Лапландская шаманская сауна

Саамы или лапландцы (лопари) –  коренной народ финно-угорской языковой группы, населяющий север Норвегии, Швеции, Финляндии и Северо-запад России как минимум последние 9 тысяч лет.  Исконная религия саамов  - шаманизм, которая представляет собой отражение первой единой природной (анимистической) перворелигии всего человечества. Посредниками между силами и духами природы и людьми у саамов служат шаманы – нойды (noajdi).

В Европе лапландские шаманы издревле заработали репутацию сильных практиков волшебства и магии, которая сохранилась в пословицах почти всюду в Европе. В древние времена многие отпрыски европейских благородных семейств учились волшебству в Лапландии. Английская литература изобилует ссылками на лапландских ведьм, которые, также как и кельтские ведьмы, занимались продажей ветров и бурь в завязанных узлами веревках. Даже обычные лапландцы пользовались магией в повседневной жизни: в каждой семье был свой бубен, с помощью которого общались с миром духов и узнавали будущее.

Лапландские шаманы и в настоящее время считаются одними из самых «творческих» среди своих братьев по духу. Людям шаман служит духовным наставником или священником, посредником между этим миром и миром духов, выступает как помощник в повседневных делах, который может отыскать пропавшего оленя или украденную вещь. Но одна из самых важных способностей саамского шамана – это способность к целительству, которая в значительной мере определяет его положение и уважение в обществе.
Саамы считают, что болезни возникают из-за потери части души человека  или вторжения в тело враждебной сущности.  Саамский шаман лечит людей, обращаясь за помощью к духам и силам для возврата потерянной части души либо изгнания болезнетворной сущности.

Саамы различают «хороших» шаманов – нойдов «noajdi», которые помогают людям, и плохих, способных вредить людям «geaidu» – ведьм.
 В современном мире саамы редко употребляют слово нойд, предпочитая термины guvlar («помощник») и buorideaddji («улучшатель»).
 В Норвегии по отношению к современным шаманам-целителям употребляют термин leseren («тот, кто может читать»).  [Демкин А., 2011]
По мнению лапландских шаманов, потерять часть души может не только отдельный человек, но и целое селение или народ.
В отличие от сибирских шаманов, лапландские нойды не носят  шаманских одежд и масок, не приносят в жертву животных, не занимаются охотничьей магией (но могут определять, где лучше охотиться и ловить рыбу), и не занимаются предупреждением эпидемий.

В практике магического целительства лапландские шаманы используют сауну, которая по своей сути идентична индейской паровой сауне  инипи.  В саамском целительстве играет важную роль восстановление природного баланса сил во внутреннем и внешнем мире человека. В восстановлении сил шаману помогают пять основных элементов: огонь, вода, воздух, земля и дерево, которые используются как магические лечебные средства. Магическим целебным местом,   объединяющим все пять стихий, является шаманская сауна.
Для саунной церемонии берутся три вида камней: один камень с открытого воздуха на поверхности земли, один камень отрывается из-под земли, и один камень берется из воды. Кроме стихий, эти камни могут символизировать Верхний, Средний и Нижний миры.
В земле шаман отрывает небольшую яму, в которой разводит огонь. Над огнем в особом порядке, в соответствии со своим символическим значением, складываются камни в виде горки (каменки) и нагреваются огнем.  После этого шаман гасит огонь и устраивает над камнями небольшой шатер из жердей, который покрывает ковриками, одеялами и шкурами. Больного помещают в шатер на сидении из бревна. Шаман берет воду, набранную из почитаемого родника, и плещет на камни. Шатер наполняется паром, который согревает больного. Шаманская сауна позволяет узнать, из какой стихии пришла болезнь: когда вода поливается на горячие камни, один из них может треснуть. Это является для шамана подсказкой из какой стихии пришла болезнь. Считается, что если один из камней во время процедуры в сауне треснул, то больной может быть уверен в своем исцелении с помощью магической паровой бани. После завершения процедуры и остывания камней, шаман с уважением относит камни на те места, где он их взял  [Eriksson J., 1988 – 1989]. Затем шаман обращается к духам стихии, вызвавшим болезнь, с заговором (просьбой или требованием), чтобы болезнь покинула страждущего. В настоящее время (2000-е годы) как минимум одна треть норвежских саамов пользуются услугами шаманов – целителей  [Saxton R., 2010].


Рецензии