Мещерские казаки на страже русских рубежей

И.Ф. Филатов
 
Мещерские казаки на страже русских рубежей
 
Казачество как военно-служилое сословие
сложилось еще в составе Золотой Орды. В это
время оно состояло из представителей местных
этносов Подонья-Приазовья и отчасти из
славяно-русского населения, пополнившего
золотоордынские войска после покорения
русских земель. Эти военные подразделения
использовались в основном как легковоору-
женная конница и кордонные поселения для
охраны границ. В XIV веке в Золотой Орде
начался период феодальной раздробленности.
Это совпало с началом централизации Мос-
ковского государства. Власть Золотой Орды до
того ослабла, что крымский темник Мамай
менял в ней царевичей-чингизидов по своему
усмотрению. От произвола Мамая и других ха-
нов в пределы Московского государства бе-
жали как отдельные семьи, так и целые орды
(Кириллов, 1993, с.10). Постепенно расширя-
лись возможности русских князей для прив-
лечения на службу казаков, и с этой целью ими
устанавливалась связь с казачьими поселе-
ниями, остававшимися еще на своих местах.
Так, в середине XV столетия на границах
Рязанского, Мещерского и Северского кня-
жеств на пограничной службе появились
«казачьи войска», несшие службу по особым
договорам с князьями (Гордеев, 1992, с.115).
При распаде Золотой Орды из южно-
восточных княжеств первым образовалось
Мещерское, в пределах которого обитали
казаки (Гордеев, 1992, с.90). Часть казаков во
время владычества Мамая пришла с ханом
Тогаем из-за Волги и поселилась в Мещерском
княжестве. После того, как это княжество
вошло в число московских владений, эти
переселенцы составили первые пограничные
части служилых казаков Московского госу-
дарства (Гордеев, 1992, с.125). В конце XIII в.
в Мещерский край с огнем и мечом пришел
выходец из Большой Орды князь Бахмет, у
которого был сын Беклемиш. Приняв
христианство и имя Михаил, последний стал
родоначальником мещерских князей (Панков,
1984, с.22). Расположенный между такими
сильными и могущественными княжествами,
как Владимиро-Суздальское, Рязанское и Мос-
ковское, Мещерский край никогда не имел
политической самостоятельности. Им владело
то княжество, которое в данный момент было
более сильным и могущественным. Согласно
летописям, возникшее в XIV веке Мещерское
княжество во главе с Александром Уковичем
зависело от Рязани, правда, в таком статусе
просуществовало недолго (Попов, 1970, с.7).
Впоследствии оно во всем держалось
Москвы и с Рязанью водило дружбу скорее
дипломатическую (Панков, 1984, с.22).
Дмитрий Донской приобрел его у наследников
этого князя и присоединил к Московскому
государству. XV век внес новые перемены в
историю Мещеры – она отошла к Каси-
мовскому царству (ханству), просущество-
вавшему до конца XVII века. Столицей его
был Городец Мещерский, позже получивший
название Касимов (Попов, 1970, с.8). Наиболее
вероятным является, что это селение возникло
в XII в. как опорный пункт в земле мещеры.
Окончательное вытеснение старого названия
новым, видимо, произошло к середине XVI
века (Топонимический, 2001, с.100-101). Сле-
дует заметить, что Касимовское царство
(ханство) полностью не охватывало Мещеру. С
переходом в 1382 г. Мещеры в распоряжение
великого князя Московского Мещерский уезд
существовал параллельно с Касимовским
царством (ханством), подчиняясь непосред-
ственно Москве (Орлов, 2001). Известно, что
эти земли прежде «владелись особыми ме-
щерскими волостелями», и до XV века в состав
Касимовского царства (ханства) не входили.
Они назывались Кирдяковскими землями, и
центром их был город Саконы (Тарасов, с.18).
Со временем Мещера приобрела татарский
облик (Панков, 1984, с.23) и в течение XIV;XVI вв. оставалась в основном тюркско-
татарской. Даже в условиях феодализма жив-
шие в ней общины представляли собой сис-
тему сообществ без феодалов. Такими, соб-
ственно, и являлись казацкие общины. Вооб-
ще, само слово «казак», по крайней мере, в те
времена, существовало в тюркских языках в
смысле «вольный человек» (Орлов, 2001).
Поэтому можно смело утверждать, что на
раннем этапе формирования общины донских
казаков в ее состав вошли мещерские казаки,
которые образовались из ордынцев, разбред-
шихся по рязанской земле (Федоров, 1996,
 
