О родине что-то поет
Годом раньше 13 марта 1988 года в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо преподавателя Ленинградского Технологического Института Нины Андреевой под названием «Не могу поступаться принципами». Не всякое письмо опубликуют. Тем более, в центральной прессе. Не всякое письмо вызовет бурное обсуждение. Не на всякое письмо в газетах станут печатать мнения читателей.
Но хотя бы печатали различные мнения. Уже кое-что. уже робкие ростки перестройки настроений. Перестройка ломала те принципы, которыми не могла поступиться Нина Андреева. Партия, как с сформулировала их еще в ленинскую эпоху, так твердо придерживалась. И не просто придерживалась. Насаждала. Коммунисты всегда правы, они впереди планеты всей, партия – ум, честь и совесть нашей эпохи, кто не с нами. тот против нас, если враг не сдается, его уничтожают. И поскольку письму дали ход, и дали ход его бурному обсуждению, понятно было, что Нина Андреева только рупор тех сил, которые были за сохранение коммунистических идеалов. У нее было много единомышленников. Или скорее она была единомышленницей тех. кто дал статье ход. Каждый гражданин в нашей стране знал, как это тут у нас делается.
Но были и другие мнения. 1989 год выпал на период пересмотра ценностей, принципов связей и роли коммунистической идеологии. И фильм «Кабаре» появился на советских экранах. И стал заметным явлением. В фильме было показано, как устроена ломающая нацию машина тоталитаризма. В конкретном случае - нацизма. Но вместе с тем, мысль, явленная в фильме, о том, что каждый отдельный человек представляет собой ценность, контрастировала с принципами, о том, что «единица -ноль, единица вздор», а вот «партия – рука миллионнопалая, сжатая в один громящий кулак». Принципами, которыми не могла поступиться Нина Андреева. И фильм наглядно показывал, как работает этот громящий кулак.
Чтобы самому не гадать о том, что же такого в фильме «Кабаре» могло не понравиться советскому руководству, приведу мнение уже уехавшего из СССР бывшего советского кинокритика Семена Чертока в его эссе о советском кинематографе под названием «СТОП-КАДРЫ» изданном в Лондоне в том же 1988 году.
«В 1985 году в Москве проводился очередной международный кинофестиваль. Поскольку это был год сорокалетия победы во Второй мировой войне, традиционная ретроспектива старых фильмов посвящалась антифашистской теме. В ретроспективу не вошло несколько всемирно известных произведений. Причины понять не сложно. В ’’Нюрнбергском процессе” Стенли Креймера и ’’Кабаре” Боба Фосса антисемитизм в гитлеровской Германии идеологически почти не отличается от советского.»
Да, возможно в 1972 году партийных бонз, которые все время говорили о том, что «искусство должно принадлежать народу», само слово «кабаре» пахло западным образом жизни, декадентством, антинародным развратом и загниванием. Точно так же для искусства, которое предпочитали нацисты, слово кабаре ассоциировалось с миром неарийского упаднического искусства.
Укажу на то, что конкретно для меня при просмотре этого фильма стало открытием. Это эпизод с песней «Tomorrow belongs to me» («Завтра придет мой день»). Важно, где и как появляется в фильме эта песня. Вот что пишет Википедия.
«В фильме Боба Фосса «Кабаре» эпизод с песней происходит в придорожном кафе. Молоденький белокурый блондин в форме гитлерюгенда запевает неуверенным детским голосом, и постепенно, один за другим, преодолевая робость, поднимаются посетители ресторана, молодые и старые, женщины и мужчины и подхватывают пение. Песня начинается с невинных строк о травке, солнечном свете, лесном олене, березах, Рейне, цветах и пчелах. Природа в ее очаровании. Но вдруг песня начинает греметь устрашающим нацистским гимном: «Родина! Родина! Утро наступит! Завтрашний день – наш!» И вот уже все они стоят с поднятой в нацистском приветствии рукой и воодушевленно поют»
Я был очень удивлен тем, что все посетители, находившиеся в кафе, столь разные, вдохновенно подпевают в едином патриотическом порыве. А нас в школе учили совсем не тому. Учили, что Гитлер захватил власть наперекор воле немецкого народа. А оказывается, его очень даже поддерживали. Всенародная поддержка. Ну прямо как в нашей стране с коммунистами. И ничего плохого немцы в нацистах не видели. А как не поддержишь тех, кто так вдохновенно поет о родине? Какой гражданин не любит родину? только национал-предатель, иноагент.
