Япония. Заинтересованные дорожные зарисовки...

 Тяжелый перелет через Пекин. 12 часов в небе и 3 часа между рейсами. А потом Токио, Камакура, остров Эношима, Киото, Осака, Нара. И снова перелет. Японское время, то есть плюс 6 часов, давно оставило меня, и биологические часы вернулись в свое нормальное состояние. Я долго мучил своих друзей и подписчиков вконтакте фотками и мыслями. И вроде бы пора успокоится, но Япония не отпускает. Воспоминания и впечатления роятся и мешают. Их много. Они разные. Это было очень интересно, познавательно и даже где-то узнавательно, я так долго хотел в Японию. И один раз уже почти было туда собрался, но не получилось. Я изучал Японию, думал о ней и писал. И в своем тексте «Япония тонет» обещал, что обязательно поеду туда, всё уточню и напишу вторую часть. Это не она. Это просто путевые заметки человека, который попал туда, куда очень хотел попасть.

 Было сложно, и даже физически тяжело, но все равно стоило всего. Наши дочки побывали в стране Миядзаки за год до нашего путешествия, у них были свои культурные предпочтения, но их опыт очень помог нам. Практически тот же маршрут, даже отели кое-где были те же самые. Но как бы там ни было, в Японию мы приехали вдвоем с женой, никто нас не встречал, за ручку не водил. Могу сказать, такая же поездка в Италию была сильно проще. Даже с учетом того, что мы были первопроходцами и шли своей дорогой, никем не проторенной. Знакомые места (история, кино, литература), знакомые буквы, очень отзывчивый народ и много русских, идущих мимо, едущих рядом, живущих в тех же местах, где мы бывали. Здесь все не так. Но пусть будет по порядку. А так как рассказать хочется о многом, то я постараюсь быть краток. Итак…

 Токио

 Токио... очень большой и очень разный. Снять несколько совершенно разных Токио несложно, сложно собрать все эти города в один. Блогеры не врут – здесь нет урн, ну, почти нет, и тем не менее везде чисто. Я платком тротуар не проверял, но по мне – норм. Тут полно туалетов – бесплатных и чистых, это тоже правда. Японцы очень воспитанные. Да. Но многие из них терпеть нас – гайдзинов – не могут. Они не пошлют, не накричат, но отвернутся, когда вы к ним обращаетесь, проигнорируют вопрос, брезгливо вытрут сумочку влажной салфеткой, если вы случайно к ней прикоснулись. Массовый турист лезет в жизнь города. И это сильно раздражает местных. Очереди стали длиннее, мест в транспорте не прибавилось. И хоть специальных заталкивателей в поезда метро я так и не увидел, но аншлаг случался.
И еще. Что бы там не говорили идеологи всех мастей: мы – европейцы. И русские, и армяне. Во всяком случае японцы нас одинаково не любят и не отличают от немцев, американцев или итальянцев.

 Я побывал в главном синтоистском храме Мейдзи, он был построен еще тогда, когда император Японии был богом. Император был скромным богом.

 Спасибо, Токио, я побывал на выставке, которую привез из Амстердама музей Ван Гога. А связь творчества Ван Гога с японским искусством неоспорима. Это было потрясающе, потому что Ван Гог это первое имя рядом со словом «художник», которое я помню. А его музей в Амстердаме – это почти недосягаемая мечта. Хотя в Голландии живет знакомый, который даже обещал мне билет купить. Там с билетами всё очень сложно, так же как с визами в Европу, и так же, как с деньгами на поездку. А тут такая неслыханная, нежданная удача, просто счастье. Картины самого Ван Гога, картины тех, кто вокруг него. среди картин много таких, которые я даже в репродукциях не видел.

 Но мы же в Японию приехали, и надо было бежать дальше. Главный Национальный музей очень хорош. Состоит из экспозиции, собственно, японской, небольшой выставки сельского зодчества с ландшафтным дизайном и плюс музей Азии. Наш Музей Востока, который я перед поездкой в Японию ритуально посетил, более чем скромен, да и можно ли сравнивать. В японской части много китан (мечей) и другого оружия, много кимоно, много керамики, картин, книг, и прочее, прочее, прочее. Условная деревня, несколько домиков на берегу пруда с лотосами, родник, большой дом со стеклянными стенами. В общем, придя в этот музей, уже нельзя сказать, что ты не был в Японии. Прекрасно организованная экспозиция, содержательная, интересно размещенная и оформленная. В общем, выше всяких похвал. Я работал в музее и много музеев видел. Знаю, что говорю.