 
 
 
 
184
с.12). Мещерскими или Городецкими казаками
называли вольных людей, живших около
Касимова (Городца Мещерского) (Гуц, 2001,
с.213). Мещерские (городецкие) казаки упо-
минаются в документах с 1491 г. Главные их
силы были в порубежье с татарами, в том
числе земля рязанская, верховья Дона
(Сухарев, 2001, с.30). Так, в 1493 году
мещерцы приходили воевать с турками к
Азову (Федоров, 1996, с.12). Постепенно
выходцы из Рязанской земли, касимовские
татары и мещеряки (жители Мещерской
области) стали селиться на берегах Дона и
Волги. Эти люди, называвшиеся казаками,
жили в укрепленных городках, построенных
ими по берегам рек и на островах (История,
2002, с.655). Историки предполагают, что в
1549 году основателем казачьих городков
(станиц) на Дону был выходец из Мещеры
Сары-Азман (Федоров, 1996, с.12). Старинный
русский историк В.О.Татищев в сообщении о
происхождении донских казаков отмечает, что
«начало сих казаков из дву мест: одни жили в
Месчере по городкам, и главный город их был
Донской (скорее всего, Данков), 16 верст ниже
Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а
когда царь Иоанн IV ногайских татар в
Месчеру перевел, тогда оные казаки из Мес-
черы все на Дон переведены» (Казачий, 1995,
с.189-190). Известный историк донского каза-
чества В.Б. Броневский также сообщает, что
«царь Иоанн Васильевич мещорских казаков,
живших по разным городам, перевел на Дон.
По сему сих мещорских казаков и должно по-
читать родоначальниками донских казаков»
(Горбунов, 1994, с.26). Окончательную точку в
этом вопросе поставил император Петр I, так-
же переселив оставшихся казаков из Мещеры в
низовья Дона (Горбунов, 1994, с.33).
В ряде случаев селения по казачьей
традиции назывались юртами (Орлов, 2001). В
средние века Мещерский край именовался
юртом. Эта область упоминалась в документах
как Иски-Юрт, то есть, «старый юрт». Видимо,
термин «юрт» появился во время правления
князя Дмитрия Константиновича, и определял
он область, состоящую из нескольких (более
трех) тем. Тьма – это единица администра-
тивно-податного деления, произведенная ор-
дынцами и появившаяся во времена хана Нав-
руса (вторая половина XIV века) в совре-
менных Нижегородских пределах. С этим по-
нятием связан своим названием город Тем-
ников (Тарасов, 1995, с.18), который впервые
