Умершим - из письма Р. Ш

При переходе кого-то из наших любимых в иные миры, особенно важно, чтобы мы посылали ему наши мысли и чувства, не позволяя возникнуть представлению, будто мы хотим его вернуть. Последнее затрудняет ушедшему существование в той сфере, в которую он должен вступить. Не страдание, которое мы испытываем, а любовь, которую мы ему дарим, – вот что мы должны посылать в его миры.
Не поймите меня превратно: мы не должны становиться черствыми или равнодушными. Но мы должны обрести возможность взирать на умершего с мыслью: «Моя любовь да сопровождает тебя! Ты окружен ею».
Согласно моим познаниям, такое чувство есть своего рода крылатое одеяние, которое возносит умершего ввысь; тогда как чувства многих скорбящих – такие, например, как: «Ах, если бы ты все еще был с нами!» – становятся для него препятствием. Таково общее указание, касающееся того, как нам следует распорядиться своими чувствами в подобном случае.
Трижды в день погружайтесь в полную внутреннюю тишину, причем один раз это надо делать вечером непосредственно перед засыпанием, чтобы сами эти мысли вы перенесли в духовный мир. Лучше всего засыпать с такими мыслями:
Моя любовь да будет
Жертвенно вплетена –
Остужая все тепло,
Согревая весь холод –
В те одежды, что ныне тебя облекают!
Живи, несомый любовью,
одаренный светом, – в высь!
Важно, чтобы при словах «тепло» и «холод» вы испытывали верные чувства. Здесь имеются в виду не физические «тепло» и «холод», но нечто от душевной теплоты и душевной холодности, хотя человеку, находящемуся в физической оболочке, совсем нелегко составить представление о том, что эти свойства означают для развоплощенного. Ему, собственно, приходится сначала заметить, что астральное, еще находящееся при нем, действенно, хотя и не может пользоваться физическими инструментами. Многое из того, к чему стремится человек здесь, на Земле, дается ему посредством этих физических инструментов. Теперь же их нет. Это неимение физических органов подобно – но именно лишь подобно – чувству жгучей жажды, перенесенному в душевное. Это и есть те сильные «ощущения жара» после развоплощения. Так же обстоит с тем, чего требует наша воля. Она привыкла пользоваться физическими органами, но теперь не имеет их. Это «лишение» подобно душевному чувству холода.
Именно в отношении этих чувств живущие могут оказать действенную помощь. Ибо эти чувства – не просто результаты индивидуальной жизни, но они связаны с мистериями инкарнации. И поэтому возможно прийти на помощь развоплощенному.

Из письма Рудольфа Штайнера, 31.12.1905, GA 264


Рецензии