 Все туристические аттракционы типа «3Д кота», «Годзиллы», телебашни и т.д. на месте. В Токио чудные парки, они какие-то часто не оч японские, но в них всё здорово: и поглядеть, и погулять. Про башни отдельно. Их в Токио две. Самая высокая в мире и более современная Скайтри (Небесное дерево) и эфелеобразная решетчатая красная Токио Тауэр – она постарше будет и поскромнее. Забраться хотелось на обе, что и было сделано. Скайтри – днем, а Токио Тауэр – вечером. Море огней впечатлило больше.

 Про архитектуру и городскую жизнь. Дома, даже самые маленькие, – не касаются друг друга, поэтому улица – не сплошная стена. Наверное, это из-за землетрясений. Есть совершенно непохожие друг на друга районы. Метро такое, что на схему смотреть без трепета нельзя. Это какая-то огромная запутанная конструкция, похожая на сложную картину абстракциониста. На английском распечаток не видел, но и в сети есть – это мало чему может помочь. Без навигатора мы не смогли. Причем каждая пересадка часто другой хозяин, и снова плати. Есть линии дороже, есть дешевле. Из неудобств, кроме сбора и ношения с сбой мусора, в городе совершенно нельзя курить. Кроме мест специально для этого мерзкого занятия выделенных. А в этих местах нельзя сидеть. Не на чем, ибо не фиг тут. Ещё здесь мало толстых людей, даже пузатых как я, мало… но есть. Как правило, они маргинального вида.

 Очень дорогой транспорт. И если у вас плохой навигатор, то в метро можно заплатить 1000 йен за одну поездку по городу.

 Школьники украшают город своей такой разной и такой, кажется, знакомой формой. Cвоими желтым кепками или белыми шляпками скрашивают толкание в очередях вокруг музеев и храмов. Им нравится внимание и среди них есть те, кто с удовольствием позирует иностранцам для фото. Но вот стенания по поводу того, что образ японской школьницы это уже фетиш и везде реклама, и всё такое, – показались большим преувеличением.

 Токийцы очень отличаются друг от друга одеждой. Есть костюмы - белые рубашки с галстуками и кожаной обувью, такие воплощения порядка и субординации классического типа. Есть обычные люди и их много, есть очень модные какие-то небожители, они смотрят поверх голов и на них одета навороченная дизайнерская одежда. И они – да, ходят по улицам и ездят на метро. Ну и есть те, про кого все любят писать: чудики и чудачки одетые как куклы, как герои анимэ и т.д. В основном я видел девушек, но мы избегали места скопления такой публики, и потому гарантировать их преобладание не могу. Но и парни, и даже такие себе дяденьки смешные нам тоже встречались. Они ловят взгляды, им важно, чтобы на них смотрели. Ну, такие чудики везде есть. У нас ведь тоже есть – молодежные анимэ вечеринки и всё такое.

 В городе очень много пожилых людей, это прям видно, многие из которых лет на 20 старше меня. Они ходят в музеи, работают в Макдональдсе, на улицах, в метро, часто на самых низко оплачиваемых работах. У нас на таких работах обычно трудятся мигранты. Я, гордо именующий себя «стариком», чувствовал себя наглым недорослем, слабаком и тунеядцем.

 Лекарственное гинко растет на улицах. Климат центральной Японии, примерно, как в Абхазии. В парке Уэно я видел гранаты на дереве. Местные мандарины и хурма продаются во всех магазинах. А какое-то цитрусовое дерево с плодами видел на улицах Нары. Очень влажно, если не открывать окна, любое помещение, не подверженное работе воздухосушки, – мокрое и не жилое. Дышать нечем.

