Моё расширенное интервью
Я родился в посёлке Богушевск Витебской области, Сенненского района, 1 июня1950 года. Окончил Богушевскую среднюю школу №2 в 1967 году и в 1968 году поступил в Витебский пединститут по специальности «физика». После выпуска в 1972 году проработал учителем чуть больше года. В конце 1973 года ушёл работать программистом в Витебское ПКБ АСУ.
Почему мы переехали с мамой и отчимом в Витебск? В 1973 году моего брата нашли мёртвым возле поезда на железной дороге. По настоянию матери я уволился из школы. Так я прожил в Витебске 56 лет 4 года в институте и 52 года после переезда в Витебск семьи.
Как эти места повлияли на мой характер и отношение к творчеству? Я стал активным краеведом, начал помогать богушевцам в краеведении и поэзии. Неоднократно привозил в Богушевск витебских поэтов: Геннадия Борисова, Ольгу Красовскую, Леонида Иванова, Эрнеста Лиознянского, Раису Кастелянскую, Аллу Хавкину, Раису Питаленко, Евгения Клемята и других.
Поскольку Геннадий Борисов — мастер спорта по шашкам и тренировал в Витебске моего сына Якова, они проводили в Богушевске сеансы одновременной игры Якова с богушевскими любителями. Одновременно мы устраивали поэтические вечера, выступления Витебской театральной группы (руководитель — Раиса Питаленко, режиссёр — Евгений Клемят), концерты клезмерского ансамбля.
Моё краеведческое сотрудничество с богушевцами началось с того, что я вдохновил Александру Кузнецову заняться краеведением — и она стала замечательным краеведом. Я познакомил её с витебскими краеведами Аркадием Подлипским и Аркадием Шульманом. В итоге Аркадий Подлипский издал путеводитель по Богушевскому еврейскому кладбищу. Затем я подготовил расширенное второе издание с алфавитным указателем и списком уроженцев Богушевска, похороненных за его пределами. Александра Кузнецова добавила сведения об умерших уроженцах Богушевска. Аркадий Шульман издал нашу совместную с ним и Александрой Кузнецовой книгу «И я отсюда родом» о Богушевске.
Я работал в Витебском областном архиве, собирал сведения о богушевцах, изучал богушевские и сенненские газеты в областной библиотеке. Создал на сайте «Проза.ру» страницы: «Лев Полыковский Краеведение», «Александра Васильевна Кузнецова», «Ефим Прохоренко» (о руководителе Богушевского партизанского движения в Великую Отечественную войну). Готовил брошюры о богушевском расстреле, ветеранах войны Богушевска и знаменитых богушевцах.
Моя творческая деятельность в Витебске тоже была обширной. Всё началось с поэтического кружка Христофора Желяпова, где я познакомился с поэтами Геннадием Борисовым, Ольгой Ядревской и другими. Кружок просуществовал недолго и быстро распался.
Затем я создал Клуб интеллектуалов, но позже передал руководство психиатру Сергею Лаптеву — он превратил клуб в Дискуссионный. Потом меня пригласили в Творческий салон поэзии при Витебской еврейской общине. Его возглавлял витебский поэт Исаак Гуревич. Когда Гуревич отказался от руководства, он предложил избрать меня.
Поскольку кроме меня никто не умел работать на компьютере, я создал всем страницы на «Стихи.ру» и разместил там их стихи. Затем изготовил сборники стихов на матричном принтере — в том числе для заочных участников клуба Льва Шера и Брони Левиной. В типографии мы выпустили коллективный сборник стихов. На компьютере я составлял и индивидуальные сборники (матричный принтер подарил краеведу Александре Кузнецовой из Богушевска) и помогал поэтам править стихи.
Мы проводили творческие вечера в еврейском центре — в основном мои. Я создавал на компьютере поздравительные сборники к дням рождения и праздникам. В 2012 году творческий салон распался. Потом меня пригласили в творческий кружок при еврейском центре, которым руководил поэт Евсей Горелик. Я создал ему страницу на «Стихи.ру» и готовил ему сборники. Через несколько лет ему стало трудно руководить, и он предложил мне взять руководство на себя. Я стал проводить мероприятия и приглашать интересных людей. После пандемии ковида кружок прекратил работу.
