не стал убирать молитву перед едой. Он жил своей жизнью целомудренно и не скрывал ничего от нас. Мы все вместе молились у него дома перед едой.

33. Однажды, быть может и позже я увидел у Николая Машукова аналой, который он использовал для чтения Псалтири. На нём отдала Псалтирь. Аналой — это высокая подставка для чтения Священных книг: Псалтири, Евангелия, молитвослова, Библии. При нас он никогда не читал. Но я рассуждал, что, если дома есть аналой, на котором лежит Псалтирь, значит без нас он читает её. Также у него были иконы. Телевизора у него я не помню. Может и был маленький, но он никогда его не смотрел. Это была проповедь своей жизнью от сердца к сердцу.

34. Знаменательной вехой в моей жизни стало событие. Примерно в 2008-2009 гг. Господь через Николая Машукова пригласил меня в Свой Святой Храм. Николай Машуков пригласил меня на службу в Свято-Благовещенский Монастырь, который расположен в Красноярске на улице 9 Января, 30. Он отстоял со мной всю службу до конца. До сих пор удивляюсь этому приглашению.

35. Сейчас пытаюсь себя поставить на место Николая. Приглашать же в храм страшно, вдруг откажут или, что подумают. Это событие перевернуло мою жизнь. Про него я упоминал в начале, что действия и поступки сильно влить Я вот думаю, если бы он не пригласил меня, то непонятно, где бы я оказался сейчас. Николай вел себя мудро и не заслонял собою. Он отстоял со мной воскресную литургию, а дальше отошел в сторону. Он поступил очень мудро. Если бы ни он, то, где бы я сейчас был?

36. Николай Машуков привёл меня в Веру. Наверное, в 2009 году Николай Машуков подарил мне три: Красный молитвослов, «Сокровенный разговор. ОБ ИСПОВЕДИ» и «Архиерей» иеромонаха Тихона. Еще раз поражаюсь, как Николай повел себя очень мудро. Он не стал учить меня молитве, а просто подарил молитвослов и отошел в сторону, чтобы не заслонять Бога. Если тебе подарили молитвослов, то это предполагает, что по нему нужно молиться. По этому молитвослову я до сих пор молюсь.

37. Я начал потихоньку молиться по молитвослову. Я вычитывал утренние молитвы. Когда я стал молиться, то сразу же заметил, что после практики медиации молиться очень трудно. И я заметил совсем иное состояние вовремя и после молитвы - покаянный. Я тогда не понимал, что человек греховен. Псалом 50 из молитвослова давал мне покаянный настрой.

38. После этого я начал ходить на Божественную литургии Иоанна Златоуста, которая проходила по утрам воскресенья. О том, что Божественная служба начинается в субботу я ещё не знал. Да и посещал я не регулярно. Может быть посещал храм где-то раз в месяц.

39. Когда утром я стоял на службе, то видел, как все причащалась. Однажды я решил подойти к чаше, и тоже захотел причаститься со всеми. Но служитель церкви смиренно спросил меня: исповедовался ли я? Я сказал, что нет и отошел обратно. Но его смиренное поведение с любовью меня уязвило. Но я разозлился и разгневался на служителя, хотя спросили меня очень вежливо и были учтивы ко мне. Я понял, что нужно исповедоваться, а исповедоваться было страшно.

40. Когда я стоял на службе, то слышал, как люди исповедовались. Сами исповеди я не слышал, но какие-то фразы до меня долетали. И слышал проповедь священниками к своим чадам. Я понял, что Православие гораздо глубже того, что я могу представить. Ведь покаяние - основа всего. Но мне было страшно исповедоваться. Страшно учиться видеть в себе грязь и недостатки. Бояться исповеди я буду очень долго. Но святые отцы считают таинство Исповеди очень важным. При открытии греха другому человеку грех теряет силу. Но открывать свое сердце можно служителю церкви или только духовно зрелому человеку.

