Геоэкономика и стратегии экономического развития3

    
3. Геокономическая политика Эстонии
               
                «... зачем оставлять невостребованным наше
                единственное природное ископаемое –
                географическое положение?»
                Эдгар Сависаар, премьер-министр
                Эстонии в 1991 г.
                (Кн. «Как пережить кризис?», 2009 г.)

Геокономическая политика Эстонии тесно переплетена с геополитикой. Какими документами она определяется, что можно взять для её оценки, для оценки степени самостоятельности страны? Это прежде всего документы, определяющие долгосрочные планы, цели, стратегии развития страны и результаты их реализации, законодательство, международные соглашения, договоры, в том числе двухсторонние, материалы участия в международных экономических организациях, данные статистики. Дополнительную интересную информацию несут документы, условно говоря, второго уровня, раскрывающие то, чем обеспечивается выполнение поставленных целей: содержание поддерживающих их инструментов и анализ результатов применения. Они затрагивают планы действий исполнителей и их результаты за более короткие сроки, К числу таких инструментов-рычагов относятся наука, образование, культура, формирование соответствующего социально-психологического климата в обществе и т.д.

В Эстонии сейчас принято более 20 стратегий, затрагивающих, в частности, и различные геоэкономические области. К числу прямо связанных с ними относятся:
      • Долгосрочная Государственная стратегия развития «Эстония 2035» (Riigi pikaajalise arengustrateegia ;Eesti 2035;). - Riigi Teataja III, 15.05.2021.
      • Программа 2030 развития внешней политики Эстонии. Стратегическое направление 2: Усиление внешнеэкономической политики (Eesti v;lispoliitika arengukava 2030. Strateegiline suund 2: V;lismajanduspolitiika tugevdamine). Утверждена Правительством Республики 9.07.2020 г. 
      • Приоритеты 2023–2025 политики Эстонии в Европейском Союзе (Eesti Euroopa Liidu poliitika prioriteedid 2023–2025). Одобрены Правительством Республики 22.06.2023 г.
      • Стратегия бизнес-дипломатии Эстонии (Eesti ;ridiplomaatia strateegia). Утверждена Правительством Республики 25.03.2025 г.
      • Программа 2021–2035 развития научной и развивающей деятельности, инноваций и предпринимательства (Teadus- ja arendustegevuse, innovatsiooni ning ettev;tluse arengukava 2021–2035). Утверждена Правительством Республики 15.07.2021 г.

Стратегия «Эстония 2035» представляет собой рамочный документ, в котором сформулированы общее видение, цели и принципы, из которых исходит правительство при формировании политики и направлений развития страны на 15-летний период и защите её интересов в мире, в Европейском союзе, в том числе в области международных экономических отношений. На основе их системно и скоординированно разрабатываются программы развития всех областей деятельности. Приведём некоторые из таких целей, Они интересны и с точки зрения их формулировки (дословный перевод автора):

«4.3.2. Увеличиваем способность важнейших для экономики Эстонии областей 
... разрабатываем областные (по различным областям деятельности, отраслевые) программы развития научной и развивающей деятельности, переосмысливаем выбор разумной специализации, предлагаем поддержку для участия в стратегических цепочках создания стоимости Европейского Союза. Цель – стать в мире в выбранных областях успешным проводником, разработчиком и экспериментатором научной и развивающей деятельности, чтобы быть привлекательной целевой страной для иностранных инвестиций и экспортером высокотехнологичных товаров и услуг. ...

 4.5.4. Улучшаем международную позицию страны.
Существенным направлением является целостность внешней политики Эстонии, чтобы обеспечивать ей заметное положение в мире и сохранять прочные отношения с союзниками. Чтобы обеспечить экономическую безопасность и стабильность Эстонии, оперативно и прозрачно осуществляем более основательные фоновые (что дающие в перспективе) исследования важных иностранных инвестиций. Международному положению Эстонии помогает знание жителями Эстонии иностранных языков, что упрощает международное общение и даёт конкурентные преимущества как предпринимателям, так и работающим».
      