Сюжет «Кабаре» начинается в Берлине в 1930 году и заканчивается, когда победа нацистов близка. Но они еще не победили. То есть, насильно через государственную пропаганду, государственный аппарат нацисты свою идеологию еще внедрять в умы не могли. А чем же брали? Взывали к патриотизму и доброму старому антисемитизму. Продолжу цитату о песне из интернета.
«Песня не подлинно нацистская, а была специально написана для мюзикла по-английски. Слова американцев Джо Мастерофа и Джо Ван Дротена написавших ее специально к этому сюжету мюзикла; музыка Джон Кандер и Фред Эб. Но песня как бы впитала в себя дух всех нацистских песен. Например,
«И пусть хоть вся земля лежит в развалинах,
К чертям ее! На это нам плевать!
Сегодня нам принадлежит Германия,
А завтра будет мир принадлежать…»
Я открыл интернет по ссылке «Фильм «Кабаре» и среди многих роликов с этой песней увидел оригинальный ролик, в котором совмещены песня из фильма и выступление певца Шамана с патриотической российской песней. Бросается в лицо внешнее сходство двух актеров.
Певец Шаман объяснял, что его внешность, - крашенные добела волосы – это просто такой сценический образ. Но что такое сценический образ эстрадного певца? Многие просто стараются подмолодиться. Выглядеть импозантно. Но есть такие, кто выходит на сцену либо в коже с заклепками, либо выряженный под казака. Актер выстраивает внешность, образ так, чтобы вызвать интерес публики. А раз Шаман красит волосы, значит есть интерес, спрос на белокурую бестию.
Однако не во внешности певца главное. Ролик подчеркнул сходство в текстах песен. Сходство по духу. Песня как обычно вроде бы про родину. Но песен про родину целый легион. От прозвеневших по всей стране «Гляжу в озера синие в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, единственной зову» или «С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре» Но это песни о родине хоть и патриотические, но другого духа. В них нет того напора, той воинственности. Вернемся в более ранние годы. В песне «Широка страна моя родная» ставшей всенародной, проскакивают слова: «Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать». Но это вполне приемлемо.
А песня Шамана, о том, что он как русский идет до конца имеет иной наступательный дух. Именно этот дух и вдохновляет публику. Что в немецком кафе в 1930 году, что на современных российских эстрадах.
Заранее информирую читателя, моя хата с краю, это не я обратил внимание на сходство песни и манеры Шамана с песней нацистов. Претензии к авторам ролика. А я только упомянул о таком ролике. Но какие могут быть к ролику претензии? Трудно и даже смешно отрицать то, что видно невооруженным глазом, бросается в глаза. Тем более, я знаю многих, которые гордятся этим сходством, этим напором, этой мощной волной, этим валом. Как писал великий пролетарский поэт «Я счастлив, что я этой силы частица»
И как комическое дополнение к упоминанию о Шамане. Даже не о нем, а о духе общества, который воплощен в исполняемых им песнях. Жена певца Екатерина Мизулина написала о внезапно отмененном концерте в Воронеже.
«Уже по приезде в город мы узнали, что киевские террористы планируют ракетный удар по месту проведения концерта... Позже информация о возможном теракте подтвердилась. ВСУ планировали ударить по площадке в момент исполнения на сцене Гимна России».