41. К священникам подходить я боялся. Я боялся духовной жизни. Я просто ходил в храм. Я труслив. Ведь если священник скажет совет, то придется его исполнить. С другой стороны, я вел себя как священник друзьями. Вот я какой высокомерный.

42. Николай Машуков (о. Серафим) приглашал меня также и в скит за городом, где он помогал, помочь покапать картошку. Тогда я был очень амбициозен и высокомерно посчитал его приглашение даже издевательством. Я думал только о себе и никому помогать не желал. Я думал, что в монастыре секта и меня затягивают для каких-то своих корыстных целей. На самом деле я сам очень корыстен и амбициозен. Вдобавок я был очень наглым.

43. Внутри себя, я надеялся, что Бог даст жену, но не понимал, что мне предпринимать для этого. Я искал спутницу жизни где только мог: в автобусах, в институте, в кругу общения, в ночных клубах. Друзья мне советовали знакомится со всеми девушками. Но мои самостоятельные поиски ни к чему привели. Стыдно было признаться в том, что у меня не получается найти жену. Страшно признавать неуспех.

44. И я со стыдом исповедально признался об этом Николаю. На что он мне сразу мгновенно ответил без усмешек и упреков: сходи в храм и попроси помощи у Святителя Николая Чудотворца. Важно было то, что нужно было идти в храм. А ведь страшно идти и просить. Но и при этом одновременно шаг то простой. И я пошёл в храм.

45. Несмотря на то, что я уже ходил в Православный храм, я продолжал блудить перед Богом. Параллельно я продолжал слушать лекции учителей по Ведическому знанию. Я считал, что можно одновременно изучать различные Вероисповедания. И я заблуждался.

46. В ноябре 2011 года в Красноярск была приведена Святыня Православия - пояс Пресвятой Богородицы. Нужно было отстоять очень длинную очередь. Николай Машуков со знакомой Мариной (ныне покойной) занял для меня длинную очередь. В Покровском кафедральном соборе мы поклонились святыне, привезенной из Афона, и я получил от святыни два символических освященных пояска. Один оставил себе, а второй подарил Наташе.

47. В сентябре 2013 году мы с Наташей поженились. У меня появилась семья. Но с каждым семейным днем жажда Бога только усиливалась. Любовь жены не питала мою душу. Примерно через два-три месяца семейной жизни мою душу начала обуревать тоска. Когда я утром просыпался, то не понимал причину голода. Душу может питать только Любовь Господа.

48. Был 2013 год. Мы с Наташенькой уже были женаты. По воскресеньям я стал один ходить храм. Мы жили на ул. Киренского, 67 и рядом был Храм - Храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Тот, в котором во время гонений служил святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я размышлял следующим образом: сначала надо утвердиться самому, а когда окрепну, то позову и супругу.

49. По утрам воскресений я тихо собирался и уходил в храм. В воскресное утро моя жена просыпалась на двуспальной кровати одна без мужа. Мне даже страшно представить, что она думала. Наташа позже делилась, что переживала, куда же я один уходил по утрам воскресеньям. А я переживал, вдруг Наташа не захочет со мной ходить в храм. Но делать резкие шаги я боялся.

50. Находясь в храме на Божественной Литургии, я ничего не понимал. Во-первых, служба проводится на Церковно-Славянском языке, пришедшая к нам из Византии и имеет много символов, смысл и глубину которых нужно подробно изучать. Только проповедь говорилась на русском. Во-вторых, я понятия не имел о духовной жизни. Если сейчас я стал новоначальным, то тогда был «захожанином».