упоминается в конце XIV века (ныне село
Старый Город в Мордовии). В 1536 году он
был перенесен на 8 км выше по течению р.
Мокша (Города России, 1994, с.464). Другая
тьма – это владения бастановских татар с
центром в Кадоме (Тарасов, 1995, с. 18). Этот
городок на Мокше у озера Кадомец стал
восточной опорой сначала Рязанского, а потом
и Московского княжества (Панков, 1984, с.61).
Видимо, не ранее XV в. наименование Кадом
было перенесено на новое место пере-
селенцами из первоначального Кадома (ныне
с. Старый Кадом Кадомского района Рязанской
области) (Топонимический, 2001, с.95). Во
времена правления Василия Темного Кадом
отдали в прокормление мурзе Янглыч Бе-
дишеву, чтобы служил Москве верой и
правдой (Панков, 1984, с.61). В освоении
кадомской земли и образовании там селений
большую роль сыграло возведение укреплен-
ных засечных черт (Города, 1990, с. 120).
Таким образом, современный Кадом возник на
новом месте как укрепление на засечной
оборонительной черте Московского государ-
ства (На земле, 1968, с. 144). Кадомская засека
– военно-инженерное оборонительное соору-
жение, юго-восточная часть Большой засечной
черты, проходившая от Кривой поляны не-
далеко от левого берега Цны через междуречье
Цны и Мокши до Кадома. Была возведена в
XVI веке и прикрывала Ногайский шлях
(Рязанская, 1992, с.59). Так что название
населенного пункта Кадомка в Нижегородской
области имеет вторичный характер. Оно
возникло в связи с переводом сюда в XVII в.
служилых татар из рязанского Кадома
(Топонимический, 2001, с.95). Еще одной
тьмой, входившей в Мещерский юрт в XIV–
XV вв., было междуречье Теши, Пьяны,
Алатыря и Сатиса. Четвертая тьма – пра-
вобережье Оки с центром в Городце Ме-
щерском (Касимове) (Тарасов, 1995, с.18).
Наиболее распространенной является вер-
сия, согласно которой топоним «Мещера»
образован от этнонима «мещера», т.е. от
названия народа, обитавшего ранее в этих
местах. Он появился в летописных редакциях
XV века, где употребляется как наименование
одного из народов, живущих на р.Оке
(Топонимический, 2001, с.141). С течением
времени представление о Мещере как об
области менялось. В древности это понятие
включало в себя обе стороны бассейна сред-
него течения Оки, в левобережье – восточную
часть Московского княжества, почти всю тер-
риторию Владимиро-Суздальского княжества,
 
