Колечко памяти Любви...

Лавка, где работала Арина, не имела никакой вывески. Местные жители просто знали: если нужно избавиться от каких то  вещей, но выбросить рука не поднимается, несут сюда, в «Тихую гавань», так ее прозывали между собой...
Не комиссионный магазин даже, а скорее пристанище для предметов, утративших своих хозяев. Две комнаты в полуподвале старого дома, пахнущие пылью, старым деревом и немного легкой грустью...

Арина сидела за стойкой, перебирая новую партию.
Слева складывала вещи, от которых веяло теплом, шаль с запахом лаванды и даже  милой нежностью, детскую книжку с отпечатками смеха, фарфоровую чашку с ароматом утреннего кофе.
Справа те, что вызывали мурашки: перочинный нож с липким страхом, зеркальце с едкой завистью, мужские часы с гнетущим чувством вины.
Так она видела эти вещи...

Она не называла это своим даром. Скорее это было даже ее  бременем. С детства прикосновения открывали ей мир чужих эмоций.
Первый раз, плюшевый мишка в песочнице, пропитанный такой тоской, что четырехлетняя Арина громко расплакалась. Мать решила, что ребенок слишком впечатлительный. К подростковому возрасту Арина научилась фильтровать свои  ощущения, а к двадцати пяти  превратила это редкую особенность в свою профессию.

Она была не просто продавцом, а своего рода фильтром.
Вещи с тяжелой энергией она отправляла на благотворительность или, в крайних случаях, хоронила с почтением. Те, что несли свет, находили новых хозяев, часто именно тех, кто в этом нуждался...

Вот и сейчас, разбирая коробку от одной пожилой женщины, переезжавшей в дом престарелых, Арина наткнулась на шкатулку. Неприметная, деревянная, с потертым бархатом внутри. А внутри лежало кольцо...

Оно было простым: тонкий серебряный ободок, на котором покоился единственный камень глубокого синего цвета, похожий на осколок ночного неба. Не сапфир, не слишком драгоценный, но красивый. Арина привыкла проверять вещи через ткань,  перчатки не спасали, лишь приглушали все  ощущения. Но тут она, зачарованная глубиной камня, коснулась кольца голыми пальцами...

И мир почти  исчез!

Волна какая то накрыла ее с такой силой, что Арина едва удержалась на стуле.
Это не было похоже на всё, что она чувствовала прежде.
Не умиротворенная радость, не горе, не бытовая привязанность...
Это было живое, дышащее, всепоглощающее чувство! Страсть. Но не грубая, не какая то  собственническая.

Чистая, как горный родник, и мощная, как шторм. В ней было обожание, благоговение, безумное желание быть рядом, смешанное с нежностью, граничащей с болью. И что-то еще,  яркая, острая нота тоски, пронзительной, как лезвие бритвы...

Арина задышала прерывисто, оторвав пальцы от металла. Сердце колотилось, в висках сильно  пульсировало.
Она смотрела на кольцо, лежащее на бархате, как на какую то теперь  живую, опасную сущность. Обычно эмоции стирались, становились фоновым шумом после такого  контакта. Эта продолжала звучать внутри, как аккорд, надолго  застывший в воздухе...

«Кто ты?» — прошептала она.

Шкатулка была пуста, кроме кольца там ничего не было...
Ни подписи, ни фотографии. Арина осторожно взяла кольцо в ладонь, завернув в платок. Эхо чувства билось в ее крови, заставляя щеки гореть. Она положила его в карман своего халата и весь оставшийся день работала, как на автомате, будто находясь под гипнозом. Обрывки образов приходили сами: смех, низкий и теплый; ощущение ветра в лицо; чьи-то пальцы, переплетенные с ее воображаемыми; вкус соли на губах,  от слез или от моря?

Вечером, закрыв лавку, она не пошла домой. Арина жила в маленькой квартирке двумя улицами дальше, ее жизнь была рутинной: работа, книги, чай у окна, редкие встречи с подругами, которые считали ее чудаковатой, но очень  милой. Никаких бурных романов. Как можно довериться кому-то, если любое прикосновение, любой подарок мог обернуться шквалом чужих переживаний? Она строила себе защитные стены. А теперь одно прикосновение к куску металла разрушило все эти укрепления, оставив ее беззащитной перед эмоцией, которая была не ее, но ощущалась острее всего, что она знала до этого...