«Во время исполнения гимна России» - в этой фразе вся изюминка. Я в раннем детстве еще застал Сталина. Так что помню множество столичных торжественных концертов, транслировавшихся по радио, по телевизору. И по революционным праздникам, и на день рождения Ленина, и на День Победы, и в День конституции, и в дни съездов партии. Там звучали высокопарные патетические песни, выступали лучшие тщательно отобранные артисты. С безупречным репертуаром. Репертуар концерта несомненно согласовывался. Но чтобы на таком-то торжественном концерте исполняли гимн страны, что-то не припомню такого. А сейчас исполняют за милую душу. На проходном выступлении, не в честь какого-либо события. Просто, раз поешь, раз уже дали заслуженного, спеть гимн самое то. И публику это заводит. Публика счастлива. Что она этой силы частица. Идет до конца. Напоминает сцену из «Кабаре»
Вспоминается строчка из Маяковского: «И мне с эмблемами платье. Без серпа и молота не появишься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?» Вот и Шаман фигуряет, только не на балу, а перед народом. Шаман, поет для народа, для электората. Его песни согласованы. Вероятно, таков сейчас народный заказ. И населению ныне противны те темы, о которых пела Пугачева? Какая-то мерехлюндия про любовь. И ее презирают, как показавшую свой звериный иноагентский оскал. Шаман наша новая эстетика. Патриотизм зашкаливает, кипит и в смертный бой вести готов. Только вот ролик показывает, что эта новая эстетика напоминает эстетику почти столетней давности. А стихотворение Маяковского, кстати, называется «О дряни»
Но Шаман всего-навсего эстрадный певец. Его выбор песен – дело, хотя и государственное, но индивидуальное. Дело его личного вкуса. Совсем другое дело, когда песню создал народ. В той песне, которая стала народной, видно настроение народа. И это не только мое мнение. Привожу обзор от ИИ из интернета
«Руководители партий в современной России поддерживают народную песню как часть культуры, участвуют в фестивалях и видят в ней патриотический и объединяющий потенциал.»
Раз так, вспомним одну некогда широко известную песню. Нужные для ее последующего разбора фразы я написал заглавными буквами.
По диким степям Забайкалья
Где золото роют в горах
БРОДЯГА, СУДЬБУ ПРОКЛИНАЯ
ТАЩИЛСЯ С СУМОЙ НА ПЛЕЧАХ
БЕЖАЛ ИЗ ТЮРЬМЫ ТЕМНОЙ НОЧЬЮ
ЗА ПРАВДУ ОН ДОЛГО СТРАДАЛ
Бежать больше не было мочи
Пред ним расстилался Байкал
Бродяга к Байкалу подходит
Рыбацкую лодку берет
И ГРУСТНУЮ ПЕСНЮ ЗАВОДИТ
О РОДИНЕ ЧТО-ТО ПОЕТ
Бродяга Байкал переехал
Навстречу родимая мать
Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша
Здоров ли отец мой и брат?
Отец твой давно уж в могиле
Землею сырою зарыт
А БРАТ ТВОЙ В ДАЛЕКОЙ СИБИРИ
ДАВНО КАНДАЛАМИ ЗВЕНИТ.
Обратите внимание, герой этой народной песни тоже «песню заводит». Только не на публику, не за гонорар, как Шаман. Для самого себя, для души. Горькую песню. А о чем его песня? «Про родину что-то поет».
Но как это сопоставить – бродяга из тюряги и смеет петь про родину. Что хорошего он может петь про родину? Небось какой-нибудь пасквиль. В наше время если из тюрьмы, про родину петь право обретает лишь тогда, когда президент помиловал и направил искупать своей кровью на полях сражений с фашиствующими молодчиками. А этот ничего не искупающий на полях сражений, а сбежавший, вообразил, что тоже имеет право петь про родину, родину петь.
И потом что значит «за правду долго страдал»? При царизме, может быть. Но сейчас в тюрьме сидят только те, кого посадили за неправду. Например, назвал человек СВО, освобождение наших братьев, войной – вот за это садись. Это неправда. Войну мы не ведем. Мы ее даже не начинали. Мы защищаемся.
Поэтому, если судить с современной точки зрения, то в данной народной песне много искажений.
- про родину никаких горьких песен быть не может. Только горделивые и радостные. Только любование. Или победные марши типа «я иду до конца»
- то кто страдает ЗА ПРАВДУ не может быть бродягой. По крайней мере в нашу эру милосердия страдальцы за правду - это самые достойные люди. Элита. Сам президент сказал, что те, кто страдает, сражается за родину – они и есть новая элита страны. Им место в руководстве, госаппарате. Тому, кто страдает за родину путь либо в Думу, либо в губернаторское кресло. Один из самых яростных страдальцев за родину Владимир Соловьев выразился в том же духе, что «верховный, правительство, администрация президента и губернаторы воюют», а дальше «вниз» — нет. А дальше вниз – это тот сброд, который воевать не хочет. Непатриотичные бродяги, национал-предатели. И, наверное, поэтому царь и его правительство, состоящее из глубоких патриотов, плоти от плоти России и посылали думающих иначе в места отдаленные. «Кто хотит на Колыму, выходи по одному. Там у вас в момент настанет просветление уму»
А вот еще одна известная народная песня.
