Информационная сущность человека
«Сущность — смысл данной вещи, то, что составляет ее суть, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи».
Человек воспринимает мир как мир материальный, принимая на веру, что материя чудесным образом образовалась, обрела структуру и свойства в результате Большого взрыва. Автором предлагается иная гипотеза, гипотеза первичности информации, которая определила структуру и свойства материи, материализовавшись в созданной структуре определила пути её эволюции. Человек многое принимает на веру, не задумываясь о сущностях и движущих силах. Известно, что в недрах звёзд, в процессе термоядерной реакции из атомов водорода образуются атомы гелия. Мы не задаёмся вопросом ПОЧЕМУ. Почему вначале были образованы атомы водорода, и только потом, в термоядерных реакциях атомы гелия. Может быть смысл преобразований в выделении электромагнитной энергии, так необходимой для возникновения и эволюции жизни на Земле. Наука, принявшая гипотезу Большого взрыва, не отвечает на вопросы Почему и Зачем.
Вопросы Почему и Зачем уместны если принять гипотезу первичности информации в образовании всего сущего, первичности информации в определении целенаправленности эволюции информации в формах материи, направленности к неслучайному появлению жизни и человека.
Каждому этапу эволюции материи-информации соответствует своё энергетическое обеспечение. На этапе эволюции атомов гравитационная и ядерная энергия, на этапе молекулярной эволюции - энергия химических связей, на этапе биологической эволюции - энергия связи биологических молекул.
Итак, информация, управляя потоками энергии, образовала материю, направляя эволюцию материи-информации создала живые организмы и венец эволюции информации в формах материи – тело человека.
В этой статье о человеке как о процессе и результате информационного взаимодействия биологического организма, обладающего нервной системой с окружающим его миром. Информация понимается в рамках антропоцентрического подхода, при котором информация — это то, что человек воспринимает органами чувств, своей нервной системой.
Но не будем забывать и о другой информации, которая реализована в биологической структуре тела человека. Причём важно различать информацию о биологических структурах человека содержавшаяся в геноме человека, и информацию, которая уже реализована в биологических структурах человека, под управлением информации генома. Информация о строении и функциях клетки и информация, реализованная в строении и функциях клетки это разные информации.
Итак, под управлением генетической информации созданы все разнообразные клетки человека. Клетки функционируют в режиме самоуправления, объединяются с другими клетками образуя органы. Под управлением генетической информации создаются и работают многочисленные функциональные системы человека, частично автономно, частично под управлением нервной системы человека. А нервная система, принимая сигналы внешней информации, в той или иной степени влияет на функционирование всех функциональных систем организма. Организм человека – это открытая система, открытая к приёму информации внешней среды, изменяющая своё состояние и формирующая ответную реакцию во вне.
Нервная система – это не чистый лист бумаги, на которой пишутся принятые сообщения, нервная система активно взаимодействует с воспринимаемой информацией и результат зависит как от внешней информации, так и от качеств нервной системы. Человек рождается с индивидуальным типом нервной системы. Генетическая информация определят физиологию, а физиология определяет тип нервной системы, темперамент человека. И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы выделил три основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. Сочетание этих свойств определяет тип нервной системы:
- сильный, неуравновешенный с преобладанием процесса возбуждения (холерик);
- сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);
- сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);
- слабый (меланхолик).
Но это крайние типы нервной системы, в жизни представлен весь спектр темпераментов.
Таким образом, одна и та же по содержанию информация производит в каждом человеке свой уникальный эффект, а дальше больше. По-разному воспринятая информация влияет на оценку и восприятие новой информации и в результате и уникальная неповторимость каждого человека.
Кроме темперамента генетически задаётся скорость обработки сигналов в структурах головного мозга, архитектура связей нейронов головного мозга имеет индивидуальные особенности, всё это задаёт первичные условия обработки информации, влияет на особенности развития мышления. памяти, воображения, творческих способностей.