Дома она положила кольцо на стол и села напротив, уставившись на него. Камень мерцал в свете настольной лампы. Страсть, которую она ощутила, была настолько реальной, что казалось, вот-вот в комнате материализуются двое влюбленных. Она даже  чувствовала их присутствие всей своей  кожей...

«Мне нужно найти тебя», — сказала она тихо, не зная, кому адресует эти слова,  владельцу кольца или тому, кого так безумно любили с его помощью...

На следующий день Арина отправилась к Марфе Семеновне, той самой пожилой женщине, которая принесла эти  коробки. Она жила теперь в «Окских далях», уютном пансионате на самой окраине города...

Марфа Семеновна оказалась худощавой, подвижной старушкой с острым взглядом. Она сидела в кресле у окна, вязала что-то бесконечное и серое...

«А, девушка из лавки! — оживилась она, увидев Арину. — Что, вещички мои не понравились?»

«Наоборот, очень интересные, — осторожно начала Арина, садясь на предложенный стул. — Особенно одна… шкатулка. С каким то  кольцом».

Лицо Марфы Семеновны озарилось воспоминаниями:

— «Ах, эта шкатулка! Давным-давно, еще до войны, моя мама ее купила на толкучке. В ней всегда что-то хранилось. Пуговицы, бусинки. А кольцо…»

Она задумалась:

— «Кольцо там лежало как то всегда. Я его никогда и не носила. Не мое оно. Помнится, мама говорила, что оно из прошлой жизни этого дома. Осталось от прежних жильцов, когда они въехали в сорок седьмом. В нашей коммуналке до них комната пустовала, прежние хозяева… уехали. Или их забрали? Не помню я... Кольцо так и забыли. Вот так  лежало в стенной нише, за доской. Мама нашла его при ремонте».

«А кто были эти жильцы?» — спросила Арина, сердце даже немножко как то  сжалось...

«Боже мой, деточка, это же было  больше семидесяти лет назад! Я тогда ещё  была девчонкой. Помню, что до нас там жила женщина с сыном. Молодая, но какая-то… печальная. А сын ее,  мой ровесник. Мы даже играли иногда, пока они не уехали. Фамилия… Барановы? Нет, Бариновы! Верно, Бариновы. А имя женщины,  Вера, кажется. Верочка. Сын ее Сашенька».

«А отец?»

Марфа Семеновна покачала головой:

— «Его не было. По слухам, погиб на фронте. Но это, знаешь, тогда у многих так…»

Она посмотрела на Арину с внезапной проницательностью:

—  «А тебе то это зачем? Кольцо-то, что,  ценное?»

«Нет, — честно ответила Арина. — Оно… просто красивое. И с такой  историей. Хочется понять, чье оно».

«Истории тогда у всех были, — вздохнула старушка. — И многие теряли самое дорогое. Навеки».

Арина поблагодарила ее и ушла, чувствуя одновременно разочарование и какой то уже азарт. След был тонок, как паутина, но он уже существовал. Бариновы. Вера и Александр. Примерно 1947 год, отъезд...

Она пошла в городской архив.

Архив помещался в подвале старой библиотеки. Пахло тут не пылью, а временем,  кисловатым запахом старых бумаг, кожи переплетов и тихого отчаяния тех, кто ищет и ничего не находит...

Сотрудница, немолодая женщина в очках с цепочкой, выслушала Арину скептически:

— «Бариновы? 40-е годы? Дом №14 по улице Пролетарской? Это Вы о чём? Регистрационные книги того периода сохранились фрагментарно. Да и не выдаем мы такие сведения просто так!».

Арина, обычно застенчивая, почувствовала незнакомую настойчивость. Та самая страсть, спавшая в кольце, будто подпитывала ее. Она говорила о важности личной памяти, о долге перед прошлым, глаза ее горели.