51. Примерно в 2014 году я наткнулся на писания Старца Силуана Афонского. Возможно, старец попадался мне и раньше, но начал я его читать примерно в 2014 г. В мою душу запал его сладкий поэтический слог. В его словах чувствовалась благодать. А в биографии самого старца Силуана меня поразило, что он был обычным деревенским мужчиной и до монашества совершил грехи. Обладая недюжинной силой, он чуть не убил человека. До этого я считал, что монахи с детства святые люди. А тут передо мною встаёт образ простого человека, кающегося в грехах. Меня это сразу поразило и подкупило. И он стал мне близким. И мне хотелось встретить таких людей в настоящей жизни, а не только в писаниях.

52. Но я продолжал блудить… Я продолжал слушать лекции Ведического знания Торсунова О. Г и других учителей. Меня сильно тянуло на восток в индийские традиции. Хотя популярные Буддизм и Ислам мне совершенно не импонировали. Православие меня тянуло, но я считал его устаревшим. У меня было два варианта: 1) заморские «мистические» «Веды»; 2) «устаревшее» (как мне тогда казалось) Православие. Ни в коем случаю я не желаю принизить ни какое из вероисповеданий. Моя душа была очень сильно больна и до сих пор больна. И под словом «устаревшее» я подразумеваю исключительно мое субъективное восприятие.

53. «Веды» изучать я не бросил. Одновременно с Православием я изучал их. Я желал сидеть одновременно на двух стульях. Но чем сильнее я распараллеливался, тем сильнее меня качало по сторонам. Моя голова была расколота на две половины. Только позже я увидел корень всего - блуд.

54. Я не сильно переживал о душе своей супруги. А больше думал только о себе. Хотя мне, как главе семьи нужно было позаботиться и о духовном пути моей жены. Но я не понимал, как я мог это сделать, когда сам духовно шатался и раскачивался. Тем временем, Бог вел нас.

55. Однажды кто-то пригласил Наташу на лекции по Ведическому знанию Олега Торсунова. Лекции проводились в крупном месте г. Красноярска - в МиксМаксе. Наташа позвала меня, и мы пошли вместе. При входе нас угостили благостной освященной пищей. В зале было очень много народу. И вот я увидел воочию знаменитого учителя Ведического учения.

56. Что дала мне эта лекция? Я послушал вопросы. Но ничего я с этой лекции не унес. В конце мы желали всем счастья. Я увидел, что мне очень удобно затеряться в толпе. К тому же своим присутствием я только увеличивал славу человека, что не есть полезно.

57. Наташе мне говорила, что она ходила на Ведические курсы по благостному питанию. Но за ширмой она увидела индийских божеств, которым поклонялись люди.

58. Внешне все было прекрасным, – Веды предлагают познания в разных сферах жизни. Хотя мне и казалось, что меня цепляют на крючок. Это моё субъективное мнение, так снаружи все было очень как бы медово. Повторюсь, что возможно ощущение, что меня сводят на крючок ложное, но оно у меня было. Но внутри меня было противоположные чувства, а именно мне казалось это чуждым. Хотя мне нравилось, что учителя Ведического учения выглядят современно и по голосу ставят диагнозы по здоровью и дают советы.

59. В Православии я боялся покаяния и таинства исповеди, но внутри чувствовалось сладость и ощущение родного. Чувства, что я на крючке не было. Также я понимаю, что предстоит большой труд над своей душой. Хотя меня отталкивало ощущение, что Православие чем-то архаично. Больше всего я боялся исповеди о грехах. Но это меня и притягивало своей реальностью, – тем, что нужно трудиться над собой.

60. Наташа долго не могла устроиться на работу. Куда бы она не звонила, везде слышался отказ по причине возможного будущего ухода декрет. Куда бы Наташа не пробовала устроиться - везде слышатся отказ. И снова Промысел Божий вел нас. Положительный ответ пришел откуда не ожидали. Наташа случайно постучалась в организацию «Метадизайн», известную как «24авто.ру» и её сразу же приняли на работу.

61. В то время мы ходили в Храм святителя Николая Чудотворца при кладбище, расположенный в Николаевке на ул. Пролетарская, 157.

62. Продолжение следует…


Рецензии