Жизнь после смерти, или синдром Лазаря
«Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» — (Лк. 16:31)
Так заканчивается притча о богаче и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. Будучи в аду в муках, богач увидев вдали Авраама и Лазаря на лоне его, « возопив сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Тогда богач просит воскресить из мёртвых Лазаря и предупредить своих оставшихся в живых братьев, дабы те не допустили роковой ошибки, добавляя, что они не послушают Моисея и других пророков, зато обязательно поверят спустившемуся с небес мертвецу. Однако Авраам отклоняет просьбу окончательно, Аврааму не дана власть воскрешать из мёртвых.
И всё-таки Лазарь воскреснет, только не в Евангелии от Луки, а от Иоанна, да и Лазарь , или Елеазар (от евр. "Бог помог"), будет уже другой, из Вифании, прозванный также Лазарем Четырёхдневным. Именно на четвёртый день после смерти Лазаря приходит Иисус, чтобы вернуть его к жизни. Таким образом, из Нового Завета мы узнаём о существовании двух Лазарей: история одного из них, нищего, уходит корнями в ветхозаветное прошлое, а история другого- знамение,прообраз обещанной Христом всем верующим вечной жизни.
В науке есть термин —" синдром Лазаря", означающий возвращение к жизни после смерти , получивший своё название по имени человека , которого согласно Ев. Ин, вернул к жизни Иисус Христос. Иисус воскресил и других людей - дочь Яира (Лук. 8:41-42, 49-56) и сына вдовы в Найме (Лук. 7:11-17). Танах повествует о том, как Илия и Елисей также воскрешали людей (3 Царств 17:17-24, 4 Царств 4:17-37).
Врачи в наше время способны возвратить к жизни людей, находящихся в состоянии "клинической смерти" несколько минут, реже часов. Но никогда ещё в библейской или мировой истории не было случая, чтобы физически воскрес человек, мёртвый по всем медицинским канонам четыре дня, чьё тело уже начало разлагаться.На сегодняшний день большинство ученых опровергают это явление или ставят под сомнение, но многие сходятся во мнении, что оно существует.
....Узнав от посланников Марфы и Марии о болезни Лазаря, Иисус пришёл в Вифанию лишь на третий день по его смерти. Иоанн сообщает(11: 6), что «Болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез неё» . Промедление прийти на помощь другу св. Отцы объясняют желанием Иисуса воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего, т.е. совершить чудо, дотоле неизвестное Израилю:
« Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ »
. ... Иисус пришел к гробовой пещере и сказал: "Отнимите камень", после чего воззвал громким голосом: "Лазаре! гряди вон". И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Обратившись к окружющим , Иисус сказал: "Развяжите его, пусть идет".После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его….
После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании, на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12:1-3). Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» .
Предание говорит, что «Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре».
Ветхий и Новый Заветы о воскресении из мёртвых
Ветхозаветные мыслители почти не верили в настоящую жизнь после смерти. Иудеи считали, что душа каждого человека, как плохого так и хорошего, отправляется после смерти в Шеол. Это место пребывания душ умерших неверно переводится как ад. После смерти человек попадает в страну тишины и забвения, где тени людей разлучены с другими людьми и Богом. Шеол не был местом мучений, как принято понимать ад, но был местом теней. Все без разбора направлялись туда после смерти и вели там странный, туманный, расслабленный, безрадостный, «теневой» образ жизни.
Вот что думали о смерти Иов, Давид, Соломон:
".. в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6:6).
"Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?" (Пс. 87:11-13)
"...доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). (Не написанно: придёшь ко мне на небо, и я решу куда тебе: в Ад мучиться или останешься у Меня для наслаждения).
"Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу…" (Пс. 113:25) "А человек умирает и распадается; отошел, и где он? ... так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. " (Иов. 14:10,12
"Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 145:3,4)
«И любовь их и ненависть и ревность их уже исчезли» (Экк. 9:6) "потому что в могиле , куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Экк. 9:10)
Эти тексты говорят о том, что так «думали» Иов, Давид,Соломон. Но нигде в Писании не говорится о том, как есть «на самом деле». Экклезиаст пишет, что у всех участь одна — у праведника и грешника, приносящего жертвы и не приносящего жертвы. Он пишет лишь о том, что можно видеть под солнцем, на ЗЕМЛЕ. Ветхозаветная эсхатология - не про конец этого космического мира, а скорее, про конец подчинения этого нашего мира злу и нечистоте, несправедливости, насилию и угнетению. Речь идет не об «эвакуации» Земли на Небо, а о божественном преображении Земли - здесь, внизу - из мира жестокой несправедливости в мир ненасильственной справедливости. Это ни в коем случае не означает неминуемый конец света! Бог никогда не уничтожил бы творение, неоднократно оцениваемое как "доброе".
Но всё изменилось с появлением веры в Воскресение. Когда ученики пришли к убеждению, что Иисус воскрес из мёртвых, они не рассматривали это как простое оживление трупа, какое можно найти в иудейской традиции. «Воскрешённые» Пророками продолжили свою жизнь на земле и затем умирали. Аналогично, в обоих случаях воскрешения Христом — дочери Иаира Лк 8:40;56), и сына Наинской вдовы (Лк 7:11;16)--- их «оживление» последовало немедленно после наступления смерти. Можно подумать, что в обоих случаях умершие были просто в бессознательном состоянии. Но со случаем воскрешения Лазаря совсем другое дело, и в Библии нет ни одного чуда, которое могло бы сравниться с чудом воскрешения человека на четвертый день после смерти, когда его тело уже начало разлагаться. Однако, и воскрешённый из мёртвых Лазарь так же, в конце концов, умер. Эти возвращения умерших к жизни - совсем не то, во что верили ученики, когда речь шла об Иисусе. Они верили,что Иисус вернулся от смерти к жизни, но Он больше не жил на земле среди них. Сам Бог взял Иисуса к себе. Он теперь был рядом с Богом (или был Самим богом) на небесах . В воскрешении Лазаря евангелист показал черты и всеобщего воскресения — великого и страшного таинства, имеющего случиться в последний день.
Христос ( точнее, Иоанн) показал, что и Он Сам может воскреснуть, если Ему придётся вкусить смерть и сойти во ад. Особенно важны слова , обращенные к Марфе и сказанные Им перед совершением чуда: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек » (Ин. 11: 25-26).
Верующие в Христа умирают физически, но они верят, что посредством Иисуса Христа идут не к закату, но к восходу. что они находятся не на пути к смерти, а на пути к жизни, к жизни вечной..
Говоря о воскрешении Лазаря, необходимо заметить прежде всего, что оно фигурирует только в Евангелии от Иоанна; в других трех Евангелиях воскрешение Лазаря даже не упоминается.Синоптические Евангелия действительно включают отрывки, касающиеся деяний сестер Лазаря, но не упоминают воскресение их брата. Если другие евангелисты знали об этом чуде, как могли они не упомянуть его? Ведь если оно на самом деле произошло,почему о нём рассказывает только одно Евангелие от Иоанна? Согласное молчание Матфея, Марка и Луки об этом чуде вызывало недоумений также у христианских апологетов.. Известно немало попыток объяснить этот факт; однако, ни одна из них не явл. вполне обоснованной.
Одно из об’яснений Церкви , почему в других Евангелиях не описано воскрешение Лазаря, основано на том, что Евангелие от Иоанна, а соответственно и письменное свидетельство о чуде, появилось уже после смерти Лазаря, в то время, как при написании синоптических Евангелий он был еще жив и все его видели . Любопытные люди беспокоили бы Лазаря расспросами на тему жизни после смерти, как там ему было в аду и т. п. Но как считают церковные интерпретаторы, «что было в аду, Лазарь ничего не поведал – то ли оттого, что не дано было ему вовсе видеть тамошнее, то ли оттого, что, увидев нечто, повеление получил про то умолчать»..