Архивариус, в конце концов, всё же сдалась:

— «Ладно, ладно. Посмотрим. Но только Вы, и ничего не трогать!»

Они поднялись в хранилище. Книги домовых регистраций лежали тяжелыми кирпичами на полках. Тот, что относился к дому №14, оказался ветхим, с выцветшими чернилами.

Арина водила пальцем по колонкам, сердце колотилось. 1945… 1946… 1947.
И вот:

— Баринова Вера Николаевна, 1918 г.р., сын Александр, 1938 г.р. Выписана 12 сентября 1947 г., выбыла в г. Ленинград.

Никаких других отметок. Ни о муже, ни о работе. Просто две строчки, за которыми целая  жизнь.

«А предыдущие записи? — попросила Арина. — Кто жил до них?»

Архивариус перелистнула страницу:

—  «До войны дом был частным, принадлежал…»

Она склонилась над записью:

—  «Семейству Воронцовых. Илья Петрович и Анна Георгиевна. Но в 1942 году… видите, штамп: „Изъятие жилплощади в связи с репрессиями“. Дальше квартиранты, а с 1945-го уже  ваши Бариновы!».

Воронцовы...
Новое имя...

Арина поблагодарила женщину и вышла на улицу, в полдень. Солнце светило ярко, но ее била мелкая  дрожь. Репрессии. Война. Потери. И на этом фоне,  кольцо, полное такой яркой, чистой любви, что ей казалось, оно должно было светиться в темноте.

Кто его носил? Вера Баринова? Или кто-то из Воронцовых? И где теперь эти люди?

След вел в Ленинград, нынешний Петербург. Но и там прошло почти восемьдесят лет. Шансов найти кого-то живым было ничтожно мало...

Арина вернулась в лавку, но работать не могла. Она взяла кольцо, и, едва пальцы касались металла, ее охватывал целый вихрь. Теперь в нём стали проступать детали: она чувствовала запах сирени, слышала звук патефона, играющего танго, ощущала прикосновение губ к своей шее — не своих, но таких реальных! Она даже задыхалась...

«Я должна понять, — сказала она вслух пустой лавке. — Иначе это чувство съест меня заживо!».

Вечером она села за компьютер. Социальные сети, базы данных, форумы по генеалогии...

Баринов Александр, 1938 года рождения. Если он жив, ему должно быть уже под девяносто. Она писала запросы, роясь в электронных кладбищах памяти. И нашла!

В Санкт-Петербурге действительно проживал Александр Ильич Баринов, 1938 г.р. Инженер-судостроитель на пенсии. Вдова. Дети, внуки. Он умер три года назад...

Очередной тупик...

Но у него были родственники. Арина нашла страницу его внучки, молодой женщины по имени Катя. Она жила в том же городе, работала дизайнером. Арина колебалась всю ночь, а наутро отправила ей осторожное сообщение:

— «Здравствуйте. Я занимаюсь историей вещей из нашего города. Возможно, Ваш дед, Александр Ильич Баринов, в детстве жил здесь. Не могли бы мы как то пообщаться?»

Ответ пришел через несколько часов:

— «Здравствуйте. Да, дед родился и какое-то время жил в Вашем городе. Но он мало что рассказывал о том времени. Что Вас интересует?»

Арина выдохнула. Диалог был начат...

Через неделю Арина стояла у окна в купе поезда, мчавшегося в Петербург. В кармане ее пальто лежало кольцо, завернутое в шелк. Она ехала по зову, который не могла даже себе  объяснить рационально. Накопила отгулы, сказала знакомой, чтобы та присмотрела за лавкой. Она шла теперь  на ощупь, как лунатик...

Катя встретила ее в небольшой кофейне на Васильевском острове. Она оказалась стройной брюнеткой с умными, внимательными глазами...

«Вы про кольцо говорили, — начала Катя, после того как они заказали кофе. — Действительно, среди вещей деда после его смерти мы нашли старую шкатулку. Пустую. Мама говорила, что в детстве видела в ней какое-то серебряное кольцо с синим камнем, но потом оно куда-то пропало. Дед говорил, что он его  потерял».