 В новом, в целом хорошем, ультрасовременном музее К. Хокусая, был разочарован. Художник, чья картина стала чуть ли не логотипом страны, достоин быть представлен шире. И где она, эта картина? Видел только возле музея на тротуаре мозаику. А ещё музей явно построен для туристов – ультрасовременное здание, фасад которого никакого отношения ни к Хокусаю, ни к Японии, как мне показалось, не имеет. Угловатое стремящееся к треснувшему кубу нечто, выглядит прикольно, но неожиданно, если не сказать неуместно. В Японии есть еще один музей Хокусая (Хокусайкан) в поселке Обусе недалеко от Нагано, уезд Камикатакаи, но туда было ну никак не добраться.

 Императорский дворец более чем скромен, по сравнению с Зимним или там Петергофом, спрятан в саду за рвом и крепостной стеной. Я про дворец, в котором сейчас живет семья императора. Понятно, что посмотреть там можно немного и потому особо нечего. Трата времени на пафос: я, типа, там был.  Я поглядел на очередь и решил, что обойдусь парком.

 Мой Токио оказался странным. Он какой-то обычный что ли. История и культура в нем, как острова в бетонном море, недаром большинство музеев и храмов находится в парках. Он не такой богатый как Дубай, не такой грязный как Дели, а местами все большие города похожи. В общем, я думал, что он какой-то более японский, что ли. Я это именно про город. А погулять есть где, посмотреть и потрогать руками (древние деревья и произведения человеческого труда) тоже есть чего.

 Кавасаки.

 Когда я ехал в Японию, и задолго до этого мечтал там оказаться, меня интересовало прежде всего два японских явления: японская живопись и японский дом – классические и современные.
Все, кто собирается в Японию, видят в сети японские деревни Сиракава-го, Гокаяма и т.д. в списке достопримечательностей, но ехать туда из Токио, афигеть как долго и дорого. И я нашел нерекламируемые два музея рядом со столицей. Можно сказать прямо в Токио.

 Попал в один. Так получилось, что в музей «Нихон Минка-эн», который находится в парке Икута Рёкути, в Кавасаки, мы поехали без подготовки. Поездка планировалась, но не в этот день и потому путь туда оказался очень длинным и путанным, но тем не менее мы добрались.

 А по дороге, случайно, на автобусной остановке я нашел, как и на Сахалине, странные вкрапления в асфальт. На Сахалине они были изумрудно зеленые, а в окрестностях Токио, на острове Хонсю – синие. Не представляю, что это такое и как выглядят карьеры, где добывают синий щебень, если, конечно, это не переработанный какой-нибудь пластик, но выглядит он как мелкий гравий и на ощупь как камень. В общем, это загадка острова Хонсю, про которую я бы ничего не узнал, если бы поехал в музей, зная дорогу. А так получилось, что поехали на ощупь и авось.
Музей находится в городе Кавасаки. Вот станция Кавасаки. Кто ж знал, что от станции до музея надо проехать на одном автобусе больше 30 остановок и на другом почти 10. Немаленький город этот их Кавасаки, про который я бы и не слышал, если бы не одноименный мотоцикл.

 Но все было не зря, потому что мы добрались, хоть и потеряли почти целый день. И музей оказался просто фантастическим. 25 строений, среди которых и жилые, и нежилые дома, планы, проекты, предметы ремесла и быта, а также те самые подробности, из-за которых я туда и приехал. Как крепится рисовая бумага – к каркасу окна или двери? Действительно ли столбы просто ставят на камни? На чем ездят раздвижные стены? И так далее и тому подобное. Особенно я гордился тем, что нашел его сам. И время, наше горячее туристическое время не было потрачено впустую.

 Надо сказать, что кроме бумажных стен у японских домов есть вполне понятные глинобитные и деревянные стены. Строители использовали кривые бревна, которые легко вписывались и выполняли свой функционал. Кроме металлической и керамической в японском быту много деревянной посуды и прочей утвари, а еще соломенные крыши... И как же все это знакомо и незнакомо одновременно. Если я скажу, что японский дом отапливался по-черному, мы ведь все поймем, о чем это? Обувь японских крестьян из рисовой соломы так напоминает знакомые нам всем лапти из березового лыка. Работникам музея было приятно узнать о совпадениях и похожестях наших культур. А мне разобраться в особенностях устройства настоящего, изначального японского деревенского быта.

