Литкурсы. Принцип чистой тарелки, цена провала

Разминка перед «Полным курсом», задание №1, Икстоляникс

Новый поток «Полного курса о писательском мастерстве» стартует со дня на день. Мы могли бы просто присылать вам напоминания и счетчики обратного отсчёта, но это скучно. Писатель растёт только в процессе работы.

Поэтому мы объявляем неделю писательской подготовки.

В ближайшие дни мы пришлем несколько коротких писем. В каждом — одно ёмкое, практическое задание, которое поможет вам либо сдвинуть с мёртвой точки текущий текст, либо придумать новый.

Мы начинаем прямо сейчас.

Задание №1. Тест на прочность

В модуле «Идея романа» есть простая теория: если вы не можете сформулировать идею своей книги в одном предложении, у вас пока нет книги. У вас есть набор ситуаций, образов или мыслей, но не структура.

Задача:
Сформулируйте идею вашего будущего (или текущего) романа по формуле «Логлайн в 25 слов».

В этом предложении должны быть три элемента:

1. Герой (Кто он?)
2. Цель (Чего он хочет?)
3. Конфликт/Ставка (Что или кто ему мешает и что случится, если он проиграет?)

Плохой пример:
«Это история о парне, который попадает в магический мир и учится там жить, находя друзей и врагов».
(Нет цели, нет конкретного конфликта, просто описание сеттинга).

Хороший пример:
«Мальчик-сирота узнает, что он волшебник, и должен найти философский камень раньше, чем убийца его родителей возродится и захватит мир».
(Есть герой, есть четкая цель, есть смертельная ставка).

Что нужно сделать:
Прямо сейчас, не откладывая, напишите этот логлайн.
Скопируйте его сюда:
https://14priemov.ru/poln1

Если предложение получается корявым, слишком длинным или вы не понимаете, какая у героя цель — отлично. Вы нащупали слабое место. Именно с этим мы будем работать на курсе.

Организационный момент:
Если вы уже записались на «Полный курс» — поздравляем, вы в команде. Проверяйте почту: в ближайшие дни вам придет приглашение в закрытую группу + первые бонусные материалы.

Если вы еще не записались — спешить не надо. Поделайте задания этой недели, присмотритесь к нашему подходу. Но решить придется до воскресенья. Именно в воскресенье мы закроем набор, чтобы в понедельник начать плотную работу со студентами.

До связи в следующем задании!


Разминка перед «Полным курсом», задание №2, Икстоляникс

Продолжаем нашу подготовительную неделю. Вчера вы сформулировали идею романа в одном предложении. Если вы это сделали — у вас уже есть скелет истории. По крайней мере — общее представление о нём.

Теперь нужно нарастить на него мышцы.

Главная мышца любой истории — это Герой.

Новички часто совершают одну и ту же ошибку: они создают персонажей, которые слишком хороши. Они умные, красивые, смелые и всё умеют. Читать про таких скучно. Мы любим героев не за их достоинства, а за то, как они преодолевают свои недостатки.

Задание №2. Ахиллесова пята
В модуле «Персонажи и конфликт» мы строим подробные карты героев. Составляем анкеты. Работаем над несколькими уровнями сложности. Но начать можно с одного пункта.

Задача:
Придумайте для вашего главного героя один существенный недостаток, который будет мешать ему в достижении цели (той самой, которую вы прописали вчера).

Это может быть:
1. Физическая слабость (хромота, плохое зрение, старость).
2. Психологическая проблема (страх высоты, вспыльчивость, патологическая честность или, наоборот, лживость).
3. Социальный барьер (он чужак, он беден, у него плохая репутация).

Пример:
Ваш герой — гениальный детектив (достоинство). Но он социопат и наркоман (недостаток). Из-за этого ему никто не верит, даже когда он прав. (Шерлок Холмс).

Что нужно сделать:
Запишите этот недостаток. И задайте себе вопрос: «Как именно этот минус помешает ему в самый ответственный момент?».

Выполняйте задание по ссылке:
https://14priemov.ru/poln2

Если у героя нет недостатка — у него нет возможности для роста. Значит, нет сюжета.

Это — лишь малая часть работы над героем. В рамках «Полного курса» мы пройдем весь путь создания книги: от первой задумки до публикации.

Что вас ждет внутри? Программа построена так, чтобы вы двигались последовательно, шаг за шагом закрывая вопросы написания романа:

1. Базовый курс для начинающих
(Терминология и основы ремесла).

2. Теория жанров
(Чтобы нарушать правила, их нужно знать).

3. Идея романа и оценка её потенциала
(Учимся отличать хорошую идею от пустышки).

