Внутренние причины побед и поражений

Христианская философия говорит нам, что войны, мировые и локальные, зависят от нравственного состояния общества и воли Божьей. Любой верующий человек может увидеть и осознать свое место в картине общественной жизни мира.  Какова роль каждого из нас в нынешнее сложное, наполненное тревожными предчувствиями время? Что каждый из нас вносит ежедневно в этот мир?

Христиане должны стремиться к правде, и противостоять лжи, потому что Бог  - это и есть правда. Христиане  должны просить у Бога Духа Милости, чтобы уметь сочувствовать и сострадать тем, кто в отчаянии, в беде, потому что Бог — это любовь и милость. Народ, хранящий верность повелениям Божьим, будет сохранен промыслом  и спасен от больших бедствий.

Размышляя на страницах книги «Война и Библия» о закономерностях и причинах войн, св Николай Сербский обращает внимание всех мыслящих людей своего времени на моральный аспект любых противостояний.

Казалось бы, властвующий над умами политиков и дельцов прагматизм не оставляет шанса христианской морали как идеалистической и устаревшей, но как часто  ход военных событий и поражения могущественных армий  показывают ложность подобных воззрений и беспомощность политиков перед лицом глобального кризиса, перед мощью народного отпора, перед хаосом и разгулом темных сил.

В чем состоит моральный аспект военных и любых других конфликтов, в частной и общественной жизни? Св. Николай отвечает однозначно: христианские народы никогда не должны забывать о наличии Высшей Воли, о существовании «третьей стороны» в противостоянии, о том, что победу в  войне дает Бог. За предательством своей веры христианскими народами всегда следовала горькая расплата.

Моральные качества народа очень важны для развития и процветания цивилизации — утверждает св Николай, приводя множество примеров из священной истории и истории европейских народов. Богу нужна верность верующих в него. Через них действует благой промысел Творца.

Правители Запада и сильные мира сего ( автор говорит о своем времени,  30-х годах 20 века, но мы можем увидеть много общего с событиями сегодняшнего дня) совершенно упускают это из виду.

Одна из аксиом христианского философа — союз со злом приводит ко злу для всех сообщников.

«Они ( западные правители) не обращают внимания ни на духовные, ни на моральные качества народа, с которым хотят заключить союз, а только на его так называемую материальную мощь, т.е. на количество солдат, штыков, на военный материал, производство и денежные средства. Совершенно забывая наличие решающей воли Творца, они просто-напросто превратили войну в кровавую лотерею и взаимный обман. Бонапарт, воюя на Востоке, готов был перейти в ислам, лишь бы только победить. В начале XIX века Австрия содействовала освобождению балканских христиан от турок, а в конце столетия старалась заключить союз с Турцией против тех же христиан. Наконец, в Мировую войну она осуществила этот союз и вместе с Турцией была побеждена» - пишет св. Николай.

Рассуждения о судьбах народов могут показаться слишком общими и отвлеченными, когда речь идет о трагических обстоятельствах в жизни конкретного человека или города. Но  универсальная закономерность действует и в этом случае. Лучше тщательно изучить обстоятельства и не поддерживать никаким образом то, что противоречит голосу совести и заповедям Божьим.

Безбожные и корыстные люди, «идущие по костям», навлекают беду и поражение как на себя, так и на тех, кто по неведению или наивности их поддерживал.

Верность Богу заключена также в том, чтобы в сложные исторические моменты, в минуты тревоги и страха,  встать перед неизвестностью как перед лицом Божьим, с молитвой, с признанием своих грехов и покаянием.

Войны далекого прошлого и войны современного общества начинаются  по сходным причинам, пишет св. Николай, проанализировав на страницах книги множество библейских примеров. Это отличное чтение в минуты тревоги и душевной слабости. Оно наполняет душу ясностью и уверенностью в живом присутствии Бога в каждый момент жизни.

Агрессивное безбожие народа— это главная причина войн, в ходе которых, порой целые государства исчезают с лица земли. Надежда только на себя и на мощь оружия — это залог поражения. Победа даруется тем, кто со смирением в душе и покаянием, с надеждой взывает к Богу как высшей силе.

«В течение последних 150 лет, с тех пор как в Европе возникло богоборчество, европейские народы воевали несравненно больше, чем весь остальной мир. Война была бичом Божьим, чтобы вразумить неразумных. Но неразумные не образумились. Они падают всё глубже и глубже, летят в пропасть… Те, кто избран Богом, чтобы быть «солью и светом», потеряли силу свою и померкли».

Избавление от войны или победа даруется народу, который вместе со своими вождями являет верность Богу не на словах только, но на деле. Тем , кто ставит моральный закон выше материальных интересов, выше таких идолов современного мира как культура, нация и личное «я» (эго)


Рецензии