 Эношима и Камакура

 Эношима – это остров в Тихом океане, даже островок. Добраться до него можно по мосту, он очень близко от берега находится. Эношима – одна из лучших точек для «любования» Фуджи – главной горы Японии. А если ты главную гору не увидел, то значит, не открылась она тебе, и надо возвращаться и снова пытаться ЕЁ увидеть. Так как мы гору уже видели (с самолета, когда летели в Токио, она возвышалась такая над облаками), то не особо парились. Островок находится недалеко от города Камакура и на нем кроме вида на Фуджи есть ещё маяк, храм и... Тихий океан вокруг. Поездка туда выглядит как вполне себе курортная, песчаный берег, яхты, морская кухня, а зеленый остров красив сам по себе, даже если гору не видать. Мы торопились, а так-то и искупаться было можно.

 Камакура – старинный город, века так 12-го примерно, но храмы есть и 7-го. Тоже стоит на берегу океана. Был столицей одноименного сёгуната, потом превратился в деревню и уже ближе к нашим временам, художники и писатели вдохнули в него новую жизнь, а потом и туристы подтянулись, потому что тут есть что посмотреть и чем вдохновиться.

 Наверное, самая знаменитая статуя Будды (из бронзы, высота под 12 метров), называется Дайбуцу,  находится на территории храма Котоку-ин.
Вообще, храмов там много: Хасе-дера, где одна из самых больших деревянных статуй Каннон (больше 9 метров), Аманава-симмей (7 век) и т.д.

 Повторюсь, в Японии две распространенные религии синтоизм (та самая, где император был богом) и экспортированный из Китая буддизм. Из Китая были завезены на острова чай, архитектура, письменность, хозяйственный уклад, даже часть элиты. В общем, заимствований было так много, что японцы испытывали по этому поводу желание отстроиться и заявить о своей особенности. И нет никакого сомнения в том, что японская культура есть, и она, безусловно именно японская, несмотря на то, что всем понятно откуда что взялось. То есть отстроиться у японцев получилось.

 Фуджи спряталась за облака. Океан, как и положено был Тихий. Небо, наконец, перестало слезоточить. Прогулка удалась. К храмам я особого трепета не испытывал, и разделять на святилища синтоистов и храмы буддистов не стал. Храм, святилище – нехристи и есть. Сам принц Гаутама и его духовный поиск и подвиг вызывает уважение, даже с учетом того, что нашел он что-то не то на взгляд православного христианина.

 Киото

 Про Киото хочется начать издалека. Из Токио. Когда мы покупали билеты на Синкансэн до Киото (а как не проехаться на знаменитом и дорогущем поезде хотя бы раз?), нам предложили выбрать места, положив перед нами картинку с расположением кресел в вагоне. На схеме с одной стороны вагона была нарисована Фуджи, но с этой стороны билетов не было. Я спросил – а есть ли другие поезда, где есть места с нужной стороны? Девушка поискала и нашла нам такой поезд. Мы купили билеты. Подготовились к поездке. Есть традиция – покупать в Синкансэн еду. Бенто. Коробочка такая с продуманным набором блюд. Опять же было время обеда.

 Перед поездом мы решили оставить на вокзале чемодан и погулять немного. Однако, это было очень самонадеянно. Под вокзалом огромный подземный город, в нем можно легко заблудиться, но найти свободную камеру хранения нельзя. Очереди из тех, кто ждет их освобождения были просто чудовищные. Чтобы не терять время, мы пошли прогуляться с чемоданом. Он на колесиках и не так чтобы большой. Я очень хотел попасть в дизайнерский художественный магазин. Попал. Магазин был классный, но купить там что-то на сувениры было нереально для нас. Дорого очень. Зато оказалось интересно и познавательно, засчитали как экскурсию в мир японского дизайна.

 И вот мы в поезде, сидим, едем быстро, бесшумно, за окном мелькает Япония. Как все, поели. И я начал фотографировать пролетающие мимо поля и домики. И вдруг на тебе: Фуджи! Во всей своей красе. «Спасибо, ты открылась нам и с земли!».

