Время собирать камни. Байкало-Амурская магистраль

       В этот водный поход на байдарках меня привело неодолимое желание встречи со славным морем, священным Байкалом.* Дело в том, что в пору армейской службы в Забайкалье я проезжал знаменитый Байкал четыре раза поездом и всегда поздней ночью.

       По предварительной договорённости наш туристический маршрут начинался в Северобайкальске и, принимавший нас в своём доме местный парторг Валентин Петрович, решил прежде показать нам строительство БАМа. Огромное спасибо ему за такое мудрое решение и впечатления на всю оставшуюся жизнь.

       «Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, пролегающая по центральным районам Иркутской области, Хабаровскому краю. Второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход СССР к Тихому океану. Общая протяжённость 4300 километров».**

       Трасса будущей БАМ проходила всего в трёхстах метрах от дома Валентина Петровича и выглядела до чрезвычайности неосновательно. Это просто широкая просека в тайге, ныряющая вверх-вниз по холмистой поверхности.

       Ради тюменских гостей Валентин Петрович расстарался наславу. После сытного завтрака посадил нашу группу из шести человек в бамовский автобус, который отправлялся на строительство Байкальского тоннеля в район Усть-Кута.

       Автомобильная дорога проложена по девственной тайге, где совсем недавно трудно было пробраться даже её косолапому хозяину. Навстречу идут мощные «Магирусы» и МАЗы, попутные даже обгоняют нас. А вот легковых машин не попалось ни одной.
       Дорога хотя и каменисто-грунтовая, но над её прокладкой дорожникам пришлось крепко потрудиться. Гористая местность, мягко говоря, не очень подходящая для строительства автомобильных дорог, не поминая уже о железных. И, прежде чем создать железнодорожную магистраль, необходимо переместить сотни тысяч тонн самых различных грузов и грунта, а с этим может справиться только автомобиль, которому и надобны эти тысячи километров горных дорог.
       Кроме узких мостиков через речки и ручьи, редких столбиков вдоль обрыва, а также знаков «Крутой поворот» и «Крутой спуск», на новой дороге никаких инженерных сооружений практически нет. Слева скала, справа бездна. И когда автобус крадётся по кромке обрыва скользкой горной дороги (а с утра моросит), прекрасно видишь как ничтожно мало расстояние между жизнью и смертью.

       *** Байкальский тоннель расположен на участке Усть-Кут – Нижнеангарск. Это почти семикилометровый ход сквозь Байкальский горный хребет. Найти этот хребет на карте несложно – он тянется на 300 км вдоль западного берега Байкала и далее – на север: Ширина хребта в том месте, где его пересекает БАМ – порядка 30 километров, из которых 7 приходятся на Байкальский тоннель (см. карту слева). Жёлтая линия – вся протяженность линии через Байкальский хребет, красная – отрезок Байкальского тоннеля.
       Байкальский хребет по трассе тоннеля осложнён многочисленными тектоническими зонами разломов и надвигов (мощностью от нескольких до 100 метров и более) из раздробленных и перетертых пород. Крепчайшие граниты изменяются от слаботрещиноватых до сильнотрещиноватых и раздробленных до дресвы и щебня.
       Проходка тоннелей преимущественно велась на полное сечение буровзрывным способом с параллельным бетонированием обделки. В трещиноватых и сильнотрещиноватых скальных грунтах, в зонах тектонических разломов широко использовалась технология проходки с применением арочно-бетонной крепи.

       Судя по нашим впечатлениям 1977 года,  строительство тоннеля с восточной стороны едва началось. Пройдено около 100 метров и ещё 400 – через боковой штрек (см. фото в центре).****
       Над проёмом тоннеля громадное кумачовое полотнище: «К 60-летию Октября – 600 метров тоннеля!». Это 5 – 6 метров в день через гранит.
       Проходчики заканчивают монтаж новенькой ярко-жёлтой японской проходческой техники.
       Побывали мы и на противоположном западном забое. Там начали пробивать дренажный и приступили к обозначению входного портала основного тоннеля.
       Начальник строительного участка негодует по поводу неувязок в проекте и вовсю костерит проектировщиков. Популярно объясняет и показывает нам, где следовало бы начинать западный забой, чтобы избежать на выходе тоннеля петлеобразного обхода по склону горы и тем самым неоправданных затрат. Мы постигаем уровень его взвешенных суждений. А вот специалисты не хотят его услышать. Проект уже невозможно остановить.