Генетическая информация задаёт и элементарные поведенческие реакции безусловные рефлексы и инстинкты. Инстинкты человека значительно отличаются от инстинктов животных, проявляющихся в конкретном поведения. Инстинкты человека — это потенция развития поведенческих актов. Материнский инстинкт, существует, но как он будет проявляться зависит от полученной с воспитанием информации. Инстинкт продолжения рода, существует как влечение к противоположному пол. А вот конкретные формы проявления этого влечения строго индивидуальны и опять же определяются тем, что называется внутренней культурой человека, создаваемой получаемой извне информацией.
Итак, внешняя информация, воспринимаемая органами чувств человека.
Информацию несут энергетические воздействия материальной природы, оставляя в нервной системе неизгладимый след, формируя при этом психику, сознание, личность человека со всеми его качествами. Эта информация и становится сутью человека, реализуясь в осмысленном поведении и творческой деятельности.
Первый шаг на пути создания феноменов психики – восприятие. Энергия внешней информации воздействует на первый эшелон нервной системы – рецепторы, в которых энергия, несущая информацию, преобразуется, а информация кодируется в иной форме, в форме последовательности электрических импульсов. Импульсы по нервным путям достигают мозга, а далее «просто» и загадочно возникает ощущение. Ощущение света, звука, тепла, давления, запаха, вкуса - это новая форма информации в форме психического процесса. Ощущения запоминаются, накапливаются и однажды происходит качественный переход – рождается образ, образ предмета, образ явления его породившего.
Из образов объектов и явлений постепенно складывается целостный чувственный образ мира, основа понятийной картины мира, которая с изменениями и дополнениями создаётся в сознании в течение всей жизни человека, в той или иной степени соответствуя реальности. Созданная в сознании картина мира безусловно важна в жизни человека, от её адекватности зависит и адекватность поведения человека в реальном мире. Созданная картина мира в значительной степени определяет отношение к миру, которое в свою очередь зависит от решения вопроса о сотворении мира. Признанная научным сообществом гипотеза Большого взрыва, равнодушного к существованию людей, или идея божественного сотворения мира, придающая смысл появлению и существованию человека – это не просто выбор, это выбор, во многом определяющий всю жизнь человека, его мироощущение, ценности, поступки, отношение к себе и к людям. Жизнь, не имеющая объективного смысла, возникшая в результате случайного образования материи и жизнь, смысл которой задан информацией, создателем – это разные жизни. Гипотеза целенаправленной эволюции информации в превращениях материи предполагает не случайность появления человека, предполагает его особую роль в эволюции информации.
Воспринятая информация, вызывая ощущения порождает эмоции и с ними связывается, появляются ощущения приятные и неприятные. Эмоции – это первый уровень оценки информации. Со временем приятное и неприятное преобразуется в широкий эмоциональный спектр ощущений, основу глубоких и ярких чувств человека. Эмоциональную оценку получает вновь воспринятая информация, глубокие эмоциональные переживания может вызвать информация, уже хранящаяся в памяти порождая устойчивые эмоциональные состояния ожидания, возбуждения, радости, тревоги и т.п. Эмоциональные переживания основа для появления чувств человека, того, что называют душевными качествами человека: стыд, совесть, сочувствие, сострадание, любовь. Частично, в потенции, наши чувства задаются генетической информацией. Но своё развитие чувства получают только в обществе, под воздействием социальной информации, воспринимаемой вначале как образы поведения и отношений близких людей, и затем как образы воспринимаемые в произведениях культуры. Что воспринимаем, тем и становимся.
Созданная картина мира, образованные в сознании образы поведения, эмоциональные чувственные переживания создают целостный внутренний мир человека, центральной фигурой которой является образ «Я» человека. Внутреннее «Я» воспринимает образы, переживает, действует во внутреннем мире и оценивает свои виртуальные действия. Формируется самооценка своего «Я»: адекватная, завышенная, заниженная. Отношение к реалиям внешнего мира, зависящие от образа мира, образ «Я» и его самооценка определяет так называемое качество жизни, эмоциональный фон в которой происходит внутренняя жизнь человека.