 В прекрасном настроении мы приехали в Киото. Добрались до отеля, который находился практически рядом с замком Ниджо-джо. Крепостная стена, ров с водой вокруг, а еще это объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Вообще в Киото почти 20 таких объектов. Он же был главной резиденцией императоров и древней столицей Японии на протяжении целых 11-ти веков (с 794 по 1869 год), той самой Японии: с самураями, с ниндзя, и … всем таким.

 Отель находился в старой части города, на улице, застроенной в основном двухэтажными домиками. А метро находилось буквально за углом. Очень хорошее место.

 А с утра следующего дня началось: храм Fushimi Inari Shrine, это где «миллион» Тори – красных деревянных ворот с перекладиной (я такие видел на Сахалине, только там они были из камня). Прошел под ними – и прощены все грехи… А тут их – тысячи, правда. Вообще, я понял, что японцы очень любят усиливать эффект тиражированием чего-нибудь.

 Храм Рёан-дзи, в котором находится знаменитый сад камней. Посидели, посмотрели. Я давно решил, что сделаю себе такой дома. Еще лестница в главное здание красивая, часто фотографируемая, как мне показалась.

 И, конечно же, золотой Храм Кинкаку-дзи. Ну тут даже добавить нечего – это же всё первые картинки по запросу «Япония». Вокруг японские сады, с каменными островами в прудах, с настоящими цаплями, которые не обращают никакого внимания на туристов и паломников. Именно в Золотом храме я впервые столкнулся с пробкой из людей. Причем обойти её было нельзя. Идти надо только там, где положено, по одной дорожке, ни в коем случае не по газону или саду, а обгонять нельзя. Япония.

 Все дни в Киото прошли в состоянии: увидеть как можно больше, с пониманием, что всё ни за что не увидеть.

 Храм Киёмидзу-дера (Чистой воды), где по сюжету фильма «Васаби» Жан Рено находит письмо в коробочке от своей японской подруги. А ещё там есть водопад, разделенный на три потока, и каждый из них обещает то, что вам больше надо: долгую жизнь, счастье или благополучие. А когда надо всё и сразу, лезь под все струи. Этот храм вообще уникальное место. Балкон огромный, он стоит на скале, опираясь на десятки 12-ти метровых деревянных столбов – лучшее место для поглядеть на закат над Киото, за чем туда многие и приходят. А ведут к храму две исторические улицы, полные всяких интересных сувениров, перекусов и просто предметов для разглядывания. Улицы – отдельный аттракцион для туристов.

 И мотало нас по всему городу: Храм Нанзен-дзи с настоящим каменным действующим акведуком (привет Италии), полным шумной горной чистой воды.
Храм Гинкаку-дзи, так называемый «серебряный павильон», но он просто серый, не серебряный. Но там всё равно здорово.
Храм Сандзюсангэн-до, со статуей Тысячерукой Каннон – самый длинный деревянный храм Японии и в нем 1000 статуй в человеческий рост.
Храм 7-го века Симогамо.
Храм To-дзи, с самой высокой пагодой. Причем вокруг храма – огромный, единственный увиденный в Японии нормальный, стихийный рынок. И там были и саженцы, и керамика, и еда, и всё-всё-всё. И настоящие местные горожане, которые покупали, продавали, молились, ели. Между этой Японией и туристической есть разница, первая беднее, проще, искренней и никто не делает вид, что ты тут всем нравишься.

 Императорский дворец опять не впечатлил. Внутрь не пускают, хоть там оч давно никто не живёт. А то, что оставили на подглядеть с улицы и сад Гёэн вокруг дворца ничем не отличалось от того, что я уже видел в национальном музее и других местах. Ну, сад, ну, пруд, ну дом деревянный, ну, большой… Ну, красиво опять.

 Исторический рынок Нисики – это ещё один туристический аттракцион. Прикольно и даже местами вкусно, но не более. Так же, как и исторический Район Понто-тё. Нет, я не говорю, что туда не надо идти, просто не надо ждать там настоящей истории. Аттракцион и есть. Уверен, он многим понравится. Магазины, рестораны, барышни в кимоно, в качестве зазывал… или незазывал. Пишут, что есть варианты, но я не проверял.

