Полевые русские бани
Практически во всех местах постоянной или регулярной (летние лагеря) дислокации русских войск имелись собственные бани.
При первой же возможности устраивали полевую баню и военные моряки. Естественно, что на деревянных парусных кораблях устройство бани с открытым огнем было невозможно. Однако при возможности схода команды на берег, тут же устраивалась русская паровая баня. При наличии на берегу камней на их основе устраивали баню под тентами из парусов и брезентов. При отсутствии камней вместо них нагревали на огне чугунный корабельный балласт, о чем пишут в своих мемуарах военные моряки XIX века:
«… для отдыху капитан приказал на берегу раскинуть палатки, и половину экипажа свезти к оным. Тотчас из балласта сделали походную баню: русскому во всех климатах баня необходима» [Броневский В., 1837].
«Здесь я команде дал отдых, приказал устроить баню из парусов и брезентов и починиться…» [Андреев П., 1887].
«Поблизости палатки, где производили наблюдения, поставлены еще две: одна для караульных, которые в ночное время были с заряженными ружьями на случай нападения диких и покушения ссылочных что-либо украсть, а другая для бани. В сей последней из чугунного балласта была устроена печь с жерлом и местом, откуда выходил дым. Когда топили баню, открывали палатку и множеством дров печь накаливали, воду разогревали в сих печах и еще в особом месте посредством каленых ядр. Приуготовляя все, закрывали палатку и из брандспойтов непрестанно обливали оную водою, чтобы пар, произведенный накаливанием воды на раскаленный балласт, не выходил сквозь парусину. Многие из гг. офицеров и служителей предпочитали сию баню настоящим, приводя в доказательство, что в парусных банях воздух легче, нежели в деревянных или каменных.
… По устроении бани, 1 апреля, служители в два дня перемыли свое белье, наволочки с постелей и подушек и все перебывали в бане. Людям, привыкшим с малолетства мыться и париться раз в неделю, сие сделалось необходимым, но под парусами невозможно. Однакож в последнее плавание в больших южных широтах, в каждые две недели один раз, приводя воду льдяную в теплоту летней, т.е. в 12 или 13° теплоты по разделению Реомюра, я велел в палубе всем мыться, и могут сказать, что чистота тела немало способствовала поддержанию здоровья служителей в нашем долговременном путешествии» [Беллинсгаузен Ф., 1960].
Баня нужна солдату и во время походов, и на передовой. Чаще всего, солдаты устраивали походные бани по древнему скифскому рецепту. Например, штабс-капитан Перновского полка А.А. Аноев, участвующий в кампании 1859 года русской армии в Ичкерии, вспоминал:
«Впрочем, в лесной части Чечни хороший костер и выносливость русского человека часто многих спасали от тяжелых заболеваний, а баня, которую солдаты ухитрялись устраивать в обыкновенной палатке, нередко исцеляли даже и приключившийся недуг. Такая баня устраивалась весьма простым способом: на расчищенную от снега площадку укладывалось несколько крупных камней, на которых раскладывался большой костер; через час или два костер с этого места отбрасывался в сторону, и над раскаленными камнями разбивалась двойная солдатская палатка, которая тщательно окапывалась снизу, оставляя лишь небольшое отверстие для стока воды. Затем внутри палатка устилалась рогожами или брезентами, туда же ставились ушаты с горячей и холодной водой – и баня готова...
Поливая камни водою можно в такой бане нагнать сильный жар, но при этом необходимо поливать снаружи и самую палатку – иначе она может очень скоро истлеть от жары и прийти в совершенную негодность». Мне случалось не раз пользоваться такой баней даже зимой, и я не, чувствовал после нее ни малейшей простуды» [Аноев А., 1913].
На фронте бани устраивались в любом возможном месте из подручных материалов: солдаты мылись в лоханях, бочках, в брезентах, парились под тентами. В местах позиционных боев устраивали бани-землянки и традиционные бани-клети (срубы). Кроме того, еще до первой мировой войны были разработаны переносные «окопные» бани для устройства в палатках близ передовой. Россия была одной из первых стран, которая использовала мобильные бани (в поездах и автомобилях) на театрах боевых действий.
Во время Первой мировой войны в русской армии имелись мобильные «окопные» бани на конной тяге, автомобильные бани (в том числе участвовавшие во Французской экспедиции) и банно-прачечные поезда.
Впервые поезд-баня-прачечная из 4-х вагонов появился в 1904 году и был предназначен для обслуживания полевых госпиталей и лазаретов на Дальнем Востоке. Поезд-баня №2 появился во время I-й мировой войны в 1914 году. Он состоял из 22 вагонов: 2 цистерны для воды, 4 вагона-бани, рассчитанный каждый на 24 моющихся, 2 вагона – раздевальни, 2 вагона – одевальни, каждый с 48 номерованными местами, 2 вагона – чайные и столовые, вагон-кухня, вагон для уничтожения паразитов на белье и одежде, вагон – дезинфекционная «японская камера», отдельный паровоз для нагревания воды, электрическая станция, вагон для поездной администрации с ее канцелярией, вагон для команды, вагон-склад белья чистого, вагон – склад грязного белья и вагон-кладовая для мыла и разных принадлежностей поезда-бани.
Такой поезд-баня был способен функционировать до 18 часов в сутки, и пользоваться им могли 96 человек в час [Русский инвалид, 1915. – №1]. До II мировой войны в строй ввели только 9 таких поездов. Некоторые вагоны поездов-бань дореволюционной и довоенной постройки до сих пор находятся в составе российских банно-прачечно-дезинфекционных поездов. Свои бани имели и бронепоезда. В легких бронепоездах баня совмещалась с кухней в вагоне-кухне. Тяжелые бронепоезда могли иметь в своем составе отдельные вагоны-бани.
Во время II мировой войны для советских бойцов в ограниченном числе подразделений имелись усовершенствованные полевые бани в палатках, горячая вода в которые подавалась из автомобильных тепловых пунктов. Трудящиеся тыла снабжали советскую армию единичными экземплярами банно-прачечных поездов и передвижными банями в автобусах и грузовиках.
В современной армии бани могут устраиваться в палатках (при тепло-водоснабжении из автомобильного теплового пункта), либо в современных модульных трансформируемых блок-контейнерах, таких как БПО-32 и модификации, разработки Санкт-Петербургского ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения».
Полевая баня БПО-32 предназначена для помывки личного состава в полевых условиях при температурах окружающей среды от – 40°C до + 50°C. В состав бани входит трансформируемый раздевально-помывочный блок переменного объема, теплопункт и две каркасных модульных палатки для хранения чистого и грязного белья. Вода для помывки набирается и хранится в резинотканевой емкости на 5 тонн воды. Баня обслуживается расчетом из двух человек. В ней могут помыться 32 человека в час [Информационный стенд БПО-32 на выставке «Технологии в машиностроении – 2010» в г. Жуковский, МО].
Некоторые автозаводы выпускают автобани на базе грузовиков повышенной проходимости для геологов и нефтяников. Подобные автобани имеют кроме парной ещё душевую, биотуалет и комнату отдыха. Все помещения хорошо теплоизолированы с помощью сэндвич-панелей и двойных стеклопакетов. Например, автобаню на базе шасси «Урал» или «КамАЗ» выпускают на Миасском заводе специализированных автомобилей. Этот же завод производит и бани-прицепы.
Народные умельцы часто переоборудуют под автобани списанную военную технику на базе армейских грузовиков ГАЗ-66 и ЗИЛ-131.
Свидетельство о публикации №225121101127