Экскурс по родным берегам
Из книги «Родные берега» (глава 2, том 1 автобиографический очерк в сокращении)
Конечно же, «Родные берега» – это берега моей малой родины. Это – море, пролив, озёра, реки и лиманы, на которых жили и работали я и мои предки – практически все ветви моей родословной. Все эти ветви в разное время переселились на Кубань с Украины, на место современного посёлка «Ильич» в Темрюкском районе. В дальнейшем судьба моих предков разбросала по бескрайным просторам огромной России, которая стала для всех их Родиной.
Посёлок расположился на берегу Керченского пролива, соединяющего два моря – Чёрное и Азовское. Это - то место, где был когда-то мой дом, в котором я родился и ступил на жизненную тропу, пролегающую через границу двух столетий: ХХ-го и ХХI-го, где когда-то я учился, трудился и откуда ушёл в большую взрослую жизнь.
За долгие годы писательской деятельности мною создано немало произведений, посвящённых малой родине. Ведь близкие сердцу родные берега, они начинались чуть ли не с порога родного дома. Это буквально не только в переносном, но и в прямом смысле. Выйдешь за калитку со двора, и вот перед тобой, в двухстах метрах простирается водная гладь Динского залива (географическое название части Таманского залива Чёрного моря).
А теперь, спустя много лет, когда уже не стало моих родителей, ушедших в мир иной, прах которых находится на этой земле, именно через этот залив сегодня проходит Крымский мост, соединяющий Таманский полуостров с Крымским полуостровом. В ночное время со стороны посёлка мост хорошо виден сиянием множества огней, освещая людям путь из Тамани в Керчь и обратно.
Мне эти места чрезвычайно дороги и близки. В Керчи мне пришлось учиться в средней школе-интернате. В Керчи меня крестили в церкви в 1952 году. Бабушка, мать моей матери, была верующим человеком. Она чтила Отца нашего Небесного, Его Сына и Святого Духа искренне и глубоко. Так как я был первым её внуком, то она крестила меня в одной из церквей Керчи. На память об этом дне у меня осталась фотография, где на обратной стороне рукой матери записана дата крещения. К сожалению, крестик, вручённый в церкви, который впоследствии долго хранила мать, а потом передала мне, всё же где-то потерялся во время частых переездов. Но человеческой памяти свойственно помнить некоторые вещи. Вот и тот крестик я отчётливо до сих пор помню в мельчайших деталях, будто он и сейчас лежит вот прямо тут, на моей ладони.
В Тамани, уже в новом столетии, мне пришлось работать в администрации поселения заместителем главы.
Пройдя от дома всего сотню метров в сторону этого самого залива, мы окажемся на асфальтовой дороге, идущей из краевого центра Краснодара на порт Кавказ по косе Чушка. Песчаная коса протянулась на 12 километров шириной около ста метров, отделив залив от Керченского пролива.
Именно, переплыв через него когда-то, более ста лет назад, мои предки обосновались на этом берегу Таманского полуострова. Этот берег – теперь и моя история.
Имя «Ильича» этому поселку дали после революции 1917 года. На месте современного посёлка в то время была приграничная территория, и здесь находился кордон. В Википедии говорится, что кордон – это пограничный отряд или место его расположения. Именно тут проходила государственная граница, и пребывал пост пограничной стражи. Поэтому и название звучало, как кордон Ильича, а позже – посёлок Ильич.
С именем Владимира Ильича Ленина связана более чем семидесятилетняя история первого в мире социалистического государства. И мне посчастливилось жить в этом государстве и родиться в посёлке,носящим его имя, менять это историческое название никто из местных жителей никаким образом не собирается.
Малая родина, думаю, что для меня, как и для многих людей – это что-то монументально неописуемое, всемерно неохватное, но глубоко душевное, и до мозга костей проникновенное. Пытаясь осознать чувства к тому месту, где ты появился на свет, моё сердце порой замирает, и я испытываю ощущение, когда ты на горе, а тебе свежий ветер бьёт в лицо. Меня распирает неохватная радость, что именно здесь я сделал первый глоток живительного воздуха тех мест, которые навсегда останутся для меня святыми и нетленными. Как мать, родившая тебя, так и земля, на которой ты появился, тебе должна быть близка и дорога.
