Евангелие от Романа
Но ложась спать, он ощущал непреодолимое желание напиться таблеток, которые уже лежали в прикроватной тумбочке. Останавливали только мысли о семье и коллегах.
Будут ли в случае самоубийства выплачивать пенсию семье, удержится ли сын в военном училище. Что будет с женой, работающей в его системе.
Он уже продумывал возможность сделать автомобильную аварию, но боялся остаться живым инвалидом.
Больше всего Николай Николаевич боялся не выдержать и повеситься в минуту отчаяния.
Это была бы для всех катастрофа.
Но жить он больше не мог. Никаких сил у него на это не оставалось.
-Вот поеду в санаторий и там умру. Меньше будут докапываться к чужому покойнику.
Он купил путёвку в один из лучших санаториев страны - в прошлом санаторий ЦК КПСС и вылетел.
Санаторий поразил его своей роскошью и мощной медицинской базой, и полковник выполняя, по военной привычке, все предписания врача, каждое утро и вечер ходил вокруг горы к питьевым бюветам.
Он надеялся, что хотя бы перед смертью его отпустит тоска, потому что с ней он умирать боялся, не зная, что ждёт его после смерти.
Но тоска не отпускала. И тяга умереть тоже.
Он даже хотел попросить администратора переселить его с седьмого этажа
на второй, во избежание соблазна броситься вниз, но какое-то сладостное чувство возможного избавления от муки остановило его.
Однажды, во время такой прогулки, он встретил бывшего своего сослуживца Витю Онищенко, который лет пять тому назад уволился и жил теперь в городе, где родилась и выросла его жена Ольга.
Они раньше никогда особо не дружили, но Онищенко так обрадовался встрече, что Николай Николаевич не мог сопротивляться, когда тот буквально затолкал его к себе в машину.
Они подъехали к большому двухэтажному дому и Онищенко с гордостью распахнул ворота перед неожиданным гостем:
-Вот так вот и живём - сказал он гордо.
За столом Николай Николаевич налил себе больше половины стакана водки и выпил.
- Слушай - удивился Онищенко - ты же вообще раньше не пил.
Николай Николаевич тяжело вздохнул и неожиданно для себя рассказал приятелю о своей беде.
-Я уже и к психологу ходил и к психотерапевту и к бабкам , чтобы сняли порчу - ничего не помогает. Так что мне труба.
-Коля, я не знаю, как ты на это посмотришь, но давай я тебе устрою встречу с нашим батюшкой, отцом Романом, умственный я тебе скажу мужик.
Наши бабы с его появлением почти перестали аборты делать. Я сам уже почти год не пью, а ты ж помнишь… Я и со службы из-за водки ушёл.
Мой Славка с женой сошёлся, ребёнка усыновили, не нарадуемся.
Да и вообще наши городские всех детей из детдома разобрали.
Менты с бандитами Дому престарелых помогают. Такой вот у нас батюшка. Он у нас как пожарная команда мотается по приходу.
Полковник угрюмо молчал. По его виду было видно, что никаких надежд у него не осталось. В Бога он не верил, а в батюшек тем более.
Но терять, как говорится, было уже нечего, и он безвольно махнул рукой.
Виктор вышел из комнаты, а когда вернулся заявил: - Сейчас батюшка к нам приедет, он мне, кстати, дом обещал освятить.
Николай Николаевич в церковь не ходил, и на все эти заморочки смотрел свысока.
Виктор побежал суетиться по хозяйству, а Пустовойтов с рюмкой коньяка уселся в кресле.
Минут через двадцать в комнату вошёл парень лет двадцати-двадцати пяти, похоже сын Онищенко, и, поздоровавшись за руку с гостем, сел к столу и начал есть не снимая плаща.
-Замотался- сказал сын, наблюдающему за ним Николаю Николаевичу-поесть некогда.
Появился Виктор и, обращаясь к ”сыну” сказал:
-Батюшка извини, что я тебя побеспокоил, но у меня тут с другом беда…
Николай Николаевич аж привстал. Он был растерян и удивлён.
Между тем Отец Роман продолжал есть, рассказывая Виктору о том,
что немцы прислали ему микроавтобус и теперь ему удобнее мотаться по делам, чем на старом жигуле.
Ничего торжественного, или хотя бы солидного в священнике не было, и Пустовойтов молча сидел, слушая их застольный трёп.
Отец Роман закончил еду, помыл на кухне руки, снял плащ, под которым оказалась серая ряса. На груди висел небольшой крест.
-Оставь нас - сказал он Виктору и сел на диван напротив Николая Николаевича.
-Так что у тебя стряслось, сын мой - сказал батюшка и посмотрел в глаза гостю.
Пустовойтов сжался. Куда подевался этот развязный молодой человек, который ещё минуту назад болтал о каких- то бытовых делишках с Виктором.