 А ещё нам в Киото опять повезло. Мы не знали, но пошли в Императорский дворец именно 22 октября и оказались в самом центре Праздника Дзидай мацури – ежегодного костюмированного действа, которое называют парадом. Это масштабный театрализованный праздник, который проходит по всему городу от императорского дворца до храма Хейан. И мы весь день натыкались на сегунов, самураев, императоров, знатных дам на паланкинах и в каретах, пеших священников, древних чиновников и так до бесконечности. Танцы, музыка, барабаны, военный парад и карнавал. Задействованы в этом празднике все региональные городские чиновники, и сотни или может даже тысячи артистов и простых горожан. Одним слово – это было феерично.

 Имея некоторое отношение к культуре, я представляю масштабы организационных усилий и ресурсных затрат. Городские автобусы полдня лавировали, объезжая процессию и забитые зрителями улицы. Город-то продолжал жить, и никто не роптал. Было видно, что киотцам нравилось и мимо ехать, и смотреть, и участвовать, и осознавать себя частью древней столицы.

 Как оказалось, самый лучший замок, который мы увидели в Японии, Замок Ниджо-джо. Мы оставили его на день отъезда, потому что жили рядом. Здесь пускали внутрь здания – расписанные стены, резные потолки, сама структура дворца. Он тоже из дерева, конечно. Дворец окружен каменными стенами, а перед ними – ров. Опасные были времена, никто не чувствовал себя в безопасности, похоже. Даже сёгун, которому этот замок принадлежал. Из дворцов – номер один!

 Киото – самый японский город. Он полон сокровищ и удивительных вещей, он каждый день работает. И люди спешат, и их, в общем, бесит то, что места в метро заняты странными чужими людьми, некоторые из которых рядятся в кимоно. Ничего, кроме плохо скрываемых кривых ухмылок, вид гайдзинов обоих полов в японской национальной одежде не вызывал.

Нас ждала Осака. И на этот раз никаких синкансэнов. Ехать недалеко. Можно и на электричке. Вернее, даже на метро, потому что и электрички, и метро останавливаются на одних и тех же станциях, и даже часто выглядят одинаково. Не всегда.

 Нара

 Из Осаки мы на один день съездили в Нару. И сначала про неё. Нара – еще более древняя столица Японии, именно из нее она переехала в Киото, а уже потом в Эдо, который позже переименовали в Токио. Так что мы побывали в трех столицах. Вы заметили, что Киото и Токио состоит из одних и тех же букв? Я не сразу обратил внимание.

 Нара – это город, в котором на улицах, в парках, в храмах – везде живут олени. Чтобы их кормить, на каждом углу продают такие плоские печеньки. Эти печеньки чем-то пахнут, олени чувствуют этот запах и требуют угощения. Они вам кланяются, если вы кланяетесь им. Если вы не даете им печеньки, они могут и укусить. Не больно, но ощутимо. Не волки все-таки, олени, маленькие такие, рога у них спилены, на всякий случай, наверное.

 Кроме оленей в Наре, есть конечно же, сады и храмы. Сады прекрасны, причем бесплатный показался нам даже лучше, чем платный.

 В Храме Касуга Тайша огромное количество японских каменных фонариков. А в Храме Тодай-дзи грандиозный бронзовый Будда, на этот раз – внутри храма. Надо сказать, что именно этот храм лично меня больше всего впечатлил. Он оказался не просто огромным – громадным. Как из дерева строить такие грандиозные строения я не понимаю, но если они есть, значит можно, и можно было уже давно.

 Удивляли не только здесь, но и в других местах эти огромные деревянные колонны, из цельного дерева, высоченные-широченные. Где росли такие деревья и растут ли они до сих пор? И если да, – это само по себе уже достопримечательность. Ботаническая.
В Наре растут на улицах какие-то маленькие похожие на мандарины цитрусовые, с косточками и кислющие – жуть.

 Надо сказать, что ничего особо столичного в Наре в глаза не бросается, ну, кроме величественного Toдай-джи. Это и логично, и даже хорошо. Олени смягчают пафос и переключают восприятие на более лирический лад.

