Как улучшить дисциплину в школе?
В советской школе были найдены способы поддержания дисциплины. Чтобы исправить сегодняшнюю ситуацию, необходимо всё это вернуть. Вкратце нужно напомнить основные решения советской школы в этом вопросе.
Типовой устав школы обязательный для всех участников образовательного процесса, а не только для детей. В нем должно быть прописаны основные требования, всё, что уже регламентировано ЦК ВКПБ. Если написано, что лишних дыр в носу и колец в губах быть не может, значит не может. Если не написано, значит могут. Если написано, что учительница не имеет право ходить в юбке выше колен, значит не может. Естественно, у школы должно быть право расширять типовой документ, а у родителей право обжаловать локальные дополнения.
Учебная форма обязательная для повседневной деятельности. Её производство, качество и ценообразование, разумная альтернатива ей должны регулироваться государством, исходя из МРОТ уровня жизни и индивидуальных особенностей.
Замечания в дневник, выговор перед классом, постановка у парты, доски, стола учителя, у двери, удаление из класса (к завучу), оставление после уроков, педагогический совет. У всего этого должны и могут быть понятные критерии, возможности проверки справедливости наказания, возможности для исправления, а главное, это должно влиять на снижение отметки по поведению, и далее с двойкой по поведению - перевод в другую школу, а дальше со снижением отметки до единицы или нуля, перевод в спецшколу, а по исправлении возвращение в обычную школу (по желанию).
В семейной практике наблюдается ослабление контроля над детьми, а также ушла практика телесных наказаний. Родители и их участие в школьном процессе остаётся основным фактором в деле наведения дисциплины. Если родителей не повернуть к педагогическим проблемам, не начать показывать, как взаимодействовать со школой, с учителями, с руководством школ, то проблему с дисциплиной будет не решить.
Есть ещё очень важный момент. Школа является проводником государственной политики. Так и должно быть. А вот государственная политика в наше время не устраивает активную, осознанную часть родителей, которые в значительной степени влияют на всё остальное общество, родительское сообщество в частности.
Что же их не устраивает?
Отсутствие учителей, качество учебников, бездушной цифровизации обучения. До тех пор пока государство, как минимум, не продекламирует свою готовность делать народную школу, то есть такую школу, которая нужна родителям и всему обществу, ситуация не исправится. Основное направление усилий должно быть в этой точке.
Поговорим о спецшколах.
Спецшкола для хулиганов, которые срывают учебный процесс и ничего с ними сделать нельзя.
Для тех, кто уже совершил преступления. Это должны быть разные спецшколы, но процесс обучения и воспитания там почти полностью должен быть одинаковым. Специалистов специально готовить для этих школ.
Необходимо пересмотреть практики правоприменения тех законов, которые относятся к жизни несовершеннолетних и к деятельности тех структур, которые с ними работают. Закон о том, что школа несёт ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних, пока они там учатся. Вопрос только в какой степени и как это на практике работает.
Всё это описано в книге "Восточный фронт"
Валентина Бутникова "Воспитание творчеством" (работа с детьми с девиантным поведением)
http://proza.ru/2024/04/25/173
Свидетельство о публикации №225121000698
Мы учились в войну и после. Дисциплина была полувоенная. И никто не жаловался. Нас, ходивших в школу за пять километров и не имеющих что взять с собой из съестного запросто отправляли на уборку картошки или свёклы на весь день, а ещё и на заготовку хвороста на луга - это было топливом зимой. И никто не роптал. Хотя мне это было сверх сил, так как болел желудок и было малокровие. Выжил! Такой дисциплины больше не будет никогда и не надо!
Всего Вам доброго!
Василий.
Василий Храмцов 10.12.2025 19:10 Заявить о нарушении