Меня пригласили в литературный клуб при библиотеке Ефросиньи Полоцкой. Его возглавляла Ольга Дементьева Савенок. Там интересно проходили заседания: рассказывали о поэтах, приглашали поэтов, читали стихи, проводили творческие вечера, создавали участникам клуба страницы в интернете. Когда Савенок заболела, клубом стала руководить Татьяна Корчагина, затем — Людмила Архипенко. Когда творческие коллективы в библиотеке запретили, поэтический клуб перешёл в Витебский еврейский центр.
В 2016 году я стал участником Витебского ЛитКофейника. Его руководитель — Олег Сешко. Он организовал программу «1000 стихов о Витебске» с участием Витебского телевидения. В 2023 году ЛитКофейнику присвоили звание народной литературной студии. Я участвую в заседаниях коллектива, часто выступаю, являюсь старейшим её членом, провёл в нём два творческих вечера. В студии издан наш совместный сборник с моими мыслями в стихах.
Неоднократно я выступал и в творческом клубе «Энергия творчества». Перед его закрытием была издана совместная книга наших стихов.
Выступал я и на презентациях картин моего одноклассника, члена Союза художников России Василия Шмурадко — в Орше и дважды в Художественном музее Витебска.
— Вы много работали в интернете. Расскажите об этом периоде.
Сначала я размещал стихи на сайте membrana.ru, но ресурс неожиданно закрылся, и многие мои стихи пропали. Потом я перешёл на «Стихи.ру», затем на «Избу читальню».
Больше всего я написал стихов женщинам. Мне казалось, что стихи быстрее дойдут до сердца любимой, чем проза. Но, увы, женщинам нужны не стихи, а коммуникабельный, смелый мужчина, владеющий искусством общения. Поэтому я залечивал душевные раны грустными стихами. Приходилось писать и много поздравлений в стихах — всем хотелось получить изящное поздравление.
Великий, по мнению некоторых, поздравитель Исаак Гуревич (Витебск) научил меня писать поздравления александрийским стилем, как биографии. Поскольку я был философом аналитиком, приходилось создавать стихи на философские темы.
Затем у меня появилась учительница — Юлия Акатова. Она обучала меня писать сонеты, сонеты матрёшки, ясы, венки сонетов, короны сонетов, триолеты. Всё началось с её страницы «Диалоги Сердец» на «Стихи.ру». Она предложила мне написать диалог в стихах о любви. Я согласился — и диалог пошёл. Естественно, это закончилось влюблённостью в Юлию Акатову, хотя она была на 30 лет моложе меня. Потом она догадалась об этом, и диалог прекратился.
Позже она предложила мне диалог с классиками. Поскольку она была под псевдонимом на другой странице, я не знал, что это она. Я даже написал ей два поздравления в стихах к 8 Марта — на её настоящее имя и псевдоним. В диалоге с классиками она давала мне стихотворение классика, а я должен был отвечать в стихах. Получился очень длинный диалог в двух частях, который тоже прервался из за моей влюблённости. Мы мягко его завершили.
Потом на той же странице у меня были другие поэтические диалоги — в частности, с главным редактором подмосковной газеты Галиной Куркиной. Она спровоцировала меня вести диалог в стиле пушкинских сонетов как продолжение «Евгения Онегина». Мы размещали этот диалог на странице Юлии Акатовой «Диалоги Сердец». Получился ещё один длинный диалог в двух частях.
Затем Юлия Акатова стала проводить конкурсы стихотворений, сонетов, сонетов матрёшек, ясов, венков сонетов, корон сонетов. Я писал и диалог триолетов с одним из авторов «Стихи.ру». Постепенно моя учёба закончилась, влюблённость тоже. Я многое забыл и стал писать стихи из трёх строф по четыре строки в каждой. Потом я пригласил её на сайт Изба-читальня. Там ей понравилось. Многие барды ей исполняли песни (всего 67 песен). Неожиданно в 2018 году она исчезла из интернета.