Знакомясь только с с ними, можно сказать, что руководство страны ставит на перспективу достаточно амбициозные цели («превратим Эстонию в цифровой, или дигицентр для всего мира»). Такие  области надежды не без оснований связываются прежде всего с инфо-и коммуникационными технологиями, экспортом IT-услуг, с природосберегающими технологиями,  а также с наукой, здравоохранением, биоэкономикой, где Эстония достигла хороших результатов. Ставится задача укреплять позиции страны не только на рынках ЕС, но и более широкого выхода на другие рынки. В условиях меняющейся внешней среды обращается внимание на необходимость проявления гибкости при выборе таких областей и быстрого внесения необходимых корректировок. С этой целью введен порядок ежегодных отчётов министров о ходе выполнения программ на заседаниях правительства.

В Эстонии хорошо осознают, что на рынках ЕС, в частности, Германии, перед эстонскими предпринимателями и в будущем в силу разных причин останется трудная проблема пробиться и удержаться. Как и на других рынках.   Об этом, в частности, говорил на совещании правительства по вопросам бизнес-дипломатии в марте 2025 г. министр экономики и промышленности Э. Келдо (Е. Keldo). На совещании была принята программа «Бизнес-дипломатия 2025»,  уточнены  цели и план действий. Главной целью её остаётся поддержка роста экономики Эстонии, способствуя экспортной деятельности предприятий и привлечению в Эстонию иностранных инвестиций. Протокол заседания правительства содержит интереснейший аналитический материал по данной теме. Доступен для знакомства на сайте правительства https://valitsus.ee.

Стратегии развития внешнеэкономических связей, исходя из поставленных целей развития страны, разрабатывают также Эстонская торгово-промышленная палата, представляющая интересы предпринимателей, и Фонд развития предпринимательства и инноваций (EISA). С принятой палатой четырёхлетней стратегией поддержки экспорта (Стратегия экспорта 2025-2028) можно познакомиться на её сайте «https://www.koda.ee». Новая стратегия Фонда развития предпринимательства и инноваций (Стратегия 2026-2029, https://eis.ee/) также делает акцент на поддержке экспорта, предприятий, продукция которых предназначена для него. Оба документа содержат интересный аналитический материал по состоянию и направлениям развития эстонского экспорта, изменениям на мировых рынках.

       Примечание: Фондом развития предпринимательства и инноваций и раньше обращалось большое внимание на поддержку экспорта. В сотрудничестве с Министерством иностранных дел он активно участвует в расширении по всему миру сети  эстонской бизнес-дипломатии. В 2011 г. Фондом была запущенная программа «Экспортная революция», призванная подготовить для предприятий, работающих на зарубежных рынках, специалистов по экспорту, международному маркетингу. Было отобрано 25  фирм с экспортным оборотом не менее 10 млн эстонских крон и, соответственно, 25 обучающихся. Специалистов по международным экономическим отношениям уже в начале 90-х годов начали готовить в вузах Эстонии, в частности, в Эстоно-Американском бизнес- колледже.

В принятой впервые в 2020 г. «Программе 2030 развития внешней политики Эстонии», нацеленной на обеспечение претворения в жизнь интересов Эстонии в мире, выделен отдельный раздел «Стратегическое направление 2: Усиление внешнеэкономической политики». Он включает десятки направлений, охватывающих практически все основные области внешнеэкономической деятельности и её управления. Можно сказать, проработан достаточнл системно. В разделе приведён обстоятельный анализ существующего положения, даны оценки рисков, выводы, на основе которых сформулированы интересы, цели в данной обдасти, Программа в свободном доступе. С ней можно ознакомиться на сайте министерства иностранных дел.

При анализе сложившейся ситуации разработчики подчёркивают, что активные внешнеэкономические отношения в открытой экономической среде, мировой торговый порядок, основанный на договорах Всемирной торговой организации (ВТО), для Эстонии как государства с маленьким внутренним рынком до сих пор приносили экономический успех и рост благосостояния населения. С этой позиции они аккуратно подвергают критике, не называя главной страны-инициатора, «попытки подставить под сомнение приннципы договоров ВТО и использовать протекционистские методы», негативное влияние которых может  препятствовать сохранению сложившейся системы мировой торговли. Соблюдение их становится затруднительным. Среди других причин затруднений названы проблемы обеспечения выполнения странами заключённых торговых договоров, недостатки в правилах движения информации в э-торговле, различное толкование статей договоров. Обращается внимание на рост влияния на мировой рынок Китая, растущих рынков стран Азии и Африки, на недостаточное влияние наших зарубежных представительств, на риски, связанные с безопасностью страны, опасность и последствия попадания в зависимость от других,