Арина осторожно вынула сверток и развернула его. Катя ахнула:

— «Боже мой… Оно! Вы нашли его? Где?»

— «В комиссионном магазине в нашем городе. В той же шкатулке, судя по всему».

Арина не стала говорить о своих ощущениях:

—  «Мне кажется, оно было важным для Вашей семьи. Я хотела его вернуть».

Катя взяла кольцо, рассмотрела его:

— «Как странно… Деда я помню хорошо. Он был спокойным, немного замкнутым человеком. Работал, любил свою  семью, но какой-то… был отстраненный всегда. Как будто часть его была где-то далеко. Бабушка иногда шутила, что у него есть „вторая жизнь“ о которой она ничего не знает».
Она помолчала:

—  «Он почти не говорил о своем отце. Только то, что тот погиб на войне, когда деду было всего шесть лет. И о матери… Бабушка Вера умерла рано, в семьдесят пятом. Деду было тяжело. Он хранил ее фотографию, всегда одну и ту же молодую, улыбающуюся. Но на этой фотографии… на ней не было этого кольца!».

— «А Вы не знаете, откуда оно могло появиться? Может, фамильная реликвия?»

Катя покачала головой:

— «Дед был не сентиментальным в плане вещей. А вот эту шкатулку берег. И еще… у него был старый альбом. Не фотоальбом, а для зарисовок. Он немного рисовал. Там в основном корабли, чертежи. Но есть несколько странных страниц… Хотите посмотреть?»

Арина кивнула, не в силах вымолвить слово...

Квартира Кати была светлой, современной. Она принесла потрепанный альбом в кожаном переплете. Большая часть листов была заполнена карандашными набросками судов, деталей механизмов. Но в середине…

Арина перевернула страницу, и ее  дыхание перехватило. Там, углем, была нарисована женщина. Не фотографически точно, но с огромной силой чувства.
Ее лицо было обращено чуть в сторону, губы тронуты легкой улыбкой, в волосах  цветок. И на руке, которая придерживала край шали, было четко прорисовано кольцо. Тонкое, с темным камнем...

— «Это не бабушка Вера, — тихо сказала Катя. — Я видел ее молодые фото. Она была другой. Кто это, интересно?»

Арина не отвечала. Она смотрела на рисунок, и кольцо в ее кармане будто отозвалось жаром. Женщина на рисунке смотрела куда-то вдаль, и в ее глазах была та самая смесь страсти и печали, которую Арина и  ощущала своей кожей.

«Под рисунком есть надпись, — указала Катя. — Но неразборчиво».

Арина пригляделась. Старомодным, выцветшим чернильным почерком было написано:

— «Моя А.»

«Моя А., — прошептала Арина. — Анна?»

Внезапно в ее памяти всплыло имя из архива: Воронцова Анна Георгиевна. Жена репрессированного Ильи Петровича Воронцова!

«У Вас есть доступ к архивам здесь, в Петербурге? — спросила она, поднимая взгляд на Катю. — Военным, может быть?»

— «Есть знакомый, который занимается поиском пропавших без вести. Но Вам это зачем?»

«Я думаю, это кольцо принадлежало не Вашей семье, — сказала Арина. — Оно даже старше. И чувство, которое в нём… оно не имеет отношения к обычной семейной жизни. Оно… совсем другое».

Катя смотрела на нее с растущим интересом:

—  «Вы странная. Приезжаете из другого города, чтобы вернуть кольцо, а теперь говорите о чувствах, запертых в этом металле. Вы что, верите в такую магию?»

«Я верю в память, — ответила Арина. — И эта вещь ее тоже помнит!».

Катя, в конце концов, согласилась помочь. Ее знакомый, бывший военный архивист, имел доступ к таким базам. Через два дня они сидели в его каморке, заваленной папками...

— «Воронцов Илья Петрович, — бормотал он, водя пальцем по экрану старого монитора. — Родился в 1910г. Инженер-строитель. Арестован в январе 1942 года по статье 58-10. Приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей без права переписки. Отправлен в Норильлаг. Умер в лагере в 1943 году. Реабилитирован посмертно в 1956».