Потом произошла моя любовная история и встреча с Юлией Юдиной — сначала в интернете, потом она продала дачу и приехала ко мне из Москвы в Витебск. Я создал ей три страницы в интернете, и она заполнила их своими стихами. Она была в восторге от моих стихов, и под её влиянием я писал по 10 стихов в день.
Эта история закончилась трагически и достойна более подробного описания. Она жила на квартире в Витебске у одного моего знакомого. Однажды я не смог до неё дозвониться — звонил пять раз безрезультатно. Пришлось отпроситься с работы и поехать к ней. Квартира была закрыта изнутри, и мне не удалось войти. Я вызвал милицию, а пришедший милиционер — МЧС. К счастью, форточка на кухне была открыта. Спасатель забрался через неё и обнаружил Юлию на полу кухни без сознания. Когда он открыл задвижку входной двери, я с милиционером смог войти. Милиционер вызвал скорую помощь. Мы с ним на одеяле вынесли её в машину скорой. Я поехал с ней сначала в Больницу скорой помощи, но там её не приняли. Затем её повезли в Областную больницу. Диагноз оказался безнадёжным: обширный инсульт головного мозга. Через три дня мне позвонили из больницы — Юлия скончалась, не приходя в сознание.
Моя работа в «Избе читальне» заслуживает внимания. Как я стал поэтом песенником, описано на «Стихи.ру». Первой мне написала бард Нина Вереск из Санкт Петербурга — песня «Вы не простая. Вы сияющая». Вторым оказался Овсей Фол из Израиля с песней «Я взглянул на вечернее небо». Затем авторов исполнителей стало быстро прибавляться: на сегодня у меня уже 369 песен в исполнении 45 бардов.
Больше всех написали мне песен:
Эдуард Струсберг (Израиль) — 133 песни;
Нина Вереск (Россия) — 46 песен.
Лучшие исполнители: Надежда Ковалёнок, Варфоломей, Вера Пенькова, нейросеть. 7 песен стали лауреатами международных конкурсов.
Ещё я размещал свои произведения на сайте «Галактический ковчег» и участвовал там в дискуссиях. Свои стихи, рассказы и видео я поместил на двух каналах Яндекс Дзен. Свои философские мысли высказываю на интернет портале «Литературная Россия».
— Лев Абрамович, многие приходят к поэзии через случай, а кто то — через внутренний зов. Как вы пришли к стихам: по зову сердца или по велению разума?
— Внутренний зов был, несомненно, особенно в минуты тягостных раздумий из-за неудач в жизни и особенно в любви. И мне долго не везло не только в общении с дамами сердца, но и в философском творчестве — не с генерацией идей, а с их признанием.
— Поэзия для вас — не единственный язык выражения. Вы философ, человек, который привык искать смысл за словами. Что сейчас сильнее звучит внутри вас — голос мыслителя или голос поэта?
— Несомненно, голос философа громче звучит в моих философских стихах и идеях. Особенно в философских обсуждениях, например на странице интернет газеты «Литературная Россия».
— Ваши стихи рождались из любви, из переживаний, из встреч и утрат. Можно ли сказать, что поэзия помогала вам пережить трудные моменты жизни?
— Несомненно. Когда я дарил дамам рукописные книжки своих стихов или общие тетради с стихотворными откровениями, мои музы становились моими лучшими подругами, но не жёнами. И я до сих пор с ними дружески общаюсь.
Современные женщины, за исключением некоторых, ближе к материальному, чем к духовному, как, впрочем, и в прошлом. Естественно, я занимал свой мозг написанием стихов, чтобы отвлечься от переживаний. Но какое же это отвлечение, ведь, изображая в стихах моё состояние, я как бы глубже осознавал сущность потерь.
— Если бы вы могли обратиться к молодым авторам, которые только начинают писать, что бы вы им пожелали — больше думать, больше чувствовать или просто не бояться быть собой?
— Дерзайте, ищите себя, своё призвание и своё назначение в этом мире. Если не получается — ищите родственных по духу друзей, собратов по творчеству для слияния в едином гениальном коллективе. Ищите родственных по поиску учителей, способных вас разглядеть и опознать ключ к вашему духовно творческому раскрытию и опознанию сути вашего дерзания.
Свидетельство о публикации №225121000557