В приведённых документах разного уровня прослеживаются тенденции трезвого переосмысления внешнеэкономического положения и политики Эстонии. Его можно свести к известному вопросу: стоит ли все яйца складывать в одну корзину? Многие годы Эстония во внешней торговле ориентировалась (и продолжает ориентироваться) прежде всего на страны ЕС, что в общем понятно. Вхождение в него открыло двери к новым рынкам, логистическим коридорам и высоким технологиям, принесло в известной мере бо;льшую защищённость и предсказуемость, но одновременно привело и к большей зависимости от партнёров по ЕС, его политики и положения на мировых рынках, показало наряду со всем другим и уязвимость самого ЕС в определённых областях. Это хорошо было видно не только в кризисные 2007-2010 годы, но и позднее, в частности, при решении вопросов развития энергетики, принятия мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, введения санкций против России и Белоруссии, ответа на начатую США в 2025 году тарифную войну против ЕС, на их нескрываемую практику диктовать другим, с кем и как торговать, стратегию быть и оставаться мировым лидером. А это уже день сегодняшний. Разумеется, будучи и членом ЕС, руководители страны не могут не учитывать роль и возможности США в мире, во взаимоотношениях с ЕС и Эстонией.   

В данном статье мы не будем подробно останавливаться на вопросах влияния повышения США тарифов на экономику Эстонии и действиях правительства в связи с этим. Согласно оценкам Банка Эстонии, прямые потери от них для Эстонии невелики – порядка -0,2% ВВП. С учётом всех косвенных потерь, связанных с включением нас в европейские «сборочные» (субподрядные) цепочки, удорожанием продукции и  вероятным снижением её конкурентоспособности, общие потери могут быть выше. Можно ожидать вследствие этого и изменений в инвестиционных планах партнёров. Но и тогда наши потери останутся небольшими. Это объясняется тем, что у нас невелик общий товарооборот с США. В целом он составляет всего несколько процентов. В 2024 г. доля экспорта в США в ВВП страны  составляла около 1,5%,  В то же время США остаются для Эстонии немаловажным торговым партнером - в 2024 году они занимали шестое по величине товарооборота место с долей чуть выше 5%. Правда, по предварительным данным в 2025 году эта доля снизилась примерно до трёх процентов, и США переместились на девятое место.

Остаётся добавить, что события 2025, как и 2022 года, ещё раз поставили перед Эстонией задачу ускорения разумной диверсификации внешнеэкономической деятельности, поиска и налаживания альтернативных каналов. Разумеется, при сохранения её основной части  в Евросоюзе, во взаимоотношениях с ближайшими соседними странами. Не стоит сбрасывать из таких будущих старых направлений и Россию, возвращения к популярной в начале 90-х идее моста между Западом и Востоком. Нашего моста с историческим соседом. Ведь все войны когда-то заканчиваются. Новая стратегия национальной безопасности США, опубликованная на сайте Белого дома в декабре 2025 г., в частности, нацелена на изменение отношений с Россией и может послужить неплохим примером проявления гибкости. Известно, к какому шоку привело знакомство с ней руководителей многих  стран ЕС.

       Примечание: Стратегии национальной безопасности в США принимаются каждые 4 года, начиная с 1994 г. По стратегии 2025 г., как и раньше,  обеспечение своей безопасности на международной арене они видят в обеспечении сохранеиия лидерства в технологической, экономической, научной, военной и других областях.

На решение таких задач направлены стратегии бизнес-дипломатии Эстонии, разрабатываемые на основе стратегических целей, поставленных сегодня стратегией «Эстония 2035». К ключевым секторам экономики в стратегии 2025 г. в ней отнесены машиностроение, деревообработка, пищевая, химическая, металлообрабатывающая промышленность. Задачи бизнес-дипломатии периодически уточняются правительством. В частности, в 2019-2020 гг. перед составлением стратегии «Эстония 2035» был проведён её аудит, результаты которого легли в основу её соответствующего раздела. Автор ознакомился с ними при подготовке данной статьи.

