Причины войн

Анализируя древнейшие войны эпохи Ветхого завета и войны нового времени, святитель Николай Сербский обращает внимание на то, что причины войны и непосредственный повод к ней — это принципиально разные вещи. Некий инцидент, давший толчок открытой агрессии, отнюдь не следует считать причиной войны. В смешении этих понятий кроется трагическая ложь, смущающая впоследствии не одно поколение граждан, неравнодушных к истории своей Родины.

«Европейские политики и сверхпатриоты, думающие, что причиной минувшей Мировой войны было покушение в Сараево, совершенно не компетентны давать объяснение причин будущей войны. Если граждане какого-нибудь города польют свои дома керосином, а какой-то мальчик, из злобы или из шалости, бросит в город зажжённую спичку, то кто же будет назван действительным виновником пожара?» - пишет св. Николай. Конфликт может назревать долго, а затем медленно разгораться из тлеющего уголька. Все это время политики накапливают достаточное количество причин для открытой агрессии.

Готовность к войне трактуется владыкой Николаем как некое глобальное мистическое состояния бытия мира в целом. Оно обусловлено состоянием умов, высшими приоритетами как отдельных социальных групп, так и индивидуумов, развитием и направленностью гуманитарных и естественных наук.

«Едва ли могут нам дать объяснение причин будущей войны и философы-эволюционисты, и экономисты. Кто может серьёзно отнестись к словам о войне тех, кто считает её естественной и нужной ради так называемого прогресса человечества? Если безумное кровопролитие, на которое несколько лет смотрели наши глаза, естественно, тогда неестественны ни разум, ни честность человеческая. Если организованный поток преступлений — и только преступлений, — где открыты все плотины и шлюзы, наводняет и опустошает мир, уничтожает миллионы человеческих жизней, испепеляет всё, что накоплено долгим трудом из поколения в поколение, и всё это во имя какого-то «прогресса», тогда этот «прогресс» есть самое нежелательное явление на свете, и само это слово «прогресс» — самое опасное и проклятое слово человеческого словаря»

Многие произведения святителя Николая пронизаны мыслью о главенстве нравственного закона в мировой истории. С этой точки зрения философ рассматривает и вопрос о причинах войн, древних и нынешних. Нравственный закон един для всего человечества. Он выше религиозных и философских различий между людьми.  Согласно этой теории, которой придерживаются и многие западные историки, цивилизации, нарушающие глубинные основы нравственных законов  не развиваются и гибнут.

Рациональное сознание западного человека может справедливо заметить, что если причины происходящего на земле искать только в области мистики и высшего знания, то никакая наука не имеет смысла по определению. А современный цивилизованный человек никогда с этим не согласится.

Св. Николай, пользуясь инструментами и методикой научного мышления, доказывает, что искать ответы на вопросы о причинах минувших войн и делать предположения о ходе  текущих военных действий, следует, используя библейские тексты. В Библии сконцентрирован гигантский человеческий опыт. Опыт противостояний, поражений, героической обороны, верности и предательства, мужества и малодушия.

Конечно, далеко не все войны, имевшие место на земле, нашли отражение в Книге книг. Но, как утверждает св Николай, описанные летописцами и пророками конфликты типичны в своем развитии для всех войн прошлого и будущего.

Как в мировых войнах, так и в локальных конфликтах, действуют одни и те же причинно-следственные связи, поэтому искать их причины следует опираясь на описанные и объясненные в Библии войны.

Первый конфликт на земле, закончившийся убийством — был конфликт родных братьев. Это глубоко символично. В братьях была родственная кровь, но не родственный дух. Дух Авеля был светлым и благостным, а дух Каина был омрачен завистью. Эта тяжкая страсть толкнула его к преступлению. Стало быть, чтобы дойти до истинных причин войны, надо обратиться в духовные сферы. А это область правды или неправды, великодушия, благородства или трусости и мелочности, душевной чистоты или развращенности. Господь благословляет победой воюющих во имя  правды. Идущие воевать за правду, видят своей целью не грабеж и обогащение, а восстановление справедливости.

Эту ключевую мысль св. Николай поясняет следующим примером. Когда во время одной из древних израильских войск, племянник праведного Авраама  Лот был захвачен в плен, вместе с другими жителями, то Авраам, узнав об этом, немедленно собрал небольшое войско и бросился выручать родственника, надеясь только на Бога. При этом библейский автор говорит, что Авраам получил таинственным образом благословение свыше на этот поход. Маленькое войско Авраама одержало победу и отбило всех пленников, а также вернуло награбленное имущество. И когда царь, побежденный в этой войне, и крайне удивленный таким поворотом событий, предложил Аврааму награду, тот отказался и ничего не взял для себя.

Авраам пошел воевать не для обогащения, а для восстановления попранной справедливости — освобождения единоверцев от рук безбожных завоевателей. Победу в справедливой войне он счел лучшей наградой. Этот пример может показаться современным прагматикам слишком идеалистическим, а значит нереальным, сказочным. Но именно в этом направлении следует двигаться в поисках причин и мотивов тех или иных действий древних или современных военачальников.

Вернемся к вопросу о причинах и ходе возможных войн, поскольку это волнует человечество больше всего.  Здравомыслящие люди всего мира не хотят кровопролития и заняты поиском мирного разрешения конфликтов. Так вот, причины возможных войн можно проследить и выявить,  и именно в этом видится задача конструктивной  внешней политики. А что касается повода к военным действиям, то этого знать наперед нельзя.

Святитель Николай Сербский предостерегает будущие поколения от недальновидности в свойственной ему образной, аллегорической манере:
«Судите сами, как близоруки книжники и фарисеи нашего времени! Причины уродства новорожденного они ищут по меньшей мере за девять месяцев до его рождения, а причины такого страшного уродства, каким была Мировая война, они ищут в кровавом инциденте, случившемся только за месяц до войны. <...> Если люди готовы к войне, то будут ли они ждать покушения, или сожжения чьего-либо флага, или оскорбления консула, или убийства миссионера?”
Омраченный злом дух человеческий обязательно найдет повод, чтобы в материальном мире проявить свою разрушительную сущность.


Рецензии