 
 
 
 
185
в правобережье – Рязанское княжество. Затем
она разделилась на русскую и татарскую части
– северная Мещера стала русской, а южная –
татарской (Орлов, 2001). В поздних редакциях
летописей, относящихся к XV веку, в офи-
циальных документах начинают появляться
указания на мещерские городки и Мещерскую
область (Панков, 1984, с.19-20). В эпоху
русской колонизации (XVI-XVII вв.) под
Мещерой имелась в виду сравнительно
небольшая территория, расположенная на
крайнем южном изгибе среднего течения р.
Оки, включая лишь низовья рек Мокша и Цна.
В дальнейшем Мещера расширялась в юго-
восточном направлении, охватывая бассейны
рек Цна и Мокша, верховьев Дона. Учитывая
важное стратегическое значение Мещеры, на
этой территории, кроме Касимовского уезда,
были учреждены Кадомский, Елатомский,
Шацкий, а также Темниковский уезды, хотя
мещерские татары обитали и в верховьях Дона,
Цны, Суры, в бассейнах рек Мокша, Битюг,
Хопер (Орлов, 2001). Мещерская украина –
пограничная территория рязанской земли в
междуречье Оки, Мокши и Цны – в XVI веке
постоянно подвергалась набегам крымцев,
казанцев и ногайцев (Рязанская, 1992, с.70). К
примеру, 26 декабря 1550 г. «и ишли войною
ногайские мурзы... со многими людьми на
Мещерские места...» (Горбунов, 2000, с.25).
Создание в Мещере Касимовского царства
(ханства) явилось вынужденным шагом со
стороны Москвы для управления местным
тюркским населением и использования его в
духе сложившихся традиций в качестве
военной силы. Оно возникло в 1452 году
(Орлов, 2001) и просуществовало в сильно
измененном виде до 80-х гг. XVII в. (Исхаков,
1994, с.320), простираясь на 200 верст вокруг
Касимова (Городца Мещерского) до городов
Темникова и Краснослободска (Шишкин, с.
13). Краснослободск известен с 1571 г. как
Красная Слобода – укрепление в системе
обороны Московского государства от набегов
казанских татар и ногайцев. К концу XVII в.
здесь проживали казаки, татарская сотня,
насчитывалось около 700 дворов с населением
в 3000 человек (Города России, 1994, с.220). В
Касимовском царстве (ханстве) правили
ставленники великого князя Московского, а
позже русского царя (Орлов, 2001). Тер-
ритория Касимовского царства (ханства) в
XVI–XVII вв. включала в свой состав земли
Касимовского, Кадомского, Елатомского,
Шацкого и Темниковского уездов. Население
этого вассального Москве государственного
образования уже в XV веке было этнически
неоднородным и состояло из «можар» (миша-
рей), мордвы и бесермян. Господствующий
слой, представленный ханами, султанами,
сеитами, беками, уланами, мурзами, тарханами
и казаками, обычно именовался «татарами»
(Исхаков, 1994, с.326). Значительную часть
служилых казаков составляли мещерские
«татары» (Казаки, 1999, с.12). Мещерские
татары были известны задолго до образования
Касимовского царства (ханства). Упоминаются
они чаще всего под названием мещерских
казаков. После образования Касимовского цар-
ства (ханства) они локализуются в Кадомском
и Шацком уездах. Их не следует смешивать с
касимовскими (городецкими) и темников-
скими служилыми татарами. Среди них не
было князей и мурз, характерных для каси-
мовских и темниковских группировок и старо-
кадомских татар (Орлов). Казанцы называли
их «мишари» или «можары», а сами себя они,
вероятно, называли каким-то словом, близким
к слову «мадьяры», поскольку были родствен-
ны жившим в Заволжье со времен гуннов
венграм (Казаки, 1999, с.12). Этническую исто-
рию татар-мишарей освещают сведения о кон-
тактах маджар с мадьярами, происходивших в
Мещере. Венгерские исследователи, основы-
ваясь на русских источниках, показывают, что
остатки венгров, обитавших перед пересе-
лением в VII в. за Дунай, были перенесены в
Мещеру, где они отатарились (тюркизиро-
вались) или обрусели. Контакты между
мадьярами и кипчаками (тюрками), позже
названными куманами (половцами) или
маджарами, начались еще на Востоке,
продолжались на Урале, Средней Волге и на
Северном Кавказе. Мадьяры до переселения за
Дунай состояли в союзе с кипчакскими
(тюркскими) племенами, переняли от них
огромный пласт тюркских слов и вобрали в
себя часть кипчаков (тюрков). Возможно, и
часть мадьяр осталась с маджарами. Об этом
свидетельствуют частые смешения можар с
мадьярами, наблюдаемые у восточных
путешественников уже после переселения
мадьяр в Подунавье. Оставшиеся мадьяры
были найдены венгерским монахом Юлианом
на Средней Волге и около границы
Владимиро-Суздальского княжества. В
Мещере они смешались с предками ниже-
городских татар. Именно среди них венгерские
исследователи ищут остаточных мадьяр в
топонимике – т.е. в названиях селений с
 