На него смотрели глаза серьёзного, усталого и мудрого человека.
Они проникали в самое сердце Николая Николаевича.
-Так что тебя гложет, сын мой?
-Я убил человека. И сейчас не могу жить. Нету сил.
-Когда?
-Очень давно.
Батюшка взял его руку, и Николай Николаевич за долгие месяцы вдруг почувствовал себя спокойно.
-Рассказывай – тихо и как-то по-доброму сказал он.
И из Николая Николаевича полилось то, что он никогда и ни кому не рассказывал, потому что не было такой силы, чтобы заставила его это сделать.
А тут прорвало и он рассказал отцу Роману следующую историю:
…Более тридцати лет тому назад Коля Пустовойтов учился в строительном техникуме. Дружил он с двумя братьями Серёжей и Славой Фетисовыми.
Они вместе отдыхали, учили уроки и портили нервы учителям.
Поскольку учились все трое хорошо, им многое сходило с рук.
Особенно от них доставалось учителю математики Берину Лазарю Матвеевичу, которого они откровенно презирали и постоянно над ним подшучивали.
И правда, с виду математик был замухрышкой, ходил как-то боком, будто бы боялся кого-то зацепить, иногда смешно дёргал головой, а вдобавок ещё
картавил и заикался.
Его жена Веллер Клара Абрамовна – преподаватель физики, была полная его
противоположность.
Высокая красавица - брюнетка, она проносилась по коридору, сметая всех на своём пути одной только своей энергией.
На большой перемене она занимала один и тот же столик в буфете и ждала мужа с двумя стаканами сметаны.
Пока он ел, она сидела напротив и молча смотрела на него влюбленными огромными голубыми глазами, что окружающим казалось полным абсурдом.
Когда они медленно возвращались в классы все расступались.
Удивляло всех и то, что директор техникума Иван Петрович Варенник относился к этой паре с предупредительной почтительностью и даже трепетом.
Домой они всегда шли вместе, держась за руки как школьники.
Всё это вызывало у молодёжи немалое удивление, смех и пересуды.
Это случилось незадолго до первого празднования Дня Победы после
двадцатилетнего перерыва.
Лазарь Матвеевич пришёл на занятия с нашивкой за ранение на груди.
Николай и его дружки стали подшучивать над Бериным – уж очень не вязалась с их представлением о войне эта нашивка на нём.
Он подошёл к их столу и заикаясь больше обычного сказал:
-Был у нас один такой разговорчивый, а когда посреди поля стали мины рядом падать, да так густо… Он и побежал назад.
Математик повернулся и медленно пошел к доске.
И тут Николая, как будто Чёрт толкнул под руку. Он вспомнил, о том, что его, не воевавший отец, всегда рассказывал об евреях, скрывавшихся от войны на востоке:
- И куда же вы побежали, на Ташкентский фронт?
Берин замер на месте. Простоял без движения минуту. Потом, не оглядываясь, вышел из аудитории.
Больше в техникуме ни он, ни его жена не появлялись. Говорили, что он болеет.
Через месяц математик умер от разрыва сердца, как тогда в народе называли инфаркт.
На похороны Николай не пошёл, но все окружающие рассказывали, что Берина хоронили военные, а на подушечках несли его медали, два ордена
“Красного знамени” и орден “Ленина”.
Потом в газете появилась статья о том, что Берин был во время войны командиром роты армейской разведки, закончил войну капитаном и инвалидом первой группы.
Николая отец перевёл учиться в Днепропетровск и вся эта история постепенно забылась. Потом был институт, Академия, женитьба, карьера
и уважение окружающих и семьи.
Николай Николаевич обоснованно считал, что жизнь его состоялась и ему есть чем гордиться перед собой, детьми и окружением.
Он возглавлял отдел в главке и получил недавно звание полковника, потому что считался опытным и добросовестным военным строителем.
Он не собирался ехать на день рождения сестры Веры, но она очень просила и он сдался. К тому же надо было побывать на кладбище у родителей.
Вера, которая училась в техникуме на десять лет после Николая Николаевича предложила пойти на вечер встречи с выпускниками.
И хотя Пустовойтов не был выпускником, он был не прочь встретиться
с однокурсниками. У него не было сомнений, что полковников там будет немного. Если будут вообще.
Народу было много и спортивный зал был почти полон.
Николай Николаевич стоял с женой в окружении немногих бывших сокурсников, довольный тем, что выглядел самым успешным из них, когда в зале произошло какое-то движение.
Народ расступался и в этом пространстве по направлению Пустовойтова
шла высокая седая дама. Именно дама. Она не шла, а гордо несла своё
красивое, хотя уже и немолодое тело.
И тут он узнал ЕЁ. Это была Клара Абрамовна Веллер – жена Берина, о существовании которой он успел забыть. Вернее сделал всё, чтобы забыть.