4. Сюжет романа
(Архитектура вашей истории от экспозиции до финала).

5. Персонажи и конфликт
(Создаем живых людей, а не функции).

6. Стиль: интонация и голос
(Находим уникальное звучание вашего текста).

7. Марафон: роман за 100 дней
(Пишем черновик вашего будущего романа).

8. Улучшение готового произведения
(Редактура и саморедактура).

9. Продвижение и публикация
(Путь к читателю и издателю).

10. Расширенный курс: влияние на читателя
(Тонкие настройки текста для опытных авторов).

Первый блок стартует уже на следующей неделе — «Базовый курс для начинающих». Расскажем про него чуть подробнее завтра. А пока — самое время выполнить задание:
https://14priemov.ru/poln2


Герой тоже стоит на месте

Итак, ранее мы разобрались, что ступор — это не лень. Просто мозг "сбегает" от абстрактной задачи ("написать") к конкретной ("помыть тарелку").

Мы вооружились "инженерной" техникой "Из А в Б":
Точка А: герой уверен.
Точка Б: герой в панике.

Это карта. Но... почему многие сцены, написанные по этой "карте", всё равно получатся "водянистыми"?

Потому что наш герой делает то же самое, что и мы.

Он "сбегает".

Он стоит на месте. Ходит по комнате. Он "думает". Он "смотрит в окно". Он "вспоминает". Он тоже прокрастинирует, лишь бы не действовать и не двигаться в Точку Б.

Потому что у него нет "двигателя".

"Карта" (А -> Б) не работает без "двигателя" (мотивации).

В "инженерном подходе" этот двигатель называется "Ложное Убеждение".

Это то, во что герой верит, но что на самом деле его губит:
"Я всё должен контролировать".
"Деньги решают всё".
"Никому нельзя доверять".
"Я самый умный".

Сцена "Из А в Б" — это не просто "событие". Это удар мира по "ложному убеждению" героя.

Смотрите, как это работает:

Слабая сцена (просто "А -> Б"):

Точка А: герой хочет денег.
Точка Б: герой получает деньги.
(Скучно. Герой не изменился).

Сильная сцена ("А -> Б" + Двигатель):

Ложное Убеждение: "Деньги решают всё".
Точка А: герой (будучи в этом убеждён) предлагает огромную взятку принципиальному чиновнику.
Событие (удар): чиновник не берёт взятку и вызывает охрану.
Точка Б: герой в панике. Его главный инструмент ("деньги") не сработал. Его картина мира (Ложное Убеждение) треснула.

Вот. Теперь это история. Это "двигатель", а не просто "карта".

Эта связка ("Ложное Убеждение" + "Арка персонажа" + "Конфликт в сцене") — и есть ядро того "инженерного арсенала", о котором мы упомянули.

P.S. Мы разобрали 2% "инженерного подхода". Остальные 98% (конфликт, глубина персонажа, арка, дисциплина, сцены) — будут здесь:
14priemov.ru/1111

Муза приходит по расписанию

Отлично. Мы разобрались.

1. У нас есть "карта" сцены ("Из А в Б").
2. У нас есть "двигатель" героя ("Ложное убеждение").

Машина готова. Бензин залит. Но... она все равно может не поехать.

Мы сидим и ждем "вдохновения", чтобы повернуть ключ зажигания.

Мы ждем "Музу". А Муза — дама капризная, она сегодня не в настроении. И мы снова "сбегаем" в ютуб.

Это самая большая ловушка "творческого" подхода. "Инженерный" подход смотрит на это иначе:

Вдохновение — это не причина работы. Это ее результат.

Не "Муза пришла -> я сел писать".
А "Я сел писать -> мозг разогнался -> пришла Муза".

Не надо воспринимать конструкцию "Сесть писать" как магию вдохновения. Намного лучше считать это физической "гигиеной". Как почистить зубы.

Вот вам два "инженерных" приема из арсенала, которые убирают 90% "ожидания Музы":

1. "Правило 50 секунд".
Договоритесь с собой не "написать главу", а "просидеть над текстом всего 50 секунд". Всё. Пятьдесят. Секунд. В 8 случаях из 10 мозг "вкатывается" в задачу и уже не хочет останавливаться. Вы ломаете сопротивление малым усилием.

2. "Принцип чистой тарелки"
(Помните наш первый пост?)
Не ставьте задачу "Написать сцену". Ставьте "Довести героя до паники". Или "Описать, во что одет герой". Или "Написать диалог (только реплики)". Дайте мозгу мелкую, конкретную, измеримую задачу. Дайте ему "тарелку", которую можно быстро "помыть".

