Книга Притчей и Эль-Шаддай

БЕСЕДА С ИИ


Вы привели стих из Книги Притчей Соломоновых, Глава 11, стих 3:

В русском Синодальном переводе это звучит так:
«Непорочность прямодушных водит их [путем правым], а лукавство коварных погубит их».
Разбор слова (ва-шадам / йе-шадем)
Слово йе-шадем (низведёт / погубит) в тексте, который вы привели, является уникальным случаем в библейском иврите, где существует различие между тем, как слово написано (Кетив, К) и как оно читается (Кри, Q).
Написано (Кетив): (ва-шадам)
Читается (Кри): (йе-шадем)
Именно форма йе-шадем (погубит, буд. вр.) является глаголом, который используется для понимания смысла стиха.
Корень и значение Ш-Д-Д
Слово йе-шадем происходит от глагольного корня  (Sh-D-D).
Основное значение этого корня:
Разрушать
Опустошать
Грабить
Погубить
Наносить ущерб
Объяснение формы йе-шадем
йе-шадем — это глагол в форме будущего времени (начинается с приставки йе-), который означает «он (Бог, или их собственное лукавство) погубит их» или «опустошит их».
Суффикс ;; (-ем) означает «их» (винительный падеж).
Смысл второй части стиха
 (искажение/лукавство предателей погубит их)
 (вэ-селеф) — и лукавство, искажение, извращенность.
 (богдим) — предателей, вероломных.
Смысл стиха заключается в том, что порядочность праведников ведет их к успеху и покою, в то время как обман и лукавство вероломных людей в конечном счете оборачиваются против них самих и приводят их к разрушению и гибели.
О форме ва-шадем (Кетив)
Написанная форма ва-шадем (ва-шадам) исторически вызывает споры среди комментаторов. Это может быть либо очень редкая, архаичная форма глагола, либо уникальное написание, которое Масоретский текст предписывает читать как йе-шадем. В любом случае, традиционное чтение и понимание стиха основано на значении корня Ш-Д-Д (разрушать).
Таким образом, слово ва-шадам/йе-шадем является мощным библейским термином, обозначающим окончательное разрушение, которое постигает нечестивых.





По-моему корень ;-;-; может нести и позитивный смысл - быть сильным, Тем, кого невозможно превозмочь, да, тут также есть намёк на негативность  - Эль Шаддай наказывает негодяев (в таком контексте это имя Бога нередко бывает в Библии)...
Вы затронули очень глубокий и интересный теологический вопрос, связанный с одним из самых загадочных имен Бога в иудаизме — Эль Шаддай (;;; ;;;;;;;).
Вы абсолютно правы: хотя в большинстве случаев корень ;-;-; (Ш-Д-Д) в Библии несет негативный смысл (разрушать, опустошать), имя Эль Шаддай, очевидно, использует этот же корень или его очень близкий вариант для выражения позитивного атрибута Бога — Его всемогущества.
Корень ;-;-; и Имя Эль Шаддай
Связь между корнем "разрушать" и именем Бога "Всемогущий" интерпретируется комментаторами по-разному:
1. "Шаддай" как Всемогущий (Сила и Непреодолимость)
В этом смысле корень ;-;-; интерпретируется не как разрушение вообще, а как способность сокрушать любое зло, любое препятствие или любое сопротивление.
Бог называется Эль Шаддай (Бог-Всемогущий) потому, что Он обладает силой, которую невозможно превозмочь.
Он Тот, Кто может подчинить себе все силы мира, а в контексте наказания нечестивых — Он Тот, Кто разрушает их замыслы и их существование.
Здесь негативный корень преобразуется в позитивный атрибут абсолютной, подавляющей силы, которая используется для поддержания справедливости и миропорядка.
2. Другие возможные этимологии имени "Шаддай"
Многие современные исследователи расходятся во мнениях относительно точной этимологии имени Шаддай, предлагая и другие варианты, которые уводят от корня Ш-Д-Д:
От слова "гора" (;;;; / ;;;;;;?): Некоторые предполагают связь с аккадским словом, означающим "гору" или "степь", что может указывать на Бога как на незыблемую скалу или владыку обширных земель.
От слова "грудь" (;;;;): Другая традиционная интерпретация (Мидраш) связывает имя с понятием достаточности и пропитания ("Тот, у кого достаточно" или "Тот, кто насыщает", как грудь младенца насыщает молоком).
Вывод
Ваше наблюдение верно: в контексте имени Эль Шаддай корень, который обычно означает разрушение, приобретает смысл абсолютной, неодолимой мощи.
Когда в Библии говорится, что Бог "Шаддай" наказывает негодяев, это не противоречие. Это демонстрация Его всемогущества, которое проявляется как благо для праведников (защита), и как разрушение для нечестивых (наказание).