Арина почувствовала ледяной холод:

—  «А его жена? Анна Георгиевна?»

«Жена, Воронцова Анна Георгиевна, 1914 г.р. После ареста мужа была выселена из квартиры. Дальше… сведения теряются. Есть запись о ее выбытии из города в сентябре 1942 года. Куда  неизвестно. Возможно, в эвакуацию... Возможно…»
Он развел руками...

«А дети?»

«Детей в документах не значится».

Но кольцо было здесь. Оно пережило арест, выселение, войну. И попало в руки Веры Бариновой, которая въехала в их дом через три года. Как?

«Спасибо», — сказала Арина, вставая. Ей нужно было подышать немного воздухом.

На улице моросил холодный питерский дождь. Катя шла рядом, молча...

—  «Значит, это ее кольцо, — наконец сказала Катя. — Анны Воронцовой. А рисунок в альбоме деда… Он ее видел? Он помнил ее? Ему было всего четыре года, когда ее выгнали из дома».

— «Дети помнят больше, чем мы думаем, — сказала Арина. — Или… может, он видел ее портрет? Или слышал рассказы?»

Она понимала, что теряет какую то нить. Репрессированная пара, пропавшая жена, сирота-сосед, хранивший рисунок таинственной женщины…

И всё это  вокруг кольца, заряженного любовью такой силы, что она пережила войну, ГУЛАГ и десятилетия забвения!

—  «Что теперь?» — спросила Катя.

— «Я хочу найти могилу Ильи Воронцова. Или место, где умерла Анна. Мне нужно… положить это кольцо туда. Закрыть этот круг».

Катя посмотрела на нее, и в ее глазах было не недоумение, а понимание:

—  «Вы чувствуете ее, да? Ту женщину?».

Арина кивнула, не в силах ей  солгать...

— «Тогда поедем, — решительно сказала Катя. — Норильск, конечно, не близко, но есть базы данных по захоронениям. И если она умерла в эвакуации, возможно, это где то  рядом».

Они поехали на север, к бывшему Норильлагу... Путешествие заняло несколько дней: самолет до Красноярска, потом долгая дорога на машине. Пейзаж за окном менялся от тайги к тундре, бескрайней и безмолвной. Арина почти не спала. Она держала кольцо в руке, и по мере приближения к месту, где погиб Илья Воронцов, ощущения все сильнее менялись. Чистая страсть начала примешиваться с горькой, пронзительной болью, тоской, которая разрывала ей  сердце. Теперь Арина видела сны как бы наяву: заснеженные бараки, изможденные лица, холод, пронизывающий до костей. И любовь, которая жила даже здесь, в аду. Любовь к той, что осталась там, далеко. К «А.».

В Норильске их встретил местный историк-краевед, худощавый мужчина с усталыми глазами. Его звали Лев.

— «Воронцов Илья Петрович, — сказал он, просматривая свои записи в крошечном кабинете музея памяти. — Да, он здесь. Умер от пеллагры и истощения в марте 1943-го. Похоронен в общей могиле на старом лагерном кладбище, которое сейчас… фактически уже утеряно. Там сейчас пустырь, часть территории занята промзоной. Точное место не известно».

Арина почувствовала, как сжимается горло:

—  «А его жена? Анна? Она пыталась его найти? Приезжала?»

Лев задумался:

—  «Есть кое-что… Дневники одной из женщин, которая работала в лагерной больнице. Она упоминает, что весной 1944-го, уже после смерти Ильи, в Норильск приехала женщина из центральной России. Искала мужа. Ей не сказали правду, отправили в другое управление. Она уехала, так и не узнав, что он умер год назад. По описанию… она подходит. Молодая, худющая, с огромными глазами. На руке  серебряное кольцо с темно-синим камнем».

Арина и Катя переглянулись. Так она была здесь?
Всего год спустя. Разминулась со смертью любимого на один год!

— «Куда она уехала?»

— «Обратно, наверное. Но куда именно? Неизвестно. Может, в Ваш город. Дом-то их там был».

Но они знали, что дом был занят другими. Анна не могла туда вернуться...