Сколько бы лет не прошло с тех пор, как я покинул свой родной посёлок Ильич, какое бы время не отделяло меня от тех мест, я всегда и везде помню о нём. Домашний сельский уют, природа, окружающая меня – всё это навсегда остаётся в памяти.
Владимир Ильич Ленин – это неотъемлемая и ярчайшая часть нашей советской и мировой истории, той истории, в которой есть и моё место. Место человека, родившегося, учившегося и работающего в советский период. Добившегося многого благодаря тому, что мне посчастливилось жить в удивительное время в Советской стране и в том государстве, которое создал Великий Ленин.
Продолжая движение от посёлка Ильич по берегу уже Азовского моря, в восьми километрах от него, ты попадаешь в ещё один посёлок – Приазовский. В советское время здесь находилось второе отделение виноградарского совхоза «Азовский», который вместе с развалом Союза, канул в лету, но остался в памяти живых, тех, кто когда-то жил и работал здесь, куя благосостояние для более достойной жизни нашего народа. Этот посёлок – тоже часть моей истории и истоков моего рода.
Моя бабушка по матери была дочкой кулаков и внучкой зажиточного крестьянина Семёна Чиркова. Семён переселился на Кубань во второй половине ХIХ-го столетия из Украины вместе со своими родителями. К началу революции и впоследствии Гражданской войны, он имел своё крупное поместье, которое располагалось недалеко от кордона на территории ныне современного посёлка Приазовский в Темрюкском районе. Семёну принадлежали земля, мельница, большой хозяйственный двор, сельхозтехника (сеялки, веялки, плуги, бороны и пр.), складские помещения и несколько домов из камня.
На берегу моря им был построен добротный причал, где швартовался его баркас и лодки, на которых он ходил по морю в другие города и населённые пункты торговать своей продукцией ,как правило – сельскохозяйственного назначения. В своих делах он использовал наёмных работников: конюхов, пастухов, скотников, пахарей, прачек, поваров, нянь и других. В основном, это были переселенцы с Украины…».
Продвигаясь по берегу моря дальше, встречаем и другие населённые пункты, где живут мои родственники, друзья и знакомые. Кучугуры, –ныне курортный посёлок. В советское время здесь располагался виноградарский совхоз «Голубая бухта». Далее – посёлок «За Родину», где, теперь уже со знаменитым своим грязевым вулканом «Тиздар», теперь находится всероссийская здравница. Следующий от этого посёлка, в километре ,расположился посёлок Пересыпь. Много лет мне часто приходилось в летний сезон приезжать сюда отдыхать у друзей.
Ещё один сегодня из знаменитых российских курортов на Азовском море – это станица Голубицкая. Данный населённый пункт расположен в девяти километрах от районного центра, города Темрюк. В мои молодые времена автору часто приходилось бывать в этой станице, когда он работал в аппаратах Темрюкского райкома комсомола и партии.
И, наконец, город Темрюк с морским портом, расположенным в устье реки Кубань. Той реки, именем которой называется вся территория региона – Краснодарский край. Здесь мне довелось жить и работать в советское время в районных комитетах комсомола и партии, и в постсоветское время в межрайонном отделе Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Вдоль Азовского моря за Темрюком протянулось множество лиманов, на которых мне довелось проводить много времени на охоте и рыбалке.
Рядом с Темрюком на трассе Темрюк – Краснодар расположилась станица Курчанская на берегу одноимённого лимана. Здесь автор провёл восемь лет своей жизни, написал несколько произведений о природе, погоде, животном мире, охоте и рыбалке.
Станица Курчанская находится на землях одноимённого сельского поселения, являясь и его административным центром. В сельское поселение входят также посёлки «Светлый путь» и «Красный Октябрь». Здесь мне довелось работать в администрации поселения заместителем главы.
Своё название станица получила от реки Курка. В 1765 году на её побережье установили караульный пост и вышку, где постоянно вёл наблюдение казак. В случае приближения противника он обязан был поджечь высокую жердь, обмотанную соломой. Таким образом, гарнизон оповещался об атакующем неприятеле. В пределах поста стояло строение, выполняющее функцию казармы. В ней проживали казаки гарнизона.
