Физика для чайников. Плавающая игла

Из опытов Якова Перельмана:

«Можно ли заставить стальную иглу плавать на поверхности воды, как соломинку? Как будто бы невозможно: кусочек металла, хотя бы и самый маленький, должен непременно потонуть в воде. Так думают многие, и если вы думаете так же, то следующий опыт заставит вас переменить своё мнение.
Возьмите обыкновенную, только не слишком толстую швейную иголку, обмажьте её слегка маслом или жиром и положите аккуратно на поверхность воды в ведёрке или стакане. К вашему изумлению, игла не пойдёт ко дну, а будет держаться на поверхности, наглядно опровергая всеобщую уверенность в том, что игла не может плавать.
Почему же она, однако, не тонет? Ведь сталь всё-таки тяжелее воды?
Безусловно, в 7-8 раз тяжелее, и, чтобы плавать, игла должна, по физическому закону плавания, вытеснять воды во столько же раз больше объёмом, чем сама занимает. В нашем случае так и есть: если вы внимательно рассмотрите поверхность воды возле вашей плавающей иглы, то увидите, что близ неё вода образует вогнутость, небольшую долину, на дне которой и лежит игла (как показано в разрезе на рисунке в левом нижнем углу рисунка). Изгибается же водная поверхность возле нашей иглы потому, что игла, покрытая тонким слоем жира, не смачивается водой. Вы заметили, вероятно, что когда у вас руки жирные, то вода, налитая на них, оставляет кожу сухой, т.е. не смачивает её.
Перья гуся и всех вообще плавающих птиц всегда покрыты жиром, выделяемым особой железой; вот почему вода не пристаёт к ним («что с гуся вода»). Оттого-то без мыла – которое растворяет слой жира и удаляет его с кожи, – нельзя вымыть жирных рук даже с горячей содой. Жирная иголка тоже не смачивается водой и поэтому оказывается на дне водяной лощинки, объём которой настолько превышает объём иглы, что она поддерживается выталкивающей силой жидкости, как стальной дредноут на океане.
Так как руки наши всегда немного жирны, то и без намеренного обмазывания жиром игла в наших руках тоже покрыта тонким слоем его. Поэтому можно заставить иглу плавать, и не покрывая её специально жиром, – надо только изловчиться очень осторожно положить её на воду. Это можно сделать так: положить иглу на лоскуток папиросной бумаги, а затем, постепенно отгибая вниз края лоскутка другой иглой, погрузить всю бумажку под воду. Лоскуток упадёт на дно, а игла останется на поверхности.
Если теперь вам случится наблюдать насекомое водомерку, шагающую по воде «яко по суху» (см. рис. внизу), то вы уже не будете поставлены в тупик этим фактом, а догадаетесь, что лапки насекомого покрыты жиром и оттого не смачиваются водой. Шесть лапок водомерки, вместе взятые, вытесняют, благодаря этому, такой объём воды, который весит столько, сколько само насекомое, и тогда оно поддерживается на поверхности по мере движения.»


Рецензии
Алекс, смачиваемость конечно влияет на «непотопляемость» иглы, но определяющим фактором является поверхностное натяжение воды. Именно оно удерживает и не позволяет утонуть многие предметы при определенных условиях. Поверхностное натяжение как тонкая упругая пленка не дает утонуть предметам с удельным весом больше воды. Возьмете прямой кусочек фольги и положите на поверхность воды. он будет плавать и не тонуть независимо от его «смачиваемости».
Успехов в ваших дерзаниях и описаниях различных физических эффектов.
Занятие нужное и полезное в практическом познании окружающего нас мира.

С уважением.

Анатолий Разумнов   15.12.2025 17:53     Заявить о нарушении
Что такое "Поверхностное натяжение"?
Анатолий, объясните читателям, простым языком, чтобы было понятно детишкам, - без формул и не из "Википедии" или "от Алисы".

http://proza.ru/2025/04/28/1163 - в этом рассказе найдите фото 3 и 4. Такие эксперименты я демонстрирую обычно детям.
Медленное осторожное опускание различных металлических скрепок показывает один и тот же результат: скрепки плавают на поверхности воды. Но только сухие! (Фото 4). С мокрыми такой фокус не проходит. Они тонут!

Я перепроверил то же самое с модельной резинкой (Фото 3) – результат тот же. Сухая плавает, будь каким образом вывернутая, а мокрая опускается на дно!

Вы что-нибудь слышали об инерционности капель воды?

То есть, помимо того, что на инерционность действует равный импульс изнутри и снаружи водной оболочки капель, причём в абсолютно одинаковых условиях, а также при одной и той же геометрии различных испытуемых тел (а значит, при равности их масс и поверхностном давлении на границе раздела фаз), мы с удивлением отмечаем зависимость от СМОЧЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛ!!

Эти опыты проведены с стоячей воде, когда обтекание предмета водой столь сильно влияет на результат (поверхностная гигроскопичность).

Тут импульсы распределяются по площади, и огромную роль играет, сухая ли поверхность или мокрая.