       Байкальский тоннель начали строить в 1974 году, а введут его в эксплуатацию в 1985 году, спустя 11 лет от начала строительства. Природа поставила немало трудностей на пути строителей . Прикидочно получается, что средняя скорость проходки семикилометрового тоннеля за этот срок составляет около трёх метров в сутки.


       P.S. Мерой скорости проходки служит памятный кусочек бамовского гранита из моей коллекции (на фото справа), поднятый в западном забое тоннеля. Зная сечение (34 кв.м) и длину тоннеля (7000 м), нетрудно подсчитать, что суммарно из тоннеля было извлечено более 200 000 куб.м грунта и таких вот камешков!



       Александр Соханский,
              декабрь 2025 г.




П Р И М Е Ч А Н И Я

       * Проза.ру. Александр Соханский. Странствия по Союзу. Байкальская кругосветка  http://proza.ru/2014/02/25/1113
       ** Географический энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1986
       *** Интернет-информация свободного доступа
       **** Снимок восточного забоя из современного интернета.  Перед поездкой на строительство тоннеля нас предупредили о запрете фотографирования и в моём архиве ни одной фотографии с БАМа.



Время собирать камни. Оглавление >>>  http://proza.ru/2025/12/04/732


Рецензии
Доброго дня Александр.Я побывал на Байкале в гостях у друга Аркадия Машковцева в августе 2014года.Сел в Нижнем Новгороде на поезд Москва-Северобайкальск в плацкартный вагон 84 часа в пути. В Екатеринбурге ко мне присоединился однокашник по техникуму Саша Обожин с внуком Владиком 14лет.Когда проехали Братск ночью заметно стало как крутится состав выруливая между сопок.утром Усть-Кут начинается БАМ.народу в вагоне остались единицы можно в любое окно задрав голову смотреть на вершины гор в снегу.Потом едем вдоль реки небольшой но по заносам деревьев зависшим на берегах видно какой высоты бывает паводок.Потом я обратил внимание что на приличном возвышении противоположного берега установлен подьемный кран.Меня строителя конечно это привлекло:что там строят так высоко от уровня ж.д.Вдруг замечаю что локомотив что тянет наш поезд круто поворачивает по мосту через речку за речной ещё крутой поворот и вот мы уже едем обратно на 360 градусов.Ж.д полотно круто пошло вверх несколько минут и мы у этого крана.Оказывается начиналось строительство портала второго тоннеля со стороны Усть-Кута.Поезд въехал в действующий тоннель(кстати он носит название Дабанский) проехали по тоннелю и мы уже на высоте тоннеля продолжаем путь.Дорога тогда была однопутная элекрифицирована только на разъездах рельсы в несколько линий уже были.Еще немного и мы в Северобайкальске.в тот год отмечали 40летие начала стройки.Наверное в прошлом или чуть раньше году я узнал из СМИ что второй тоннель сдан в эксплуатацию.Два года назад племянник железнодорожников Серёга Сунцов ездил вахтой строить вторые пути в районе ст Чара если не ошибаюсь.А сейчас похоже утихла эта работа.Санкции запретили возить грузы Китая через Россию и Китай положил ж.д.через Киргизию.Казахстан.

Саша Немиров   10.12.2025 19:50     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Саша!

Глядишь на физическую карту местности прокладки БАМа, а там до самого побережья океана сплошные горы коричневым цветом. Накрутишься вокруг них, пока доедешь!

Что касается Байкальского прохода, то там да - в некоторых местах уклон ж.д. полотна свыше 13 %.

А вот санкциями на перевозку по БАМу вы меня огорчили. Хотя хозяин и хорохорится, но враги крепко нас обложили относительно логистики. И трубы взорвали, и на крымский мост покусились. Выходит зря и БАМ строили, остерегаясь нападения Китая. Дело по-другому повернулось. Наверное и Северный Морской Путь, который так активно рекламируют, тоже прикроют санкциями.

Лучших отношений с внешним миром мы уже никогда не увидим. Печально, но факт...


Александр Соханский   10.12.2025 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.