Геоэкономическая политика Эстонии осуществляется путём межгосударственного сотрудничества и влияния на решения ЕС, ООН и другие международные организации путём участия в их работе, отстаивания интересов Эстонии, того, что важно стране, а также сотрудничества и влияния на отдельные государства и группы влиятельных лиц, на выбор приоритетов в  европейском парламенте, через контакты различных организаций и отдельных лиц. Важным каналом её осуществления являются деловое сотрудничество на зарубежных рынках эстонских предпринимателей, экспорт и импорт товаров и услуг, различные формы их поддержки государством (организация выставок, обучение, консультации, помощь в продвижении на рынках, финансовая поддержка и т.д), поддержка имиджа Эстонии и эстонских предпринимателей как надёжных партнеров, высокого качества эстонской продукции и услуг, благоприятной среды для бизнеса и инвестиций.

Большинству из перечисленных направлений, их поддержке и улучшению в принятых программах развития внешнеэкономических связей уделено самое серьёзное внимание, поставлены и решаются вопросы их лучшей координации, сокращения дублирования, обеспечения гибкости решений. Важно понимать, Эстония вступила в ЕС для защиты своих интересов и, пусть с ограничениями, остаётся страной со свободой выбора, не должна идти в сторону превращения себя в колониальный придаток, послушную защитницу чужих интересов, в том числе проводимых через решения ЕС. Главным девизом её геоэкономической политики должно стоять «Эстония прежде всего!». На всех уровнях её проведения. Аналогично США. Почему нет?

С 1 декабря 2024 года Верховнымо представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности стала Кая Каллас, бывший премьер-министр Эстонии (2021-2024).  Она также является вице-президентом Еврокомиссии по внешней политике ЕС. По занимаемым постам – одна из самых влиятельных фигур в руководстве ЕС. Что принесло это Эстонии, как она использовала этот шанс для укрепления её внешнеэкономической позиции? Для продвижения наших экономических интересов? Оценивать это сегодня ещё рано.

По имеющейся информации пока деятельность К. Каллас более заметна в области поддержки Украины, усиления санкций и подготовки стран ЕС к войне против России, лоббирования увеличения в них военных расходов в размере не менее 5 % ВВП. Эстония в числе первых достигла этого рубежа и по бюджету 2026 г. даже шагнула дальше. В 2025 г. её военная помощь Украине составила 130 млн евро, в 2026 году она также будет более 100 млн евро, что эквивалентно 0,25% ВВП страны. Общая военная помощь с февраля 2022 года превысила 500 млн евро. В то же время в печати громко звучат голоса о недостаточности финансирования образования, здравоохранения, науки, социальной сферы. Для населения страны такая поддержка вылилась в рост цен, самую высокую инфляцию в ЕС, повышение налогов, акцизов и т.д. Коротко – в снижение уровня жизни. Ради чего? На дивиденды в будущем, «поймать золотую рыбку», здесь вряд ли можно рассчитывать.   

Что удаётся нашей маленькой стране? У Эстонии экономические контакты сегодня налажены более, чем с 85% стран, входящих в ООН. С 200 государств мира установлены дипломатические отношения, в 45 имеются эстонские представительства, в том числе 37 посольств, насчитывается 216 почётных консулов в странах, где у Эстонии нет официальных представительств. В конце ноября правительство поддержало открытие в 2026 году посольств еще в 5 странах, в том числе в Азербайджане, Армении, Бразилии, Кении, Молдове. До настоящего времени в странах Африки южнее Сахары у Эстонии их не было, Расширение сети посольств, усиление «своего охвата мира», по словам министра иностранных дел М. Цахкна, важно для значительного распространения нашего видения, усиления безопасности и открытия новых возможностей для наших предприятий, для развития экономики.

В расширении по всему миру сети бизнес-дипломатии, способствующей продвижению эстонских предпринимателей на новые рынки, росту эстонского экспорта. в сотрудничестве с Министерством иностранных дел активное участие принимает Фонд развития предпринимательства и инноваций (EISA), Представители Эстонии работают на постоянной основе в ряде международных организаций. Эстония входит в состав 181 международной организации, среди них такие связанные с экономикой как ООН, ВТО, ЕЭК, МАГАТЭ, МФВ, МБРР, МОТ, ОБСЕ. 