 
 
 
 
186
топонимом «можар» (Орлов, 2001). К примеру,
в названии села Большие Можары в Са-
раевском районе Рязанской области не
исключена связь с упоминаемым в памятниках
XV века этнонимом «можары», в котором ряд
исследователей усматривает предков совре-
менных татар-мишарей (Топонимический,
2001, с.23-24). Мишари до середины XVI в.
переживали процесс становления самостоя-
тельного этноса (Исхаков, 1994, с.320).
Своеобразная общественная жизнь мишарей
сформировалась в Мещере – она длительное
время служила основным поставщиком каза-
ков для военных целей, чему способствовали
природные наклонности мишарей. Они
оставались скотоводами – имели крупные
стада скота, табуны лошадей. Казакование
служило не только значительным источником
существования, но и способствовало
признанию боевых качеств мишарей. О
своеобразии Мещеры в этом отношении
говорит тот факт, что здесь отождествлялось
два, казалось бы, разных понятия «татары» и
«казаки» (Орлов, 2001). Касимовское царство
(ханство) в основном выполняло функции
обороны границ Русского государства по
берегу р. Оки. Поэтому его население
участвовало во многих походах и оборони-
тельных сражениях русских войск (Исхаков,
1994, с.326). Под 1515 г. известно письмо
«диздара» (турецкого коменданта) Азова к
Василию III, где он жалуется на «мещерских
Козаков», которые «близко от Азова»
захватили в плен трех азовцев (Горбунов, 1994,
с.21). Никоновская летопись под 1551 г.
сообщает об участии полковых казаков из
Мещеры в экспедиции на Казань. «А изъ
Мещеры, – говорится в ней – послал государь
Полем пеших казаков на Волгу Севергу да
Елку, а с ними 2500 казаковъ и велел им,
пришедше на Волгу, суды поделати и пойти
вверх по Волге воевати казаньских мест»
(Горбунов, 1994, с.26). Касимовское царство
(ханство) стало постоянной базой для
поддержания особого рода казачьих войск. Их
представителей обычно называли касимов-
скими (или Городецкими) татарами, казаками.
Как правило, они служили за получение
земельных поместий и за денежное вознаграж-
дение. Касимовское царство (ханство) постав-
ляло самое многочисленное татарско-казачье
войско и после появления новых мещерских
уездов (Орлов, 2001). В.Б.Броневский приво-
дит сведения, согласно которым в 1552 г. при
занятии Казани находившимся на русской
службе касимовским царевичем Шах-Али
(Шигалеем) с ним «было 300 казаков
касимовских татар». В самом начале
Ливонской войны на театр военных действий
были направлены в т.ч. и «конные казаки
мещерские» в приборе своего «казацкого
головы» Ивана Безкудникова (Горбунов, 1994,
с.26). Городецкие казаки – отряды служилых
татарских царевичей из Касимова (Городца
Мещерского) несли службу ближе к русской
границе на «казанской украине» (Каргалов,
1986, с.64). С установлением абсолютной
власти царя, отменой местничества и
укреплением дворянского сословия Касимов-
ское царство (ханство) в 1681 году прекратило
свое существование (Орлов, 2001).
Термин «казаки» постоянно употреблялся в
тех случаях, где речь шла о служилых татарах
в России. На службу русским князьям вместе с
татарскими царевичами приходили не просто
собственно татары, а татары-солдаты, из
которых и состоял кадр служилого войска.
Этой особенностью – военным характером
своей профессиональной службы – казаки
отличались от массы «простых татар»
(Худяков, 1996, с.686). В XVI веке служилыми
татарами и казаками в Мещерском крае,
расположенном по рекам Оке, Мокше и Цне от
Касимова до Темникова, распоряжался особый
Мещерский приказ – центральное прави-
тельственное учреждение в Москве (Рязанская,
1992, с.70). В Мещере существовало два
разряда казаков: вольные и городовые. Но все
они по происхождению в основном были
тюрками (татарами). По традиции служилые
татары назывались казаками городовыми или
выезжими (выездными) и принимали на себя
тяжелые повинности военных людей
постоянно быть готовыми к походам,
станичной и сторожевой службе, иметь боевых
коней и необходимое снаряжение, хотя очень
трудно было совмещать военную службу с
крестьянским трудом. Видимо, спецификой
казачьей жизни обусловлены крупные размеры
селений и их незаметное расположение в
ложбинах (Орлов, 2001). Многие из
малодворных поселений располагались в
лесах, недалеко от трактовых дорог и,
вероятно, первоначально выполняли функции
сторожевых, дозорных пунктов, охраняя ме-
щерские земли от внезапных набегов кочев-
ников, о чем свидетельствуют предания и
названия отдельных поселений. Например,
село Казаково (по-татарски «Казаки»). Татар-
ское название деревни Карамышево –
 
 
 
 
 
