Конференция в Тегеране. Иран

Международная конференция на тему: 
«Права человека и законные свободы в представлении Аятоллы Али Хаменеи». Приняли участие более одной тысячи человек из разных стран. Тегеран. Иран. 3 декабря 2025 г. Я признателен организаторам конференции за внимание и приглашение. 

Бахыт Рустемов,
Казахстан.

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию некоторый обзор взглядов Верховного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи, на права человека и законные свободы — темы, которые имеют как внутреннее значение для самого Ирана, так и важное место в международной дискуссии о правах и свободах. Я рассматриваю исторический контекст, ключевые положения его понимания прав человека, конкретные высказывания, а также критику и последствия.
Исторический и идеологический контекст
С момента победы Исламской революции 1979 года, в которой ключевую роль сыграл Рухолла Хомейни, Иран построил политическую систему, в которой верховный лидер (велаят э факих) занимает центральное место. После смерти Хомейни в 1989 году и вступления в должность Хаменеи, система сохранила сочетание теократического руководства, исламского права (шариата) и институтов республики.
В этом контексте права человека и свободы рассматриваются не просто как западно либеральные категории, а как интегрированные в исламскую мораль и коллективный строй общества. На сайте самого Хаменеи размещена его речь «The Supreme Leader’s View of Human Rights», где он утверждает: «Ислам — это религия, которая продвигает милосердие и сострадание, поддерживает человечность и человеческие ценности, продвигает братство».
В 2023 году аятолла Али Хаменеи отметил, что обеспечение законных прав и свобод — одна из обязанностей судебной власти. Поэтому психологическая безопасность личности и общества в Иране является одним из важных прав. Мы знаем, что это состояние, когда люди чувствуют себя защищенными от психологического насилия, угроз и стресса. И она обеспечивается через создание комфортной среды, где люди могут свободно выражать свое мнение, а государство и социальные институты предотвращают негативные тенденции и формируют культуру взаимной поддержки.
Именно эта идеологическая установка аятоллы Али Хаменеи формирует подход к правам человека: они существуют, но они — в рамках исламской морали, задач государства и общества, а не как автономные индивидуальные свободы без ограничений.
Есть в мире такое понятие, как психологическая безопасность. Мы знаем о трех основах психологической безопасности – это а) Обеспечить, чтобы каждый чувствовал себя включенным и ценимым. б) Ориентация на обучение: поощрение установку на рост, при которой ошибки рассматриваются как возможности для обучения. в) Открытый диалог: поощрять честное и уважительное общение. Все это имеет место быть в иранском обществе
Известно также, что аятолла Али Хаменеи не раз критиковал западные страны за заявления о защите прав человека, считая такие утверждения нелепыми. Лидер Исламской революции утверждает, что западные страны поддерживают террористов, которые совершают преступления, но при этом заявляют о защите прав человека. Таким образом, взгляды аятоллы Хаменеи на права человека и законные свободы связаны с исламскими принципами и отличаются от западных доктрин.
О ключевых положениях лидера Ирана в его понимания прав человека - это право на жизнь и безопасность. Он подчёркивает, что защита жизни — священная обязанность государства и обращает внимание на внешние и внутренние угрозы: терроризм, давление извне, социальный развал. Государство, по версии Али Хаменеи, обязано обеспечить стабильность и безопасность, что является фундаментом для других прав.
Право на справедливое правосудие.
В его высказываниях мы видим, что законы должны соответствовать исламским принципам справедливости, а не только «западным» моделям, которые, по его мнению, часто игнорируют моральную сторону жизни. Например: «Когда тысячи детей и гражданских без защиты гибнут… разве это не терроризм?» — задаёт риторический вопрос он, критикуя западные проекты прав человека.
Свободы слова и выражения — да, признаются, но с оговоркой: они должны соответствовать общественной морали и не подрывать исламские устои.
О социально экономических правах.
Хаменеи утверждает, что права человека включают и заботу о бедных, доступ к образованию и здравоохранению, социальную справедливость: «Экономическая нищета, голод и потеря жизни — результат подавления со стороны великих держав».
Здесь видно, как он связывает права человека с обязанностями государства и религиозной общины — обязанностью мусульман заботиться о ближних.
Право на участие в политической жизни.
Он считает, что граждане должны участвовать в управлении страной: через выборы, через активность. Но участие возможно лишь в рамках исламского закона и морали. Эта линия подчёркивает, что свободы не могут быть абсолютными и бесконтрольными.
Цитаты и конкретные примеры с датами
В январе;1997 года он выступил с речью на тему «Human Rights in Islam», где подчеркнул: «Мы мусульмане знаем, что если западный мир за последние два три столетия обратился к этой теме, то Ислам с самых давних веков уделял ей внимание».
В 2009;году при протестах он сделал заявление, которое международная организация Amnesty International расценило как «зелёный свет» для жёстких действий сил безопасности.
24;февраля;2024 года: в обращении он заявляет, что западная цивилизация «несёт в себе ложь» и «не является ни либеральной, ни демократической».
Эти примеры показывают, как совмещаются заявления о правах человека с политикой урегулирования внутри страны.
Анализ: преимущества и практическая реализация
Подход Хаменеи предлагает интеграцию прав человека с духом религии и морали — это значит, что права не рассматриваются как формальные «галочки», а как часть человеческого достоинства в исламском понимании.
Акцент на социальной справедливости — защита бедных, слабых, участие государства в социальных программах — придаёт содержательность заявлению о «правах».
Ограничения и критика.
Мы знаем, есть критика. Свободы выражения, собраний, печати — по многочисленным отчётам международных организаций — существенно ограничены в Иране. Например, по отчёту United Nations Human Rights Council миссии, в связи с протестами после смерти Махса Амини. Однако, мы также знаем, что у каждой страны есть внутреннее дело.
Когда Хаменеи выступает с речью и призывает ужесточить контроль над интернет пространством, как это было в 2024 году, — видно, как свободы обеспечиваются государством не как открытые, а как управляемые.
Также, когда протесты внутри страны встречаются с жёсткой реакцией, это демонстрирует, что концепция прав человека в иранской модели воспринимается в том числе как инструмент власти и стабильности.
Заключение
Подводя итог, можно сказать: взгляды аятоллы Хаменеи на права человека и законные свободы представляют собой особую модель, отличающуюся от западной. В этой модели:
Права тесно связаны с обязанностями индивида перед Богом, обществом и государством.
Свобода не является абсолютной, она ограничена рамками закона, религии и морали.
Цель — не только защита личности, но и сохранение общественного порядка, религиозной идентичности и государственной стабильности.
Для аналитика важно понимать: когда мы сравниваем модели прав человека, нельзя просто применить западные категории «свобода слова», «свобода собраний» как универсальные. Модель Хаменеи задаёт другой контрольный вопрос: «Соответствует ли это свобода исламским и общественным принципам?»
Но также важно не упускать из виду практику: заявления могут быть благосклонными к правам, но их реализация может быть далека от универсальных стандартов. В международной среде это порождает критику и напряжённость, хотя все знают, что у каждой страны есть своя внутренняя политика, обеспечивающая, прежде всего, стабильность. Это нужно народу и это нужно стране.