Приведём несколько цифр. В  2003 г. Эстония экспортировала свою продукцию  в 157 и импортировала из 113 стран, в 2011 г. - соответственно в 166 и 130 стран, в 2024 г. эти цифры составляли соответственно 139 и 165 стран. Сравним – государств-членов ООН сегодня 193. Вывод – картина совсем неплохая для маленького государства, на динамику внешнеэкономического оборота которых существенно влияют редкие крупные заказы и другие случайные факторы, например. банкротство фирм крупных партнёров. Наши зарубежные контакты за последние 20 лет потихоньку росли. Нас знают во всех уголках земного шара, на всех континентах. Хотя такое знание само по себе не всегда ведёт к росту экспорта, торговых связей. Можно сравнить, например, приведённый выше рост числа наших зарубежных представительств и почётных консулов и число стран, в которые направлен наш экспорт. Не случайно в стратегиях развития внешнеэкономических связй одной из задач называется повышение эффективности работы почётных консулов. Одними из критериев её оценки служит получаемая отдача: расширение торговых отношений, туристических потоков и пр. Простое увеличение числа консулов ещё ничего не значит лля экономики. Хотя и может радовать кого-то при  отчетах о проделанной работе.

Несомненно, специалисты и предприниматели в Эстонии работают над различными вопросами улучшения продвижения эстонских  товаров и услуг и сохранения занятых ниш на международных рынках. Но они прямо связаны с тем, что привлекательного можно предложить им сегодня и завтра, какие товары и услуги, какая доля в них чисто эстонского, как будем конкурировать по ним? В течение многих лет росту экспорта у нас уделяется бесспорный приоритет. Иногда складывается впечатление, что при этом развитию собственной базы для экспорта, тому, что своего производим для него, внимания почему-то уделяется меньше. А ведь именно собственная экономика, современные промышленность, сельское хозяйство и т.д. и востребованность их продукции на внешних рынках являются его основой. И доля в экспорте «эстонского» более лучшая гарантия на будущее, чем реэкспорт. Кризис 2008-2009 гг., торговая война США и её последствия для Эстонии преподнесли нам в этом хорошие уроки.

Сегодня к геостратегическим проблемам экономики Эстонии и причинам, снижающих в результате её конкурентоспособность на внешних рынках, рентабельность внешней торговли, можно отнести утрату восточных рынков, в частности, рынков более дешевых сырьевых и энергоресурсов, разрушение собственного «моста» между Западом и Востоком, потерю выгодных экспортных потоков, в том числе туристических и т.д. Мы больше не является страной с дешевой рабочей силой, невысокими налогами и недорогой электроэнергией. Возьмём общие цифры экономического развития за 2022-2024 годы. Они неутешительны. 10 кварталов подряд темпы роста экономики были отрицательные. По времени это совпало с началом российской спецоперации на Украине и непрекращающейся волной европейских санкций против России и ответы на них. Лишь в 4 квартале 2924 г. отмечен небольшой рост, в том числе внешнеторгового товарооборота. Но в целом по году, по данным Департамента статистики, ВВП уменьшился на 0,1%, экспорт товаров снизился на 4%, импорт – на 2%, отмечено также снижение инвестиций.
      
В 2025 г.  по предварительным оценкам ожидается рост экономики Эстонии на 0,6%, В 2026 году, по прогнозам Шведбанка, он ускорится, благодаря увеличению частного потребления и государственным инвестициям, до 2,3%, в  2027 г. ожидается рост ВВП до 2,6%, Приведённые показатели говорят, что страна выходит из кризиса, экономика Эстонии вернулась к росту. Однако, учитывая, что ВВП Эстонии по сравнению с 2021 годом упал почти на 4 %, а население, благодаря в основном мигрантам с Украины, увеличилось на 2,9%, богаче мы пока не стали: в расчете на душу населения ВВП уменьшился ещё больше. Будем надеяться, что осуществление принятых стратегий развития и их разумная корректировка, несмотря на провальные 2022-2024 годы, выведут страну к поставленным целям. Положительный ответ политиков и правительства на вопрос Э. Сависаара, приведённый в эпиграфе к статье, думаю, здесь также будет полезным. Всё-таки подавляющее большинство населения у нас за мирное решение спорных вопросов. За то, чтобы её развитие всегда стояло на первом плане.


Рецензии