В процессах мышления, воображения, творчества во внутреннем мире человека творится новая информация, порождаются новые образы и смыслы, которые становясь достоянием общества обогащают циркулирующую в обществе социальную информацию и могут служить источником информации для членов сообщества. Сознание человека формируется воспринимаемой социальной информацией оно же её и обогащает своими творениями. Так происходит эволюция социальной информации.
Какой бы богатой ни была внутренняя жизнь человека, и для самого человека, и для общества важны действия, совершаемые в реальном мире. Спонтанные мышечные движения новорожденного постепенно преобразуются в осмысленные действия, а далее в целенаправленное поведение, профессиональную деятельность человека. Модели поведения в ситуациях – это результат непосредственного информационного взаимодействия с реалиями окружающего мира, существенно дополненный целенаправленным обучением в обществе. Информация создаёт образы поведения в ситуации, информация создаёт мотивы поведения: ХОЧУ, МОГУ, НАДО, ДОЛЖЕН.
Информация создала сознание и элементы сознания, определяющие поведение, информация управляет поведением человека. Мы говорим, что человек решает, выбирает, управляет, но всё это возможно на основе той информации, которая предварительно была усвоена человеком, стала сутью человека.
И внешняя и внутренняя жизнь человека определяется информацией, тем, что увидел, услышал, почувствовал, воспринял. Что-то из воспринятого завладело вниманием, превратилось в идею, в идею человек поверил, стал считать её своей, реализовывать в жизни. И это называется свободой воли человека. Так называемая свобода воли — это главенствующая идея, захватившая сознание человека, и она порождение информации.
Но человек же производит выбор на основании критериев, на основе нравственных норм. При ближайшем рассмотрении оказывается, что и критерии, и нравственные нормы – это информация. Ничего в сознании человека кроме информации.
Подведём итог эволюции информации, реализованной в материальных формах.
1. Первичная информация, информационное поле Вселенной, о котором человек не имеет и не может иметь никакого представления, структурируя первичную энергию образует первые материальные структуры элементарные частицы и атомы водорода.
2. Гравитационная энергия, создающая в звёздах температуру достаточную для протекания ядерных реакций, инициирует преобразование информации, заключая её в структуру вновь образованных атомов химических элементов. Информация заключенная в них и проявляемая в свойствах необходима для третьего этапа эволюции информации.
3. Преобразование информации в процессах химических реакций и образовании молекул химических веществ с уникальными свойствами.
4. Образование основ биологических молекул: углеводов, липидов, аминокислот, нуклеотидов, несущих в себе информацию и энергию химических связей.
5. Революционный момент эволюции информации – образование молекулы ДНК и структуры живой клетки. Информация проявляет себя как программа построения живых организмов. Информация в структуре ДНК не могла появится в результате процессов самоорганизации нуклеотидов, по все видимости она появилась в результате прямого воздействия информационного поля Вселенной, Высшего разума.
6. Эволюция живых организмов и появление человека тоже результат прямого воздействия Высшего разума на структуру ДНК. Процесс эволюции целенаправлен, появление человека не случайно.
7. Поведение животных во многом программируется генетической информацией, инстинкты играют значительную роль в жизни животных. Человек практически освобождён от жёстких программ инстинктивного поведения, поведение определяется на основе воспринимаемой нервной системой социальной информацией.
8. Социальная информация изменяет свою форму, от жёстко прописанных догматических норм поведения к свободно циркулирующей в сети информации. Возникает проблема выбора социальных норм, критериев их правильности. Становится актуальным вопрос доверия к источникам информации, проблема воспитания критического мышления.
9. Сознание человека, освобождённое от догматических учений, начинает задаваться вопросами о сущностях, о цели и смысле жизни, переосмысливая свою жизнь, образованные в процессе воспитания образы, смыслы, ценности.
Свидетельство о публикации №225121000352