Она неторопливо двигалась, и по мере её приближения зал поворачивался в их сторону. Все умолкли.
Она остановилась в метре от Пустовойтова и его жены, подняла руку с двумя сложенными пальцами на головой и громко, на весь зал произнесла:
- Убийца! Будь ты проклят на том и этом свете. Чтоб тебе никогда не было покоя.
Затем она резко разжала руку в их сторону, как будто что-то бросила,
и так же величаво пошла назад.
Весь зал онемел. Кате – жене Николая Николаевича стало плохо и они срочно уехали домой.
С тех пор в жизни Пустовойтова всё переменилось. Жена непрестанно болела. Дети стали отдаляться, а сам Николай Николаевич хотел умереть,
Вернее не имел сил жить.
-Я уже к кому только не обращался, ничего не помогает - закончил он.
Отец Роман, помолчал, пересел на стул рядом с диваном и медленно заговорил:
-Ты, сын мой не там ищешь помощи. Он снова помолчал.
-Спасение в тебе самом. Пусти Господа в душу и обретёшь спасение. И сразу жить захочешь.
-Да, я, батюшка, никогда в церкви не был, ничего не читал, и в Бога не верю.
-Это неважно. Можно не знать ничего об электронах, можно даже не верить в существовании атомного ядра, но это не мешает лампочке гореть, а электростанции работать.
Так и с Господом. Его не надо искать по храмам – это бесполезно. К Богу не приходят колхозом. Надо искать его в СВОЕЙ ДУШЕ.
Надо стать ему ИНТЕРЕСНЫМ. А для этого надо идти за своей СОВЕСТЬЮ.
Каждую минуту, каждый миг. Увидел нищего - поступи, как велит совесть, мёрзнет котёнок - помоги, ведь тебе жалко его, слабого поддержи, по-совести.
Живи не по интересу, а по совести… ВСЕГДА и ВЕЗДЕ!
И перестань себя любить. Нам себя любить не за что, если честно подумать, по совести.
-Но так же невозможно ЖИТЬ. Ведь, если по - совести всё делать, то я же через два дня буду нищим.
-Ну, во первых ты УЖЕ не живёшь.
Во-вторых богатых покойников всё равно не бывает.
А в – третьих – это не ко мне - и батюшка поднял вверх указательный палец.
-Я только даю информацию, а у самого пока сил так жить нет.
Ещё пока удаётся себя обманывать.
А у тебя, сын мой, иного пути нет, ты уже всё испробовал. Сам говоришь, что уже не жилец.
Спасение только в тебе. Надо только перестать думать о себе - любимом.
И Господь заполнит твою душу и наполнит её светом и счастьем.
-Что же мне потом только в монастырь.
-Я же тебе сказал – это не ко мне. Господь подскажет и укажет.
Я только знания тебе открываю, а меня Господь пока обходит.
Не сподобился. Грешен. Себя люблю больше чем Господа.
Отец Роман встал, наклонился над Николаем Николаевичем и поцеловал его в лоб.
-Спаси тебя Господь.
Затем он повернулся к двери и крикнул:
-Виктор, ты не дашь мне твоего фордА на пару часов. Мне один вопрос решить надо, а светиться не хочу. Вернусь, освятим твою хижину.
Он оглянулся на Пустовойтова, лукаво ему подмигнул и сказал:
-Не обращай внимания, я тут ни при чём.
Отныне у тебя все дела с Ним.
И он указал пальцем наверх.
Когда отец Роман уехал, Виктор рассказал, что недавно их батюшку приезжали снимать с прихода, но кто-то поджёг “мерседес” церковного начальства и они оставили отца Романа в покое.
А мы все на нашего батюшку молимся, как на отца родного.
Ночью Николаю Николаевичу приснился Бог. Правда лицом он походил на одноногого пьяницу Борьку - танкиста с соседней улицы. Но Пустовойтов точно знал, что это Бог. Потому что он помнил, как его бабушка Вера давала Борьке опохмеляться, несмотря на предупреждения и возражения окружающих.
При этом бабушка всегда говорила:
-Господи! вразуми и спаси.
Николай Николаевич проснулся оттого, что подушка была почему-то мокрая.
Сначала он не понял, что плачет, но услышав свои всхлипывания, стал плакать ещё сильнее. Он не мог остановиться, так ему было жалко Борьку - Бога и бабушку Веру.
Это длилось довольно долго.
Наконец он успокоился, подошёл к большому зеркалу, долго смотрел на своё лицо, потом в свои глаза:
-Господи! вразуми и спаси!
Свидетельство о публикации №225121000554
*
Вера для неверующих
Яков Капустин
Помню из молодости самый часто задаваемый риторический вопрос.
«А вы Бога видели? А!!! Вот!!! И никто не видел!!!»