Не связывайте "Дисциплину"с "силой воли". Это просто набор вот таких "ключей" и "отвёрток". Это такой же инструмент, как "арка персонажа" или "конфликт".

P.S. Завтра. Завтра мы наконец-то покажем вам все 4 "инженерных арсенала", которые мы собрали для вас.

От "Дисциплины" до "Арки Персонажа".

Страница та же. Добавьте её в закладки:
https://14priemov.ru/1111

Разминка перед «Полным курсом», задание №4, Икстоляникс

Четвёртый день разминки. Мы уже перевалили за экватор.

Если у вас есть герой и событие, которое вытолкнуло его из зоны комфорта (задание №3), то теперь начинается самое интересное. Герой начинает действовать.

Он хочет вернуть все «как было» или достичь новой цели.

И здесь большинство авторов совершают фатальную ошибку: они начинают подыгрывать своему герою. У него всё получается слишком легко.

Но читатель читает книгу не ради успехов героя. Он читает ради борьбы.

Задание №4. Сила сопротивления

Формула любого конфликта проста:
Желание + Препятствие = Конфликт.

Если убрать препятствие — истории нет.

Задача:
Определите, кто или что является главным антагонистом в вашей истории. Кто говорит «НЕТ» на попытки героя достичь цели?

Это может быть:
1. Конкретный персонаж (Волан-де-Морт, Саурон).
2. Группа людей или система (Империя, бюрократия, мафия).
3. Стихия или обстоятельства (Шторм, болезнь, холод, время).

В литературоведении выделяют до десяти видов антагонистических сил. Мы не будем закапываться в теорию, это тема для большого курса.

Введём лишь несколько уточнений.

1. Герой не может быть антагонистом самому себе.

Это самый распространённый миф среди начинающих.  Не путайте виды конфликтов.

Ваш герой может сколько угодно сомневаться в себе, бояться или лениться. Это внутренний конфликт. Он не имеет отношения к антагонизму.

Чтобы история двигалась, должен быть кто-то снаружи, кто активно бьёт героя палкой, пока тот сомневается.

2. Антагонистическая сила должна быть сильнее героя.

Если герой может победить врага одной левой — это скучно.

3. Лучший антагонист — это всегда личность.

Конечно, герою могут мешать стихия, шторм, война или бюрократическая машина. Но с ураганом нельзя поговорить. Системе нельзя посмотреть в глаза. Поэтому опытные писатели всегда персонифицируют зло.

Не просто «Империя», а Дарт Вейдер.
Не просто «жестокий закон», а конкретный инспектор Жавер.
Не просто «воплощение наказания», а Порфирий Петрович.

Что нужно сделать:

Напишите одно предложение:
«Мой герой хочет [ЦЕЛЬ], но ему мешает [АНТАГОНИСТ], потому что [ПРИЧИНА/МОТИВАЦИЯ АНТАГОНИСТА]».

Пример:
«Ромео хочет быть с Джульеттой, но ему мешают их семьи (вражда Монтекки и Капулетти), потому что честь рода для них важнее счастья детей».

Пропишите своего антагониста по ссылке:
https://14priemov.ru/poln4

Пока вы работаете над конфликтами в тексте, мы разберём некоторые организационные моменты. Нам поступило 4 вопроса о том, как устроено обучение на «Полном курсе».

Отвечаем по порядку:

1. «Смогу ли я совмещать курс с работой/учёбой?»

Да. Мы понимаем, что писательство для многих — это вторая профессия или хобби. Лекции выходят в записи или в текстовом формате — изучать можно в любое удобное время (в метро, перед сном, на выходных). Онлайн-мероприятия проводим только вечером. Записи доступны почти сразу.

2. «Предусмотрена ли рассрочка?»

Да. Мы подключили беспроцентную рассрочку от банков-партнёров (от 3 до 24 месяцев). Вы можете разбить сумму на маленькие платежи, первый платёж — только через месяц. Также есть внутренняя доверительная рассрочка от проекта (без банков). Чтобы обсудить условия, оставьте заявку, и с вами свяжется наш финансовый директор Альбина.

3. «Подойдёт ли курс новичку / опытному автору?»

Программа построена по принципу «от простого к сложному». Новички получают пошаговый алгоритм. Опытные авторы систематизируют хаотичные знания, закрывают пробелы в теории и учатся работать на профессиональном уровне.

4. «Что если я не успею сдать задание вовремя?»

В тарифах с обратной связью мы даем возможность досдать «хвосты». Кроме того, доступ к материалам курса остаётся у вас навсегда. Вы сможете вернуться к лекциям и через год.