Нередко казачьи селения подвергались нападению со стороны горцев, поэтому переселенцы старались обустраиваться на новом месте ближе к сторожевым постам. Так, рядом у одного из них, появились Курчанские хутора. Они не раз разрушались набегами, но вновь возрождались. Ровно через сто лет, в 1865 году их объединили в станицу Курчанскую. (Из исторической справки).
Проехав по этой же трассе в сторону краевого центра, на расстоянии шести километров от станицы, на этих же лиманах вы попадёте в посёлок «Светлый путь Ленина» (первичное название населённого пункта). На дорожном знаке вы не увидите имя вождя, а только «Светлый путь». С одноимённым названием здесь когда-то был образован рисоводческий совхоз, в котором мне довелось жить и работать секретарём партийного комитета в тот период, когда регион готовился впервые собрать миллион тонн кубанского риса – это было в 1980-м году.
Дорога, ведущая в Краснодар, в этом месте разделяет два населённых пункта, уже упомянутых – посёлками «Светлый путь» и «Красный Октябрь». Их территория доходит до речки Курка, что вытекает (это не описка, именно вытекает) из реки Кубань и впадает в Курчанский лиман.
Курка, речка небольшая, до 40 км в длину и всего лишь около 10 метров в ширину, но глубокая. В годы Великой Отечественной войны это место имело весьма внушительное тактическое историческое значение при освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков. Здесь была знаменитая «Голубая линия» (зима, лето, осень 1943 года). Через речку установлен мост, по которому и проходит дорога на Краснодар. Именно тут и заканчивается территория Темрюкского района.
Краснодар – краевой центр Кубани, региона, именуемого Краснодарским краем. В настоящее время – это город уже с более чем полутора миллионным населением. А когда-то, в студенческие годы автора, в конце 60-х – в начале 70-х годов прошлого, ХХ-го столетия, тут проживало чуть более пол миллиона жителей. Владимир Афанасьевич Архипов, председатель Союза писателей Кубани имени М.Ю. Лермонтова, в своей книге «Согрей моё сердце, родная земля» (автобиографический очерк), пишет: «За последние полвека в стране не построено ни одного города! Только Москву расширяют, как мыльный пузырь. А таланты, как известно, чаще рождаются в русской глубинке. Всё закономерно – даже ёлочка на просторе роскошней вырастает…». То же можно сегодня сказать и о Краснодаре. Его новые микрорайоны с высотными зданиями раскинулись по всему его периметру, всё больше и больше отвоёвывая кубанский чернозём у сельхозпредприятий. Здесь попахивает несбалансированной политикой властей, прежде всего местных и региональных. Всё это делается с молчаливого согласия населения. А население прирастает из других регионов России, и с местного сельского населения – тоже. А если учитывать, что население России в целом как раз сокращается, то получается, что сокращение идёт, именно за счёт села.
Краснодар стоит на берегу самой крупной реки юга России – Кубани. Эта река берёт начало в горах Кавказа и впадает в Азовское море. По пути в неё вливается множество различных рек и маленьких мелких речушек. Об этом говорится в моем рассказе «Лучше гор могут быть только горы». Попадая в горы, объективно и ярко осознается, что мои родные берега омываются водами отсюда, от Большой Лабы, лихо устремляющейся с огромной скоростью вниз, и там уже впадающей в реку под названием Лаба. В горах встречаешь речушки, которые впадают в Большую Лабу. Вот, к примеру, горная речка Рожок, впадающая как раз в Большую Лабу, что протекает у горного посёлка Рожкао. С каким шумом, с какой скоростью её воды несутся вниз, на встречу с Большой Лабой! Эти быстрые воды там, в низине, пополняют главную водную магистраль Краснодарского края – Кубань, которая тут уже медленно несет свои воды величественно по земле кубанской мимо её станиц, хуторов, посёлков, аулов и городов.
Краснодар, как уже было сказано, активно строится, стремительно расширяется. То здесь, то там возводятся новые жилые комплексы и микрорайоны. Но и тут, даже в таком шумном, большом и хорошо знакомом городе всё-таки находишь что-то новое, непознанное или требующее осмысления для продолжения дальнейшей творческой деятельности.
Свидетельство о публикации №225121000967