Библейский сюжет. Суд Соломона

 Азбука веры  Азбука искусства  Картины  Библейский сюжет Франс Флорис (1519-1570)

Перед нами известный ветхозаветный сюжет, подчеркивающий мудрость царя Соломона. Суть его состоит в следующем: две женщины-блудницы пришли на суд к царю Соломону, чтобы разрешить возникшую между ними тяжбу. Обе женщины жили в одном доме, обе одновременно родили сыновей. Но случилось так, что у одной из них младенец умер ночью – мать его «заспала» (3Цар. 3:19), и отчаявшаяся мать решила подменить мертвого ребенка живым, украв его у своей подруги. Каждая из женщин утверждала, что живой младенец именно ее родной сын. Чтобы разрешить этот спор, царь Соломон принимает следующее решение: своим слугам он приказывает принести меч и дает распоряжение рассечь живого младенца и каждой женщине отдать по половине. Одна из женщин согласилась с этим решением, тогда как другая, та, что была подлинной матерью живого чада, стала умолять царя оставить младенца живым и передать его своей сопернице. Таким образом, выяснилось, что именно она была истинной матерью живого ребенка, и тяжба была благополучно разрешена.

Следует отметить, что данный сюжет нашёл своё отражение в античной литературе, в живописи Помпей.

В христианском искусстве иконография Суда Соломона используется достаточно рано, например в росписях церкви Сан Паоло Фиори ле Мура. Также мы встречаем его в так называемых средневековых «морализованных Библиях», где этой сцене дается богословское прочтение: женщина, которая солгала и этим выдала себя, является символом Синаноги, образом ложного знания и неистинной, чисто внешней, законнической любви, тогда как женщина, оказавшаяся истинной матерью – символом Христианской Церкви, в которой сокрыта вся полнота истинной, живой любви.

Сам же Соломон является одним из прообразов Господа Иисуса Христа (вочеловечившегося Сына Божьего, Который, согласно Писанию, есть «Божья сила и Божья Премудрость (1Кор. 1:24)). Некоторые исследователи воспринимают суд Соломона как прообраз грядущего Страшного Суда. Вместе с тем можно сказать, что одна из женщин – подлинная мать ребенка – выражает истинную любовь и готовность к самопожертвованию, а другая ложную любовь и корысть.

Таким образом, казалось бы, простой сюжет, имеет в себе множество смыслов.

Данный сюжет был распространен в искусстве Возрождения и Нового Времени. В Древней Руси отголоски этого сюжета мы находим в древнерусской литературе в «Слове о Законе и благодати» митр. Илариона, в притчах Кирилла Туровского и др.

Иконография Суда Соломона также была весьма распространена в стенных росписях, книжных миниатюрах, иконах. В иконографии Суда Соломона царь изображается обычно молодым, безбородым, на нем царские одежды – красная мантия и синяя туника, или далматик. На голове его диадема, в руке он держит раскрытый свиток. В русской иконописи царь Соломон изображался в пророческом ряду высокого иконостаса.

«Суд Соломона» – распространенный сюжет в европейской и русской религиозной живописи, к нему обращаются многие известные художники.


Рецензии