Они поехали на то самое место, где когда-то было кладбище. Теперь это был пустынный холм, поросший жесткой травой, с видом на унылые заводские трубы. Ветер выл, срывая любые слова. Арина стояла, сжимая кольцо в кулаке. Она чувствовала его отчаянный, леденящий зов. Здесь, в этой мерзлой земле, лежал человек, которого любили так сильно!
И он не знал, что его Аня была здесь, так близко тогда...

— «Прости, — прошептала она, не зная, кому адресует это слово — Илье, Анне или себе самой. — Я принесла его назад!».

Она хотела закопать кольцо здесь, но Катя остановила ее:

—  «Подожди. Она уехала с ним. Она не оставила его здесь. Значит, не хотела этого?».

Арина поняла, что Катя права. Кольцо было последней нитью, связывавшей Анну с мужем. Она не рассталась с ним, даже потеряв всё.

— «Значит, мы идем по ее следам, — сказала Арина. — Она вернулась в наш город. Но не в свой дом. Где же она была?»

Лев, к которому они вернулись, развел руками:

— «Документов о перемещениях гражданских в те годы почти нет. Она могла где-то работать, жить у знакомых… И умирать».

Последнее слово повисло в воздухе тяжелым грузом...

Вернувшись в гостиницу, Арина в отчаянии взяла кольцо. Она была так близко, и снова тупик. Она прижала холодный металл ко лбу, закрыла глаза...

И тут случилось нечто новое!

До сих пор ощущения приходили волной, смешанными какими то  чувствами. Теперь же, в месте смерти Ильи, образы проступили с невероятной четкостью, будто кольцо, наконец, решило открыть свою тайну!

Она увидела не глазами, а всем своим  существом:

— Лето 1941 года. Сад, полный сирени. Она, Анна, бежит по дорожке, смеясь, оборачиваясь. Он, Илья, догоняет ее, хватает за талию, кружит. Она кричит от восторга. На ее пальце блестит кольцо. Он сделал его сам, из серебряного портсигара своего деда и камня от старой броши матери.

— «Чтобы ты всегда помнила, даже если мы будем далеко», — говорит он. Они еще не знают, как скоро это «далеко» станет реальностью...

— Сентябрь 1941-го. Он получает бронь, как инженер, но рвется на фронт. Они тогда  ссорятся впервые.

— «Ты нужен здесь!» — умоляет она. Он молчит, сжав кулаки. В его глазах долг и страх за нее. Аня беременна. Они никому об этом не сказали. Война, не время!

— Январь 1942-го. Ночной стук в дверь. Четыре буквы: НКВД. Его уводят...

Он успевает шепнуть:

— «Жди. Люблю тебя!».

Она падает на колени, держась за косяк. В животе ее шевелится новая  жизнь...

— Выселение. Ей дают два часа. Она берет немного одежды, фотографии, шкатулку с кольцом. Едет к дальней родственнице в деревню под городом. Там, в избе, полной чужих людей, и рождается девочка. Слабая, недоношенная. Анна называет ее Надеждой. Надя. Но ребенок не выживает и две недели. Хоронит она его на сельском кладбище под чужой фамилией, чтобы не навлечь беды...

— Она работает в колхозе, голодает, пишет письма, которые возвращаются. В 1944-м, когда немного отпускает блокадная хватка, она отправляется в Норильск. Месяцы в товарных вагонах, унижения, холод.
И  приговор:

— «Воронцов умер. Неизвестно где».

Она не верит. Она чувствует, что он ещё жив. Кольцо на ее пальце жжет кожу..

— Она возвращается не в родной город, а в соседний, где можно немного  затеряться. Устраивается санитаркой в госпиталь. Там, среди искалеченных тел и душ, она встречает молодую женщину, Веру.
Муж Веры пропал без вести, у нее на руках шестилетний сын Саша.
Они становятся подругами, делят кров, комнатушку в полуразрушенном доме. Анна рассказывает Вере про Илью, про Надю. Вера плачет, и тоже  рассказывает про своего Петра...