Если у вас остался вопрос, на который мы не ответили — напишите его в ответ на это письмо.

Или приступайте к новому заданию:
https://14priemov.ru/poln4

Разминка перед «Полным курсом», задание №5

Пятый день. До закрытия набора на «Полный курс» осталось два дня.

Давайте сверим прогресс. У нас есть герой. У него есть цель. У него есть антагонист, который мешает эту цель достичь.

Кажется, что уравнение сошлось? Не совсем. Чего-то не хватает.

Чего-то, что заставит читателя грызть ногти от волнения.

Не хватает ответа на вопрос:
«А что, если нет?».

Задание №5. Цена провала

В драматургии это называется «Ставки».

Если ваш герой проиграет антагонисту и не достигнет цели — что случится?

Если ответ: «Ну, он просто расстроится и пойдёт домой пить чай», — у вас нет истории. Читатель закроет книгу, потому что ему незачем переживать.

Ставки должны быть высокими. В идеале — это вопрос жизни и смерти.

1. Физическая смерть. Героя убьют, мир погибнет.
2. Профессиональная смерть. Конец карьеры, потеря дела всей жизни.
3. Психологическая смерть. Безумие, потеря любви, потеря самоуважения, крах моральных принципов.

В комедии ставки тоже могут быть «смертельными» (например, «смерть от позора»), просто подаётся это иначе.

Задача:
Сформулируйте, чем рискует ваш герой.

Что нужно сделать:
Напишите одно предложение: «Если мой герой проиграет, то случится [УЖАСНОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ]».

Пример:
«Если Фродо проиграет, Саурон поработит Средиземье и уничтожит всех, кого Фродо любит».
Ставки: физическая смерть мира.

«Если Ромео не будет с Джульеттой, жизнь без нее для него невозможна».
Ставки: психологическая смерть, ведущая к физической.

Запишите цену провала для вашей истории. Если цена низкая — поднимите ставки. Сделайте так, чтобы отступать было некуда.

Выполняйте задание по ссылке:
https://14priemov.ru/poln5

Мы понимаем, что сейчас, на этапе разминки, всё кажется довольно простым. Но написать роман — это марафон длиной в несколько месяцев (а иногда и лет). Многие сходят с дистанции.

Но дойти до финала реально. И не просто дописать черновик, а издать книгу.

На «Полном курсе» мы не учим писать «в стол». Мы учим писать для читателей и издателей.

Те, чьи книги сейчас лежат на полках магазинов, когда-то тоже сидели перед чистым листом, чувствуя то же самое.

Они не были «особенными».

Они просто перестали сомневаться и сделали первый шаг.

И вот несколько таких историй, из первых уст:

1. Наталия прошла курсы «План романа», «Марафон: роман за 90 дней», «Стиль: слово как инструмент воздействия на читателя». Отзыв на марафон по написанию романа:

«Курс помог выработать привычку писать каждый день, трудиться несмотря ни на что. У меня остался большой текст, требующий редактуры. Но если бы я не пошла на курс, у меня на руках не было бы ничего)) Лишь желания и идеи.

Я научилась продумывать сюжет, поняла, как строить интересные сцены. Оглядываясь, вижу ошибки, значит, к концу смогла повысить свой уровень».

Результат: роман «Узник клятвы» опубликован в «АСТ».

2. Михаил прошёл курсы «Продвижение и публикация» и «Свежий стиль», «Конструктор сюжетов» и марафоны по написанию текстов. Вот один из отзывов:

«Курс — бомба. Даёт горячего пинка под зад. Для всех, кто любит растягивать мучительный процесс творчества на долгие (и часто безрезультатные) месяцы. Тут придётся много писать. Много и каждый день. Ночью, с утра, в метро, на вечеринке, во сне. Brace yourself, легко не будет».

Результат: роман «Электрический бал» опубликован в «ЭКСМО».

3. Евгения прошла курсы «Продай свою книгу», «Структура сюжета романа», «Образы персонажей». Отзыв:

«Всегда очень здорово применить новые техники. Уже сейчас возникли интересные идеи, не терпится применить на практике)) Особенно впечатлили поступки героя. Спасибо».

Результат: роман «Двуликая правда» опубликован в «ЭКСМО».

Эти люди — не исключения.

Они такие же, как вы. Со своими сомнениями, страхами, отложенными идеями. У вас есть возможность повторить и превзойти их успех. Регистрация на «Полный курс» закрывается в воскресенье в 23:59.

Завтра — предпоследнее задание. Пока что займитесь пятым:
https://14priemov.ru/poln5


Рецензии