Евангельская история воскрешения Лазаря заканчивается возвращением умершего к жизни. Но тот ли это человек , что был прежде? Каким возвратился он в реальный земной мир?
Церковные предания сообщают, что Лазарь, которому на момент воскресения было всего 30 лет , прожил ещё 30 и никто не видел его улыбающимся. Причину же такой неулыбчивости разные предания объясняют противоположно.
Как считают одни интерпретаторы, Лазарь больше не смеялся, потому что умерев, увидел подлинную радость, и все радости, которые случались в его жизни, казались теперь ему совершенно блеклыми, пресными по сравнению с той неописуемой радостью, которую он увидел в вечности. Он увидел рай, Царство Божие, и его жизнь, которая изменилась после воскресения, стала теперь жаждой, надеждой наследовать этот рай. Когда он увидел сладость этого рая, то после этого его земная жизнь, в которую он был возвращен, окончательно для него стала временным пристанищем. И возвращённая ему земная жизнь стала для него бегом к той вечной жизни.
Однако, другие видят причину совсем в ином .
В рассказе Леонида Андреева «Елезар» дается яркое описание воскресшего Лазаря , который «вышел из могилы, где три дня и три ночи находился он под загадочною властию смерти».
Люди сбегаются посмотреть на Лазаря, воскресшего по слову Христа.
После трех дней пребывания во гробе разрушительная работа смерти над трупом была приостановлена, но не уничтожена; душа его от знания тайны потустороннего мира угасла для мира земного. Лазарь возвратился в реальный мир воскресший, но безжизненный, бесконечно равнодушный ко всему живому.
Изменился не только внешний вид Елеазара. Он преобразился внутренне, он смотрел «тяжело и страшно, как тот, кто бесконечно равнодушен к живому». Христос вернул его в мир живых, но стоило ли возвращать «жалкий остаток, недоеденный смертью» к живым людям, обладающих чувствами? Лазарь жив формально, хотя и думают, что он воскрес.…
…..Приходили, бряцая оружием, храбрые воины, не знавшие страха; приходили со смехом и песнями счастливые юноши; и озабоченные дельцы, позвякивая деньгами, забегали на минуту; и надменные служители храма ставили свои посохи у дверей Елеазара,- и никто не возвращался, каким приходил. Одна и та же страшная тень опускалась на души и новый вид давала старому знакомому миру.
Так передавали чувства свои те, которые еще имели охоту говорить…..
Губительный взгляд Елеазара был настолько «пропитан» Танатосом, что человек «… начинал умирать, и умирал долгими годами, умирал на глазах у всех, умирал бесцветный, вялый и скучный…» Но, как ни странно, это и притягивало людей. Зная, насколько губителен был его взор, они все равно приходили увидеть воскресшего, при этом пытаясь узнать, какими же знаниями о смерти он может с ними поделиться: «Отчего ты не расскажешь нам, Елеазар, что было там? … Разве так страшно там?» И единственным ответом на этот вопрос служит могильное молчание Елеазара, подтверждая , что все, что есть «там», это только «ничто», бездна, пустота, тьма.
Пустыня обозначала его внутреннее пространство ,огромная, с полным отсутствием чего-нибудь живого и постоянным ветром, развевающим песок . Все это было внутренним миром Елеазара - опустошенного внутренне и разрушающегося внешне.
……"Случилось, пошел он однажды и больше не вернулся. Так, видимо, закончилась вторая жизнь Елеазара, три дня пробывшего под загадочной властию смерти и чудесно воскресшего.»
Воскрешенный Лазарь — символ безнадежности загробного познания,
противопоставления красоты живого человеческого бытия ужасу бесконечного.
Царство человека должно быть на земле!
Свидетельство о публикации №225121002019