 Что бесило, как и почти везде в Японии, – это запрет фотографировать. Часто мне казалось, что это ничем не оправдано, кроме как «из вредности». Я нарушал, но рисковал сильно. А как всё увиденное за такой короткий срок вместить в мою стареющую память, если не фотографировать? И где-то служащие меня вежливо уговаривали, а где-то прямо угрожали. Говорят, даже штрафуют кого-то. Обошлось.

Осака

 Последний город нашего маршрута. И здесь, мы, наконец, почувствовали, что у нас всё более-менее получается, наработались какие-то методы адаптации, решения возникающих проблем. И всё бы хорошо, но мы очень устали и физически, и интеллектуально.

 Вместить в себя целый мир, так отличающийся от того, в котором живешь – трудно, особенно за такой короткий срок. В этот раз у нас не было, как в Италии, дней отдыха. В Италии мы каждый пятый день проводили на море и это очень помогло, даже с учетом того, что на Аппеннинском полуострове мы провели на неделю больше времени, а впечатлений там было ничуть не меньше. Но они были и ожидаемы, и предсказуемы, и узнаваемы.

 В Осаке мы начали с Храма Намба Осака. Это синтоистский храм, вход в который и сцена перед входом – это голова льва 12х11 метров. Зеленая. Львиная пасть должна поглощать зло и приносить удачу. Эх, если бы в мире все было так просто.
Намба – это район. Осака – город. Джинджа – синтоистская молельня. А храм называется Намба Осака Джинджа. Незамысловатое, в общем, название. Однако, пасть льва, насколько я знаю, такая одна.

 Осака Кастл – самый пафосный замок из всех, которые я видел, но… Это новодел, как, впрочем, и многое другое, «Золотой храм», например. Хотя снаружи – он просто лучший, но внутри, по сути, он почти пустой. Столько этажей, лифтов, очередей, а ничего нет. Вернее есть, но это больше похоже на очень скромный провинциальный музей. Пишут, что главные экспонаты находятся на последнем этаже, но туда не пускали. Он не деревянный, такого я ещё не видел.

 Музей Укиё-э в Осаке. Несмотря на рекламные обещания, это музей не про картины, а про технологию. Как делалась цветная ксилография, какие материалы, технологии и все такое. Это интересно, но я в Японии так и не увидел ни «Волну» Хокусая в подлиннике, ни других его знаменитых пейзажей и натюрмортов, известных мне по репродукциям. Нет, я видел другие работы, мне неизвестные. И это было интересно, но ожидания не оправдало.

 В Московском Музее Востока работа этого художника из альбома про Фуджи есть. Между прочим.

 Да, и про живопись вообще. Она есть современная, в мировых традициях, и в японских тоже есть – я искал вторых, и находил. Галереи есть и в Киото, и в Осаке. Где-то в Японии есть и мои картины, две или даже три я продавал японцам еще на Вернисаже в Москве. Как же давно это было.

 Телебашня Цутэнкаку Тауэр находилась неподалеку от отеля, и мы видели ее и днем, и вечером, и забраться на нее лифтом было несложно, а вот спускаться по трубе, как в аквапарке – мы не решились. Ну, в Токио башни выше и круче.

 И, наконец, находящийся за городом, как оказалось, самый дорогой – Храм Катсуо-дзи. Буддийский храм 8-го века, в 12-ом веке сожженный. Деревянный, с садами, мостиками и всем таким, красивый, в горах. Но главные в нем – маленькие красные деревянные куклы дарумы, которых я называл «чубриками» до тех пор, пока не запомнил.

 В храме японцы ищут исполнения своих желаний. Куклы имеют к этому самое непосредственное отношение. И если желание исполнилось, куклу надо принести в храм обратно. Поэтому храмовые постройки, светильники, кусты, перила лестниц и все прочие приличные и неприличные места заполнены дарумами. Наверное, это должно говорить о том, что много желаний было-таки исполнено. Ну, я очень рад за тех, кто их желал. Потому что выглядит это и правда здорово.