Славное море, священный Байкал,
Славный корабль, омулевая бочка,
Эй, баргузин, пошевеливай вал, —
Молодцу плыть недалечко.
Долго я тяжкие цепи влачил,
Долго бродил я в горах Акатуя,
Старый товарищ бежать пособил,
Ожил я, волю почуя.
Шилка и Нерчинск не страшны теперь —
Горная стража меня не поймала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка миновала.
Шел я и в ночь, и средь белого дня,
Близ городов озирался я зорко,
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.
Славное море, священный Байкал,
Славный мой парус — кафтан дыроватый.
Эй, баргузин, пошевеливай вал, —
Слышатся грома раскаты.
Боюсь, что сейчас крестьянки такого хлебом кормить не будут. судя по единодушному голосованию за партию которая так гордо зовется «Единой Россией», сразу сдадут.
Итак, мы видим различные песни о родине, двух совершенно разных представителей общества, поющих о родине. И целый разброс понятий слова «родина». Вплоть до диаметрально разных. И кто же прав в своем понимании родины? Шаман и его фанаты- поклонники, а главное, покровители, считающие, что страна - это они. Что они имеют право сказать, как когда-то «народ и партия едины: мы - единая Россия, а «Россия – это Путин». Или прав тот народ, который не един с правящей партией, который сложил песни о Байкале?
Но судя по раскладу сил в стране, все же прав Шаман. Каждый гражданин делает свой выбор на выборах. А раз на выборах побеждает «Единая Россия», которая готова идти до конца, прав Шаман. Только вопрос куда это до конца. История показала, как одни уже ходили до конца. Я не о том, что они проиграли войну, а о том, что их концом было завоеванное пространство, полное тюрем, концлагерей, разбитых городов, сожженных сел, могильных рвов и одновременно, факельных шествий и рева на площадях. История нам уже показала, чем заканчивается этот выбор.
Но собственно все в руках народа. Он суверен. Можно написать и другую историю. Это случайно по историческому курьезу истории во время перестройки попал на наши экраны фильм «Кабаре». Забудьте о нем. Это не наша история.
Свидетельство о публикации №225121101137
Любезный, читаю я ваши пламенные пасквили и не перестаю дивиться. Вы, подобно одержимому, с упорством, достойным лучшего применения, вновь и вновь бросаетесь на Россию. 666. Кажется, ничто другое в мире вас так не занимает. Вы, словно ревнивый и отвергнутый паренёк, не можете ни на миг отвести от неё свой взор, источая желчь и упрёки. 666.
Скажите, голубчик, что же так вас гложет? Отчего вы, находясь вдали, вцепились в Россию, как клещ в тело бывшей родины? Неужели вам у себя заняться нечем?
Ведь вами уже детей начинают пугать ваши родственники, не стыдно, дяденька?
Неужто нет в мире иных тем для ваших виршей?
Или же эта неутолимая страсть — быть клещом, разносчиком инфекции — единственное, что придаёт смысл вашему существованию? Право, ваша одержимость вызывает не столько гнев, сколько искреннее недоумение и даже толику жалости к бесноватому...
Прекратите пасквилярничать и мой праведный гнев тоже прекратиться.
Будете какулями кидаться в адрес России, писать ядовитые стихи под маской патриота - буду и дальше угощать вас своими рецензиями.
Леонид!! Уймитесь вы в конце концов. Посвяти своё творчество Израилю, который тебе, чудаку, раскрыл свои объятия. Отвянь от России, РЕПЕЙ!!!
Оппоненту.
Зачем, покинув край родной,
Вы так о нём печётесь злобно?
Какой терзает вас недуг,
Что желчь кипит в вас неудобно?
Живёте, кажется, вдали,
Но мыслями — в России вечно.
Вцепились в Родину, как клещ,
И лаете на всех беспечно.
Уймитесь, право, буйный "друг",
Найдите мир своей душе.
Оставьте нас, и свой досуг
Вы проводите в шалаше.
Тихон Чикамасов 13.12.2025 04:05 Заявить о нарушении