Алекс Чистяков   15.12.2025 22:57   Заявить о нарушении
Батенька, зачем Вики и Алиса, когда такое физическое явление изучается в школе и известно «детям».
В учебнике 10 кл. дается определение и понятие поверхностного натяжения воды и формула вычисления коэффициента натяжения. Натяжение возникает из разницы сил взаимодействия молекул воды внутри жидкости и на поверхности. Результирующая сила выталкивания направлена вверх. Описаны различные опыты.

В частности в одном из уроков говорится:
«Наличием сил поверхностного натяжения также можно объяснить то, почему металлическая иголка «лежит» на поверхности воды (рис. 7). Иголка, которую аккуратно положили на поверхность, деформирует ее, увеличивая тем самым площадь этой поверхности. Таким образом, возникает сила поверхностного натяжения, которая стремится уменьшить подобное изменение площади. Равнодействующая сил поверхностного натяжения будет направлена вверх, и она скомпенсирует силу тяжести». http://lc.rt.ru/classbook/fizika-10-klass/osnovy-termodinamiki/6181
Смоченная скрепка тонет потому что водой делается разрыв и результирующая сила выталкивания пропадает. А например жир – это другая среда и пленку поверхностного натяжения не нарушает. Как видно дело не в «смачиваемости»…
Вы сделали логическую ошибку и не хотите этого признать…

Анатолий Разумнов   15.12.2025 23:44   Заявить о нарушении
Анатолий, я тоже учился в школе, но школьная программа не раскрывает всех тайн мироздания.
В Природе вся логика - в отсутствии логики. Логика - в голове, а в Природе - многообразие. Не путайте, пожалуйста, Божий дар с яичницей!
Однако, термином "поверхностное натяжение" мы все (кто хорошо учился) привыкли пользоваться со школьной скамьи, не понимая, что это такое. Ничего нет страшного в том, что учёные не могут объяснить многих явлений: что такое свет, ток, нейтрон, заряд, и далее по нескончаемому списку...
В одном из своих рассказов я тоже использую выписки из Интернет о "поверхностном натяжении":
http://proza.ru/2024/11/08/14 - на заметку биохимику.

Если будет время и желание, ознакомьтесь.
Моя дотошность и попытка разобраться (прежде всего, для себя) не порочит "общепризнанные" понятия, просто я расширяю кругозор познаний природных явлений и процессов и делюсь с читателями, не навязывая свою точку зрения никому.

Кстати, что удивительно, учёные до сих пор не могут объяснить капиллярный эффект и отчего деревья высотой в 100 метров в экваториальных лесах получают влагу?

С улыбкой и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   16.12.2025 13:51   Заявить о нарушении
Алекс, мы по-видимому учились в разных школах во времени.
Школа 1960-х и 1980-х по качеству образования имеют существенные различия. И различия имеются не только в методе, но в наличии квалифицированного учительского состава.
Ранее уделялось больше внимание на практику и ударение делалось на понимание фундаментальных основ.
Послевоенное поколение, знало что такое нужда и поэтому приобретение практических навыков было естественным делом.
Выросло новое поколение, которое живет в лучших условиях и для него практические навыки ушли на второй план. Другое мировосприятие. Ничего здесь не поделаешь.

Насчет «Божьего дара и яичницы». Вы как раз и ушли от фундаментального понятия о поверхностном натяжении воды, которое существует реально и теоретически и практически, что доказано опытом. И если у вас нет такого понимания, то обсуждение не имеет смысла.

Почему вы решили, что «мы» не понимаем, что это такое и строите свою логику на этом ошибочном утверждении?

В наше время развелось много Наполеонов и Эйнштейнов, выдвигающих свои виртуальные теории, не имея практического опыта. Одна из причин – ЕГЭ, который проверяет формальные знания.
Экзамен держат не только ученики, но и учителя вживую проверяя, чему они научили и как могут говорить и мыслить их ученики, а не только правильно нажимать на кнопки.

Средневековая схоластика поселилась в головах людей. Поэтому и хватаются за ИИ, не понимая, что это всего лишь инструмент…

Анатолий Разумнов   16.12.2025 17:48   Заявить о нарушении
Я как раз учился в школе в 60-х.
Спустя 50 лет понял, что из того, чему нас учили, малая доля соответствует природным реалиям. Остальное - идеализированные понятия и формулы с гипотезами, ничем не подтверждёнными.

Поверхностное натяжение можно отнести к эластичным материалам, оболочкам и то, если пренебречь их проницаемостью и вязкостью.
Что касается воды, то капля воды в свободном состоянии преобретает сферическую форму, и, с большой натяжкой, тоже можно говорить о "поверхностном натяжении" её оболочки.
Что касается водной глади, то она состоит из отдельных капель, и эффект, который называют "поверхностным натяжением", на самом деле определяется слоями капель, каждая из которой обладает упругостью оболочки, и разницей давления между слоями. В целом же эффект на поверхности водной глади можно трактовать как поверхностное выталкивание, что подтверждается, например, всплеском посередине поверхности круглого озера, при возникновении стоячих волн.
Как-то так.
Всего самого доброго,

Алекс Чистяков   16.12.2025 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.