Потап и Степанида

  Самый мой дальний известный мне предок – прапрапрадед по имени Потап. Родился он в 1830 году. Через четыре года после восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. А значит и через четыре года после восшествия на престол императора российского Николая Первого. Родился и жил Потап на территории Черниговской области, в селе Спасское.

  А вот в 1854 году, в разгар Крымской войны и легендарной обороны Севастополя, родилась у Потапа дочь, которую назвали Степанида. Это была моя прапрабабушка, которая меньше года не дожила до дня моего рождения. Но глоточек водки на свадьбе моих родителей выпила.

  Прапрабабушка моя в 1854 году родилась, а  император Николай Первый в этот же год умер, Царствия ему небесного. 18 февраля 1855 года после Николая Первого был венчан на российский престол император Александр Второй. Которого террористы убили 1 марта 1881 года. А прапрабабушка моя Степанида долго прожила, 95 лет.  Уже в 1949 году умерла.

  Когда девочке Степаниде было семь лет, беда случилась. Мама ее умерла. И остался Потап один с тремя дочерьми. Семилетняя Степанида старшая. Похоронил Потап жену. Вернулись домой. Тогда поставил Потап дочь свою Степаниду перед собой и говорит: «Вот и закончилось твое детство. Теперь ты хозяйка в доме, вместо мамы».

  С этого момента все работы в доме Степанида выполняла. Кушать готовила. Все мыла и убирала. За младшими сестренками ухаживала. Пока отец в поле трудится.

  В те времена каждое воскресенье положено было в церковь ходить, на воскресную службу. И вот, в один из дней, повзрослевшая уже Степанида, милостыню подала старцу благообразному, на паперти сидящему. А тот руку ее придержал, в глаза посмотрел и сказал неожиданно, что жизнь она долгую проживет и рядом с лицом духовного звания.

  По поводу долгой жизни старец не обманул. 95 лет прожила на свете Степанида физически активно и в здравом уме. А что по вопросу лица духовного звания? Решила, что, скорее всего, замуж выйдет за семинариста, будущего священника или дьякона.

  Но никто из духовных лиц так и не посватался. Тогда, уже в 19 лет, вышла замуж за крестьянина Стефана. И в 1874 году родился у них мальчик Илья. Мой будущий прадедушка. Всего на 4 года моложе Ленина В.И. был. И на 7 лет старше Керенского А.Ф. Помните такого главу Временного правительства России?

  Ленин В.И. в 1924 году умер. Прадедушка мой умер в 1968 году. А за ним и Керенский А.Ф. в 1970 году скончался.

  Но вернемся к Стефану и Степаниде. Поженились они и стали самостоятельно жить, в батраки к хозяину подались. Но батрачили успешно и смогли денег накопить и землю свою купить. Стефан хозяйственный был и работящий. И водки не пил. И жили не хуже других. Даже сами теперь батраков нанимали иногда, на полевые работы.

  Кроме сына Ильи, других детей у них не было. Определили они сына к сельскому ученому человеку по имени Григорий Николаевич. Несколько лет учитель с ним занимался, а потом и говорит родителям, что больше он ничему уже научить их сына не может. Всему научил, что сам знает.

  Но Илья очень способен к наукам и ему дальше учиться надо. Вот родители и определили Илью в Новгород-Северское училище.

  Училище окончил, и сам учителем стал. Детей в школе учил. А потом был рукоположен во дьяконы сначала, а затем и во священники. Вот и исполнилось пророчество старца. Стефана не стало. И прожила всю оставшуюся большую жизнь Степанида, моя прапрабабушка, рядом с лицом духовного звания, сыном своим, священником.

  Так бы и жить-поживать, да наступила эпоха революций и гражданских войн. То красные в село придут, то белые, то зеленые. То петлюровцы, то банда атаманши Маруси, то гайдамаки какие-нибудь. Война гражданская будто и закончилась потом, да коллективизация началась и борьба с буржуазными предрассудками и служителями культа.

  Служба субботняя в храме идет. Вдруг человек один проворно к батюшке пробирается. Шепчет,
- Только что, на партийном комитете, решение приняли вас на Соловки отправить, как враждебный власти нетрудовой элемент. Прячьтесь, батюшка!
 
  В лагерь на Соловки тогда просто было отправить. Без суда и следствия. В административном порядке, по решению соответствующего комитета. Только оттуда уже почти не возвращался никто.

  Службу прекратили, а батюшка,отец Илья, встал в алтаре и дверью, с изображением Архангела Михаила, себя прикрыл. Входит в храм группа вооруженных людей. Ищут батюшку. И в алтаре ищут. И в ризнице. Но так и не нашли. Ушли восвояси. Тогда верные люди батюшку из храма вывели и в надежном месте спрятали. Потом матушку из дома забрали и посадили их с батюшкой на телегу.
 
  Под покровом ночи на железнодорожную станцию повезли. Батюшка шалью женской укрылся для конспирации.

  Благополучно на поезд сели. Секретарь сельсовета верующий был человек, в душе, и справку выписал Илье, что тот является крестьянином-середняком. Легче всего на Кубани затеряться. Там приезжих очень много. Поселились в большой кубанской станице. Илья рабочим в совхоз местный поступил.

  Через два-три года переехали с матушкой Анной Максимовной и мамой Степанидой в город Майкоп, что рядом совсем со станицей. Идет мимо аптеки, а там объявление о том, что работники требуются. Вот и поступил. Сначала склянки, пробирки мыл. Но он ведь не только греческий язык, но и латынь знал. В училище ведь дореволюционном учился.

  Потом стал лекарства готовить по рецептам, на латыни написанным. А вскоре и заведующим аптекой его поставили, как грамотного человека.

  1937 год стороной не обошел. 10 месяцев провел Илья в следственном изоляторе. По доносу неведомого доброжелателя. Да оснований предъявить обвинение так и не нашли. И из Краснодарского СИЗО выпустили.

  В 1943 году руководители Советской страны сняли запрет на религию. Церкви начали восстанавливать. Тогда и Илья в церковь вернулся. Опытных священников мало осталось. Так Илью из прихода в приход переводили по всей Кубани.
 
  Наладит церковную жизнь в одной станице – в другое место переводят. Я сам с ним в станице Кавказской жил и в церкви помогал, прислуживал, когда в школу еще не ходил.

Но потом руководитель страны и первый секретарь Никита Хрущев снова начал борьбу с церковью. Я, говорил, скоро вам последнего попа покажу! Сгорела церковь в станице Кавказской. Подпалил кто-то. Так и не нашли кто. Сгорела не только церковь, но и домик, в котором Илья жил с матушкой Анной, моей прабабушкой.

  Илья в Майкоп вернулся, когда ему уже 84 года было. Я и сейчас помню, как спасенные вещи дедушкины едкой гарью пахли. Когда они из Кавказской приехали.

  В Майкопе в действующий Свято-Троицкий собор далеко было добираться. Оставался священником, но в храме бывал все реже и реже. До 90-летнего возраста еще служил. А потом не мог уже. Ноги перестали носить.

  Когда в 1930 году Илья за алтарной дверцей с Архангелом Михаилом прятался, то молил Господа, Святую Богородицу и Архангела Михаила подать ему помощь и спасение. И дал обет Богу служить до тех пор, пока ноги носить будут. 93 года прожил.

  Вот и исполнил свой обет. Как Богу обещал.


Рецензии