По мнению атеистов, этот вопрос должен был сразить наповал верующих и убедить адептов атеизма в отсутствии Бога.
Почему-то никому в голову не приходило продолжить задавать вопросы:
А вы любовь видели?
А вы чувство долга видели?
А вы совесть видели?
А вы чувство ответственности видели?
И так до бесконечности.
Наверное, на некоторые вопросы, многие не способны ответить, опираясь на личный опыт, но сомнения в существовании этих вещей нет, практически, ни у кого.
Потому что эти вещи повсеместно руководят нашей жизнью и, во многом, определяют её содержание и качество, в зависимости от того, каким смыслом и объёмом их наполняет тот или иной человек.
Чувство долга может послать человека на смерть.
Любовь на подвиг или подлость.
Совесть может свести человека с ума.
И нас это не удивляет.
Потому что, как любили говорить основоположники – это реальность, данная нам в ощущение,
которую тяжело осмыслить,просчитать и привить тому,у кого этого нет в сердце.
А ведь все эти важнейшие вещи придуманы людьми.
И без всех этих важнейших вещей человек может прекрасно обойтись, если будет изначально жить один на необитаемом острове.
Его будут тревожить заложенные природой инстинкты (страх, половое беспокойство, голод).
Но совесть его мучить не будет никогда.
И чувство долга тоже.
Но скорее всего природное состояние нервной системы рано или поздно заставит жителя необитаемого острова найти для себя что-то такое, чтобы уменьшало его страхи и давало душевное спокойствие, когда грохочет гром и сверкают молнии.
И это что-то станет для него божеством.
Может быть это будет большой камень, за которым он прячется, или пещера,
которую его потомки назовут священной.
Когда же на острове появится много людей и возникнет потребность жить по правилам, то свод правил, выработанных совместным проживанием, припишут этой пещере, чтобы никто не сомневался в их релевантности и святости.
Полагаю, что так рождались все религии.
Они помогали общинам жить по правилам, с которыми никто не спорил, и давали человеку возможность опереться на помощь божества, когда страхи одолевали его сознание.
Сегодня же, божественные правила заменены законами, кодексами и предписаниями, поэтому одна из важнейших функций религии отмирает.
Но от страхов человеку, кроме психологов, таблеток и водки, вера в божество помогает так же, как и в древние времена, если эта вера не носит лишь поверхностный и ритуальный характер.
Как правило, потребность обратиться к богу появляется у человека в самые безвыходные минуты его жизни.
Мой отец, атеист-комсомолец, молился первый раз, когда его завалило взрывом в окопе.
Убеждённая атеистка, моя мать, впервые молилась о спасении сына, когда меня в детстве сбила машина.
Оба они не стали активными верующими, но перестали быть атеистами,
потому что оба помнили, как молитва помогла им не сойти с ума.
Ещё одним убийственным доводом против существования Бога, для атеистов всегда являлись научные достижения, которые опровергали религиозные постулаты.
Считаю, что никаких противоречий тут нет, поскольку наука - это способ познания, а вера - это потребность нервной системы в защите от внешних воздействий.
Наука требует доказательств, а вера, основана на слепой убеждённости.
Хотя оба процесса и говорят о познании мира.
Но они идут параллельно и не пересекаются, как могут не пересекаться многие, вроде бы, схожие вещи.
Например: любовь и секс, талант и ум, военная смелость и гражданская.
И много ещё разных вещей.
Говорят, что религия была всегда против науки.
Но это не религия против(ей до науки дела нет), а тоталитарная организация религиозного государства довлеет над всем остальным.
Религиозные властители были против всего нового и в искусстве, и в моде, и даже в способах ведения войны.
Совершенно атеистический тоталитарный строй в СССР уничтожал учёных от генетики и кибернетики, потом уничтожал другие группы населения, уже никак не связанные с наукой.
Религия и наука занимают в человеке разные участки его сознания и абсолютно не мешают друг другу.
Любые бытовые и нравственные запреты от лица Господа – это всего лишь инструментарий религиозных функционеров для удобства подчинения и управления своими общинами.
Причём это мало зависит от самой религии, а в основном, от способа управления страной и религией.
Чем демократичнее общество, тем меньше власть любых чиновников, в том числе и религиозных.
Тем меньше их вмешательство в личную жизнь граждан.
Любые тоталитарные организационные структуры борются против внеобщинных проявлений верования (будь то религия или марксизм), так как это уменьшает их влияние и все преимущества, которые даёт такое влияние.
Но это не мешает многим людям искать для своей души защиту и помощь у Бога, в существование которого многие люди верят так же сильно, как верят в Любовь, Честь, Совесть и Добро.
И помоги нам всем Господь на этом пути!
Яков Капустин 10.12.2025 23:28 Заявить о нарушении