Немного о своем народе и стране. Мы 34 года назад обрели независимость. Это была многовековая мечта нашего народа. Сегодня нашим Президентом К.К. Токаевым делается все возможное, чтобы Казахстан достойно проявлял себя в мировом сообществе. Идут реформы в стране для построения справедливого и продвинутого государства. Для этого у нас есть все возможности.      

Сегодня Казахстан достойно участвует во многих международных форумах. Ярким примером является и мое участие на этой конференции. Являюсь президентом казахского всемирного литературного конкурса «Литературная Азия». За последние пять лет в наших конкурсах приняли участие поэты и писатели из более 120 стран мира. Только в этом 2025 году, в конкурсе посвященной 560-летию казахской государственности, приняли участие более одной тысячи поэтов из более 90 стран! Это весьма высокий и внушительный показатель для рамки одного конкурса-мероприятия в мировом литературном движении.

Приятно, что на протяжении нескольких последних лет, активное участие принимают поэты и писатели из Ирана и удостаиваются призовых мест и наших высоких наград. Тем самым они показывают миру свою продвинутость, креативность и развитие иранской литературы в мировом масштабе. Цель конкурса – выводить продвинутую поэзию и литературу, шедевры творчества, на международный и мировой уровень достойных писателей мира.         

Спасибо за внимание.


Рецензии