Рецензии
Вы привели стих из Книги Притчей Соломоновых, Глава 11, стих 3:
תֻּמַּת יְשָׁרִים תַּנְחֵם; וְסֶלֶף בֹּגְדִים ושדם (יְשָׁדֵּם).
В русском Синодальном переводе это звучит так:
«Непорочность прямодушных водит их [путем правым], а лукавство коварных погубит их».
Разбор слова ושדם (ва-шадам / йе-шадем)
Слово ושדם в тексте, который вы привели, является уникальным случаем в библейском иврите, где существует различие между тем, как слово написано (Кетив, К) и как оно читается (Кри, Q).
Написано (Кетив): ושדם (ва-шадам)
Читается (Кри): יְשָׁדֵּם (йе-шадем)
Именно форма יְשָׁדֵּם является глаголом, который используется для понимания смысла стиха.
Корень и значение יְשָׁדֵּם
Слово йе-шадем происходит от глагольного корня ש-ד-ד (Sh-D-D).
Основное значение этого корня:
Разрушать
Опустошать
Грабить
Погубить
Наносить ущерб
Объяснение формы יְשָׁדֵּם
יְשָׁדֵּם — это глагол в форме будущего времени (начинается с приставки йе-), который означает «он (Бог, или их собственное лукавство) погубит их» или «опустошит их».
Суффикс ־ם (-ем) означает «их» (винительный падеж).
Смысл второй части стиха
«וְסֶלֶף בֹּגְדִים יְשָׁדֵּם» (искажение/лукавство предателей погубит их)
וְסֶלֶף (вэ-селеф) — и лукавство, искажение, извращенность.
בֹּגְדִים (богдим) — предателей, вероломных.
Смысл стиха заключается в том, что порядочность праведников ведет их к успеху и покою, в то время как обман и лукавство вероломных людей в конечном счете оборачиваются против них самих и приводят их к разрушению и гибели.
О форме ושדם (Кетив)
Написанная форма ושדם (ва-шадам) исторически вызывает споры среди комментаторов. Это может быть либо очень редкая, архаичная форма глагола, либо уникальное написание, которое Масоретский текст предписывает читать как йе-шадем. В любом случае, традиционное чтение и понимание стиха основано на значении корня ש-ד-ד (разрушать).
Таким образом, слово ва-шадам/йе-шадем является мощным библейским термином, обозначающим окончательное разрушение, которое постигает нечестивых.
undefined
undefined
2 сайта
7703. שָׁדַד (shadad) -- To devastate, destroy, ruin, spoil ...
... devastate, ruin (Late Hebrew id., Niph`al; Arabic stop up, obstruct, arrest, make firm; Ethiopic expel; Assyrian šadâdu is dra...

Bible Hub
תמת ישרים תנחם, וסלף בוגדים ישדם
יא3 תֻּמַּת יְשָׁרִים תַּנְחֵם, וְסֶלֶף בּוֹגְדִים ושדם[יְשָׁדֵּם]. סגולות. התמימות (השלמות) בהתנהגותם של הישרים, הבוחנים כל עניין...

אתר הניווט בתנך
По-моему корень ש-ד-ד может нести и позитивный смысл - быть сильным, Тем, кого невозможно превозмочь, да, тут также есть намёк на негативность - Эль Шаддай наказывает негодяев (в ткаом контексте это имя Бога нередко бывает в Библии)...
Вы затронули очень глубокий и интересный теологический вопрос, связанный с одним из самых загадочных имен Бога в иудаизме — Эль Шаддай (אֵל שַׁדַּי).
Вы абсолютно правы: хотя в большинстве случаев корень ש-ד-ד (Ш-Д-Д) в Библии несет негативный смысл (разрушать, опустошать), имя Эль Шаддай, очевидно, использует этот же корень или его очень близкий вариант для выражения позитивного атрибута Бога — Его всемогущества.
Корень ש-ד-ד и Имя Эль Шаддай
Связь между корнем "разрушать" и именем Бога "Всемогущий" интерпретируется комментаторами по-разному:
1. "Шаддай" как Всемогущий (Сила и Непреодолимость)
В этом смысле корень ש-ד-ד интерпретируется не как разрушение вообще, а как способность сокрушать любое зло, любое препятствие или любое сопротивление.
Бог называется Эль Шаддай (Бог-Всемогущий) потому, что Он обладает силой, которую невозможно превозмочь.
Он Тот, Кто может подчинить себе все силы мира, а в контексте наказания нечестивых — Он Тот, Кто разрушает их замыслы и их существование.
Здесь негативный корень преобразуется в позитивный атрибут абсолютной, подавляющей силы, которая используется для поддержания справедливости и миропорядка.
2. Другие возможные этимологии имени "Шаддай"
Многие современные исследователи расходятся во мнениях относительно точной этимологии имени Шаддай, предлагая и другие варианты, которые уводят от корня Ш-Д-Д:
От слова "гора" (שַׁד / שָׂדֶה?): Некоторые предполагают связь с аккадским словом, означающим "гору" или "степь", что может указывать на Бога как на незыблемую скалу или владыку обширных земель.
От слова "грудь" (שַׁד): Другая традиционная интерпретация (Мидраш) связывает имя с понятием достаточности и пропитания ("Тот, у кого достаточно" или "Тот, кто насыщает", как грудь младенца насыщает молоком).
Вывод
Ваше наблюдение верно: в контексте имени Эль Шаддай корень, который обычно означает разрушение, приобретает смысл абсолютной, неодолимой мощи.
Когда в Библии говорится, что Бог "Шаддай" наказывает негодяев, это не противоречие. Это демонстрация Его всемогущества, которое проявляется как благо для праведников (защита), и как разрушение для нечестивых (наказание).

Доктор Хаим Брош   10.12.2025 11:38     Заявить о нарушении