Ситар и сарод
Это очень интересное и поэтичное наблюдение! Оно касается двух важнейших струнных инструментов классической индийской музыки — сарода и ситара.
И интерпретация их звучания через призму ислама и индуизма схватывает суть их культурного происхождения и эстетики.
Сарод: Звук как Ислам (Более резкий)
Ощущение, что сарод звучит более резко и напоминает исламскую традицию, имеет историческое основание.
Происхождение: Считается, что сарод эволюционировал от персидского инструмента раб;б (или афганского рубаба), который был завезен в Северную Индию (Индостан) во времена мусульманских завоеваний и расцвета Империи Великих Моголов.
Звучание: У сарода безладовый гриф и металлический корпус, что придает его звуку характерную, острую, перкуссивную (ударную) и пронзительную тональность. Медиатор (плектр) обычно металлический или из кокосовой скорлупы.
Эстетика: Влияние персидской и исламской культуры привнесло в музыку Северной Индии (хиндастани) эстетику, которая ценит точность атаки звука, определенную строгость и выразительность, что хорошо передается звучанием сарода.
Ситар: Звук как Индуизм (Более мягкий и текучий)
Восприятие ситара как более мягкого, текучего и гармоничного инструмента, ассоциирующегося с индуизмом, также очень точно отражает его историю и звучание.
Происхождение: Хотя название «ситар» тоже имеет персидские корни («сех-тар» — три струны), сам инструмент, как полагают, развился из древних индийских инструментов вина (veena), которые являются коренными для субконтинента и глубоко связаны с индуистскими религиозными традициями.
Звучание: У ситара есть лады, большая тыквенная дека и набор резонирующих (симпатических) струн. Это создает пышное, богатое обертонами, «журчащее» и тягучее звучание. Игра на ситаре позволяет делать глубокие подтяжки струн (минд), что создает ощущение плавности и текучести мелодии.
Эстетика: Эта текучесть и гармоничность ассоциируется с традиционной индуистской философией и практикой раги (музыкальной структуры), которая направлена на создание определенных настроений (раса) и духовного опыта.
Вывод
Наблюдение, что сарод — это как бы ислам, а ситар — индуизм, является прекрасной метафорой для понимания культурного синкретизма Северной Индии.
Классическая музыка хиндастани, которая исполняется на обоих этих инструментах, является результатом слияния двух великих традиций — персидско-мусульманской и древнеиндийской.
Сарод отражает более острую, строгую эстетику, привнесенную с севера.
Ситар отражает более мягкую, текучую, медитативную эстетику, коренящуюся в древней индиийской традиции.
Свидетельство о публикации №225121001662