187
«Карамыш» в переводе означает «сторожевой
пункт». Название села Собакино – «Суба», в
основе которого лежит, возможно, корень,
имеющий значение: сообщать, известие,
вестник и т.д. – может говорить о том; что
здесь когда-то существовал дозорный пункт
(Шарифуллина, 1991, с.52). Все эти селения
расположены на территории современного
Касимовского района Рязанской области.
Городовые казаки составляли четвертый раз-
ряд русской конницы. Они наделялись
поместными землями, будучи обязанными по
первому требованию быть готовыми к походу.
Земли им давались большей частью в
пограничных местах, где всегда нужны были
люди для защиты от внешних нападений. К
такому разряду и относились поместные
казаки мещерских мест. Процесс образования
городовых казаков начался еще в годы,
предшествовавшие походу Ивана Грозного на
Казань, усилившись в ходе создания
оборонительной линии вдоль р. Алатырь. К
сторожевой и станичной службе привлекались
татары-мишари, хорошо знавшие степные
места и повадки ногайцев. Свои маршруты
мещерские станицы начинали с пьянских мест,
углубляясь далеко в степь (Орлов, 2001). В
1574 году Иван Грозный поручил охрану
Мещерской стороны боярину Никите
Романовичу Юрьеву. Это был дед первого
царя из династии Романовых – Михаила
Федоровича. Никита Юрьев увеличил число
стражников и «стоялых голов» и, значительно
продвинувшись вперед, приступил к созданию
новой линии укреплений и засек. Для
«мещерских сторожей» границы засек, а также
обязанности стражников и «стоялых голов»
были определены так: «Вторая сторожа – на
реке Шокше меж Суры и Мокшанского лесу; а
сторожем на ней стояти из Кадома да из
Темникова... татарам да мордве, а из Олатора
казакам; а беречи и им розъезжати направо до
Мокшанского лесу, до речки Киси, верст с 20,
а налево от Усть-Шокше речки к Суре верст с
40. Третья сторожа – верх речки Ломовой; а
сторожем на ней стояти шти человеком из
Кадома да из Темникова, из города по три
человека; а беречи. и им разъезжати налево, до
Мокшанского лесу верст с 60, а направо
разъезду нет. Четвертая сторожа – верх Ваду, а
сторожам не ней стояти из Кадома да из
Темникова шти человеком, из города по три
человеки, а беречь им и разъезжати через
Вадовскую и Идовскую дорогу до Ломовских
сторожей» (Милованов, 1994, с.22-23). Таким
образом, жители населенных пунктов
Цнинско-Мокшинского края были постоянно
готовы к отражению нападений прорвавшегося
через засечные укрепления противника,
выставляли караулы на дорогах, переправах,
сакмах и перелазах, ремонтировали «и
«подправляли» засеки, вели разведку близ-
лежащей местности (Горбунов, 2000, с.42).
Мещерским казакам принадлежит огромная
роль в освоении новых восточных земель,
прежде всего, междуречья Оки и Суры.
Мещерские сторожи и станицы были призваны
предотвращать нападения ногайских орд на
новые уезды – Алатырский и Арзамасский. С
началом наступления на восток – в среднее и
Нижнее Поволжье – практикуется отправка в
эти места мещерских казаков. В ходе русской
колонизации Мещера приросла новыми
мещерскими городами в Нижегородском
Поволжье. Поэтому в 20-е годы XVII века
Арзамас, Алатырь и Курмыш, так же, как
Темников и Кадом в официальных документах
назывались мещерскими городами (уездами).
Здесь и расселились мещерские казаки,
составившие значительную часть поместных
войск новых уездов.Основную массу слу-
жилых татар в Арзамасском уезде составляли
казаки, переведенные из Мещеры. Речь прежде
всего идет о кадомских татарах. Так, вблизи
Арзамаса была создана особая Казачья слобода
(Выездных казаков), где было поселено 600
казаков (Орлов). Арзамас возник в 1578 г. как
укрепленныйгород (вероятно, на месте
древнейшего поселения мордвы – эрзя (отсюда
название города), разоренного в 1366 году
ханом Булат-Темиром). Выступплато между
берегом р. Теша и оврагом пересыхающей
речки Сорока былукреплен деревянными
стенами с башнями, внутри находились
приказная изба, воеводский двор и собор
(Города России, 1994, с.23). К 1580 г. были
созданы арзамасские станицы, которые в
отличие от мещерских сторож, находившихся
вдали отрубежей, несли дозорную службу в
мокшанско-сурском междуречье не по линии
«запад-восток» и обратно, а по направлению
«север-юг». Все это требовало военной силы,
каковой и являлись мещерские казаки. С
созданием в1636 году Алатырской засечной
черты значение Арзамасской засеки несколько
уменьшилось (Орлов, 2001). Алатырь был
основан в 1522 году Иваном Грозным как
укрепленный пункт для охраны границ
Московского государства. Расположен он в
Среднем Поволжье, на левом берегу р. Сура,
 
 
 
 
 