— 1945 год. Победа. Возвращаются живые, но и приходят похоронки.

На Петра приходит извещение:

— «Пропал без вести».

Вера сжимается, как раненая птица. Анна поддерживает ее. А сама все ждет. Ждет до 1947-го...

— И вот в газете «Известия», в крошечной колонке о реабилитации невинно осужденных, она видит фамилию:

— Воронцов Илья Петрович. И дату смерти: 1943 год...

— Мир рушится окончательно. Все эти годы надежда грела ее, как тот самый камень, который он вправил в серебро. Теперь и это украли. Она сидит на кровати в их общей с Верой комнате, смотрит на это кольцо. Боль такая, что хочется выть. Но вместо этого она снимает кольцо, кладет в шкатулку.

— «Больше не могу, — шепчет она. — Прости, Илюша. Я устала тебя  ждать».

— Она отдает шкатулку Вере:

—  «Возьми. На память. Я уезжаю».

— «Куда?» — пугается Вера.

— «Не знаю. Подальше».

Она целует спящего Сашеньку, мальчика, который стал ей почти сыном:

— «Он будет хорошим человеком. Люби его!»

— Анна уезжает в Ленинград, город, о котором они с Ильей всегда мечтали. Находит работу в библиотеке. Живет тихо, одиноко. Никогда больше не выходит замуж. Хранит в сердце ту любовь, которая согревала ее в самые страшные годы. Иногда, по ночам, она достает из памяти его лицо, вспоминает его прикосновения, и плачет...

Но кольца на ее руке больше нет. Она оставила его там, где осталась ее жизнь...

— А Вера, получив ордер на комнату в бывшем доме Воронцовых, переезжает туда с Сашей. Шкатулку она прячет в стенную нишу, за доску.

— «На черный день», — думает она. Но черный день для нее не наступает. Она встречает хорошего человека, снова выходит замуж, уезжает с сыном в Ленинград в 1947-м. Про шкатулку просто забывает...

А Саша, маленький Саша, который обожал «тетю Аню», хранит ее образ в памяти. Став взрослым, он пытается нарисовать ее по памяти.

И подписывает:

—«Моя А.».

Не Анна. А  Аня. Та, что была ему второй матерью в те  голодные годы. Та, чью боль он чувствовал, даже будучи еще  ребенком...

Арина открыла глаза...

Щеки были мокрыми от слез. Катя сидела напротив, бледная, держа ее за руку.

— «Ты… ты что-то увидела?» — тихо спросила ее Катя.

Арина кивнула, не в силах говорить. Она поняла всё. Кольцо хранило не просто страсть той первой любви. Оно хранило историю любви, пережившей арест, смерть ребенка, войну, ГУЛАГ, отчаяние и веру. Любви, которая не умерла, даже когда умер ее  любимый. Анна пронесла ее через всю жизнь, как светильник в кромешной тьме!

И это чувство, чистое и всепоглощающее, было теперь и  частью Арины. Но это больше не было чужеродным, каким то  невыносимым грузом.

Это стало… каким то даром ей... Свидетельством того, на что способно человеческое сердце!

— «Она умерла в 1978 году, — сказала Арина голосом, немного сиплым от слез. — В Ленинграде. Одинокая. Но с любовью в сердце»...

— «Мы найдем ее могилу», — сказала Катя ей твердо...

Поиски заняли еще несколько дней. Через архивы ЗАГСа они нашли дату смерти:

— Анна Георгиевна Воронцова скончалась 12 ноября 1978 года от сердечной недостаточности. Похоронена на Богословском кладбище...

Могилу отыскали тоже  с трудом: скромный участок, простой гранитный камень без фотографии. Только имя и даты. Рядом  несколько захоронений таких же одиноких людей, все  послевоенного поколения...

Был хмурый, промозглый день. Арина стояла перед камнем, держа кольцо в раскрытой ладони. Оно лежало тихо, будто истощенное годами тоски. Волна чувств, исходивших от него, теперь была не бурной, а глубокой и печальной, как тихое озеро после бури. В нём была уже ощутимая  благодарность. За то, что ее нашли. За то, что ее историю услышали!