 Тема с дарумами не такая простая. Есть время, когда надо загадывать желание, есть особые дарумы – без глаз, и их надо рисовать самому по мере исполнения желаний и так далее, но это уже не важно. Важно, что по мнению японцев – это работает. Ну, что тут сказать. Велкам. Они вообще очень серьёзно относятся к своим храмам, причем обоих религий. Похоже, у них внутри не вызывает противоречий то, что по идее религии должны противоречить друг другу идеологически, так сказать. Похоже, это никого не смущает. Где надо хлопают в ладоши, ставят пахучие свечки или подают записочки и прочее. Опять же туристы и тут японцам навредили, храмы стали платными, в них полно людей, которые не просто не верят, а относятся как-то потребительски к местным святыням.

 По Осаке хорошо гулять в любое время суток, есть интересные улицы на любой вкус, малоэтажные и очень многоэтажные, реки с корабликами, и океан с пляжами и набережными, как я понял, их много.

 Япония стоит на пороге огромных перемен, и в воздухе уже есть этот кислый тревожный запах неизвестного будущего. Народ, который считал себя главным и лучшим в мире, многим жертвовал чтобы победить весь этот мир. Сначала оружием – не задалось, потом – экономикой, технологиями и деньгами, и в общем, эта гонка тоже проиграна. Китайцы, которых они совсем недавно вообще не считали за людей, их уже сделали. И когда туристы из Китая приезжают в Японию, им надо улыбаться и всячески угождать, таким невоспитанным и к тому хорошо знающим, что многое в японской культуре заимствовано у них. И японская исключительность, и японская имперская миссия, и Паназиатское чемпионство по всем показателям накрывается медным тазом. И уже совсем непонятно, ради чего мизерные отпуска, переработки и все такое прочее. Как никому это чувство разочарования понятно нам – бывшим советским. И я не стану злорадствовать, а только посочувствую… это будет очень трудно, больно и непонятно.
Сохранить всё то, что я видел и, еще больше того, что не видел, будет задачей непростой. Но я верю, что они справятся. Но про это в другой статье.

Вот, собственно, и всё.

 Обратная дорога оказалась не такой утомительной, потому что и путь в аэропорт, и полеты совпали со световым днем, который летел на запад вместе с нами. Там на западе нас ждала Москва, поезд и дом. И мысли о том, что увидел, и желание вернуться и досмотреть то, что не успел…


Рецензии
На днях мне прислали заметку о прекрасном Чернобыле, переварившем все дурное в отсутствии людей.Оказалось, человек занят собственным пиаром, истина ему не нужна. Это я к тому, что нет ни тени сомнения в твоей правдивости и честности.Мне было интересно прикоснуться к Японии через твои заметки,я верю,что все так и есть. Конечно, сразу возникает протест - а чего это они нас не любят, но это такое наивное желание всем нравиться.И сразу любимое ульянино: ну не нравитесь вы мне, так,без объяснений. И как это при этом умудряются создавать семьи с инородце-иноверцами. А вот тут атеистам-то привольнее,во что хотят,в то и верят,уж что-что,а это я им прощу. Ну и - на своем уровне - меня занимает всегда как это сделано и как оно работает.Собственно, можно по каждым твоим параграфам пройтись,но смысла нет. А главное - радость,что смог,и твоя Япония состоялась.

Ольга Шох   11.12.2025 20:03     Заявить о нарушении
Ну, про взаимодействие природы и человека, мне кажется жестче всего у Ларса фон Триера в "Антихристе". Зрелище это, правда, не легкое. Про то, "как это сделано", я и поехал в Японию. Если вообще можно куда-то поехать про что-то. Году этак в 2014-2015, я написал про Японию текст "Япония тонет" http://proza.ru/2015/07/05/1536
и обещал в нем поехать и проверить, правильно ли я все понял. Я его специально не читал. И делился воспоминаниями о поездке и впечатлениях. И вот сегодня я перечитал. во многом я был прав, но "Япония тонет -2" уже начата. так что Япония не отпускает, а продолжает будоражить мысль. Спасибо, Ольга за внимание к моим текстам и мыслям. Таких внимательных людей не много. И спасибо, что вы есть. Это мотивирует.
С уважением,

Ардавазд Гулиджанян   11.12.2025 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.