188
при впадении р. Алатырь (Города России,
1994, с.16). Мещерские казаки, как приписан-
ные к пограничным московским городкам и
служившие долгое время московским госу-
дарям, в нравах и обычаях во многом походили
на великороссов. Кроме того, родословие
выдающихся личностей из этого казачества
могло быть легко восстановлено (Савельев,
2002, с.257). Так, например, Иловайские – один
из самых известных донских казачьих дво-
рянских родов – свое происхождение вели из г.
Темникова, в окрестностях которого жили и
сейчас живут татары-мишари. Поскольку из
них в значительной мере комплектовались
гарнизоны городовых казаков, с донскими
казаками их сближала общность судьбы. Сама
фамилия Иловайский явно тюркского
происхождения. «Ил» в тюркских языках
означает «народ», «люди». Родоначальником
Иловайских был переселившийся в конце XVII
века из Темникова на Дон и записавшийся в
Донское Войско Мокей Осипович Иловайский
(Записки, 2000, с.217-218).
Таким образом, в XV–XVII вв. Мещера
представляла собой довольно мощный вос-
точный форпост русских земель в его
противостоянии набегам кочевников, а насе-
лявшие ее мещерские казаки не только само-
отверженно несли пограничную и сторожевую
службу, но и явились одними из пред-
шественников донского и волжского каза-
чества, оставив тем самым яркий и
значительный след в истории России.
 
Примечания
 
Горбунов Б.В. Рязанские казаки в XV-XVIII
вв. – Рязань, 1994.
Горбунов Б.В., Почиталин П.В. Сасовская
земля. – Рязань, 2000.
Гордеев А.А. История казаков. – T.I. – M.:
Страстной бульвар, 1992.
Города и районы Рязанской области. Исто-
рико-краеведческие очерки. – М.: Московский
рабочий, 1990.
Города России. Энциклопедия. – М.: Боль-
шая российская энциклопедия, 1994.
Гуц А.К. Многовариантная история России.
– М.-СПб., 2001.
Записки атамана Денисова. Литературные
памятники казачества. – СПб.: ВИРД, 2000.
История России. Энциклопедия для детей. –
Т.5. – Ч.1. – М.: Аванта, 2002.
Исхаков Д.М. Татары касимовские/ Народы
России. Энциклопедия. – М.: Большая рос-
сийская энциклопедия, 1994.
Казаки. Иллюстрированная история Оте-
чества / Под ред. Б.А.Алмазова. – СПб.:
Золотой век, Диамант, 1999.
Казачий словарь-справочник. – Т.1. Изда-
тели А.И. Скрылов, В.Г. Губарев. – Кливленд,
Охайо, США, 1966. – Репринт: Волгоград,
1992.
Каргалов В.В. Засечные черты и их роль в
обороне Русского государства в XVI–XVII
веках // Военно-исторический журнал. – 1986.
– №12.
Кириллов Б.П. От битвы на Калке до «Ит-
тифака» // Русский вестник. – 1993. – № 31-32.
Милованов В. Кадомский край. Историко-
краеведческие очерки. – Рязань: Узорочье,
1994.
На земле Рязанской. – М.: Московский
рабочий, 1968.
Орлов A.M. Нижегородские татары: этни-
ческие корни и исторические судьбы.
(Очерки). – Нижний Новгород: Изд-во
Нижегородского университета, 2000 /
http://mishare.narod.ru
Панков В.А. Иду Мещерой. – М.: Мос-
ковский рабочий, 1984.
Попов А.С. Мещерский край // Физкультура
и спорт. – 1970.
Рязанская энциклопедия. – Т.7. – Рязань,
1992.
Савельев Е.П. Древняя история казачества.
– М.: Вече, 2002.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы
казачьей истории. – Чапаевск, 2001.
Тарасов А. О тьмах и Мещерском юрте //
Рязанский следопыт. – 1995. –№ 4.
Топонимический словарь Рязанской облас-
ти. Выпуск первый. А-М / Под ред. А.А. Ни-
кольского. – Рязань, 2001.
Федоров Н.В. Казаки. Краткий истори-
ческий обзор // Казаки России. Пилотный
номер. – М.-СПб., 1996.
Худяков М.Г. Очерки по истории Казан-
ского ханства // На стыке континентов и
цивилизаций... Из опыта образования и рас-
пада империй X–XVI вв. – М.: Инсан, 1996.
Шарифуллина Ф. Касимовские татары. –
Казань: Татар. кн. изд-во 1991.
Шишкин Н. История города Касимова с
древнейших времен. – Рязань: Изд. газеты
«Благовест», 1999.


Рецензии