— «Я вернула тебя к ней, — мысленно сказала Арина. — Физически  нет. Но духом  да!».

Она не стала закапывать кольцо. Вместо этого она положила его на камень, подержала несколько минут, позволяя последним отголоскам чувств уйти в землю, к той, что ждала так долго. Потом взяла его обратно...

— «Что теперь?» — спросила Катя.

— «Теперь оно, это колечко,  свободно, — ответила Арина. — Оно выполнило свою миссию,  донесло любовь через это время. И теперь может просто быть красивой вещью. Или…»

Она посмотрела на Катю:

—  «Оно твое. По праву семьи, которая хранила его так долго, даже не зная почему»...

Катя покачала головой:

— «Нет. Оно твое. Ты его прочувствовала. Ты прошла этот путь. Оно и выбрало тебя для этого!».

Арина сжала кольцо в ладони. Оно было уже просто холодным металлом и камнем.
Заряд чувств ушел, умиротворился, обрел свой покой. Осталась лишь легкая, едва уловимая вибрация,  эхо великого чувства, которое теперь жило уже только в ее памяти...

Она надела кольцо себе на палец. Оно пришлось впору...

Прошел год...

Лавка «Тихая гавань» работала по-прежнему.
Но кое-что давно изменилось. Арина теперь не боялась своих  прикосновений к старым вещам, как до этого было...
Дар ее не исчез, но он перестал быть для неё бременем.

История Анны и Ильи научила ее, что даже самая сильная боль, это тоже  часть жизни, а любовь способна пережить смерть.
Она стала помягче, иногда даже улыбалась клиентам, рассказывая им  истории вещей, которые были наполнены светом...

Кольцо она носила не всегда. Только в особые дни. Оно больше не излучало чужое чувство, но напоминало ей о силе человеческого духа. Иногда, касаясь его, она чувствовала легкую теплую волну, уже  не страсть, а благодарность и покой...

Катя стала ее другом.
Они иногда переписывались, обменивались открытками. Катя нашла в семейных архивах еще несколько рисунков деда, и на одном из них была ясно изображена Анна, держащая на руках маленького Сашу. На заднем плане угадывался силуэт женщины,  Веры. Круг замкнулся...

Однажды весной, когда в лавку уже  залетал запах сирени с улицы, дверь неожиданно открылась. Вошел молодой человек, лет тридцати, с рюкзаком за плечами и немного  нерешительным взглядом...

— «Здравствуйте, — сказал он. — Мне сказали, что здесь можно… оценить вещи? Не материально, а… ну, Вы понимаете?».

Он вынул из рюкзака старую картонную коробку:

—  «Бабушка умерла. Осталось это. Выбрасывать жалко».

Арина кивнула, надела тонкие хлопковые перчатки, привычка, но теперь не из страха, а из уважения к чужой приватности. Она открыла коробку. Там лежала стопка писем, завязанных лентой, и маленькая фарфоровая собачка...

Она взяла собачку. И почувствовала,  теплую, терпкую, сложную смесь чувств: досаду, вину, нежность и глубокую, глубокую привязанность, которая тоже  пережила ссоры и целые годы...

Арина улыбнулась и подняла глаза на посетителя.

— «Расскажите о Вашей бабушке», — мягко сказала она ему.

И слушая его, глядя на кольцо на своей руке, которое тихо поблескивало в луче весеннего солнца, она думала о том, что каждый предмет,  не просто вещь. Это сосуд!
И некоторые из них хранят не грусть, а как бы яркий свет. Такой яркий, что он может осветить путь даже через десятилетия тьмы!

А ее дар,  это не проклятие. Это ее  ключ. Ключ к этим забытым мирам. И она научилась не бояться открывать эти двери...

Лавка наполнялась запахом сирени, а за окном проходила целая  жизнь...

И Арина, прикоснувшись к очередной вещи, чувствовала уже  не страх, а,  наоборот, тихую радость. Потому что теперь она знала: даже самая сильная эмоция,  часть великой, вечной истории под названием «Любовь».
А ее задача,  дать этим историям шанс быть услышанными...


Рецензии