Шведская сауна басту

Шведская сауна – басту в древности не отличалась от финской сауны. Первые городские басту были зарегистрированы в Стокгольме в начале XV века. Однако из-за большего проникновения христианства и меньшей приверженности шведов язычеству, по сравнению с финнами, шведская басту к началу XVIII потеряла свое сакральное значение. Проникнувшись идеологией европейской христианской церкви по отношению к паровым баням, шведские врачи стали (часто небезосновательно) видеть в банях рассадник кожных и венерических заболеваний, а шведские экономисты обвиняли баню в неоправданно большом расходе дров. В результате распространения «новой христианской европейской цивилизации» шведы стали посещать басту все реже, предпочитая европейский вариант купания в ваннах. В басту же ходили в основном на Рождество и по медицинским показаниям. Шведы стали призывать и финнов, находившихся в то время под шведским владычеством, откзаться от «языческой сауны». Шведские врачи того времени говорили, что кожа от саун становится грубой и темной «как у финских крестьян» [1]. Вполне вероятно, что стремления русского царя Петра прорубить «окно в Европу» во время Северной войны (1700-1721 гг.) заставили шведов поумерить свой пыл в отношении истребления финских саун. Хотя финны до сих пор называют период Северной войны «Большой ненавистью» из-за постоянных грабежей населения как шведскими, так и русскими войсками, возможно, именно благодаря успеху русской армии, финская сауна была сохранена как для самих финнов, так и для всей мировой цивилизации.  Например, в Норвегии, которая долгое время не могла избавиться от шведской и датской зависимости, традиционная для Скандинавии паровая баня повторила судьбу шведских басту.

  Комментарий автора:
1 Сауна как раз улучшает состояние кожи, за счет семикратного увеличения её кровоснабжения во время парения. Но, нельзя не отметить, что шведские врачи XVIII века вполне справедливо считали общий для крестьян Финляндии и России обычай «запаривать» и «допекать» новорожденного в бане одной из существенных причин высокой младенческой смертности в Финляндии того времени. Бани по-черному также не без оснований считались причиной более частого по сравнению со Швецией возникновения у населения Финляндии опухолей, ухудшения и потери слуха и зрения (наблюдения шведского профессора Пера Адриана Гадда в 1751 г.), что, вероятно, объясняется,  перенесенными в условиях курных саун сосудистыми катастрофами (инсульты и транзиторные ишемические атаки).

Шведские басту стали использоваться населением в основном для купания по европейскому образцу – без паровой бани. Отличия шведской общественной бани от финской хорошо видны на иллюстрации ниже: это и банщицы в бане, использование ванн для мытья и, разумеется, отсутствие в бане пара.

Шведские домовые и деревенские басту стали использоваться для обычного мытья без пара и для просушки  солода. Поэтому бани стали часто именовать «домиками для сушки», «домиками для солода» или «бревенчатыми домиками».  Исконные паровые бани сохранялись, пожалуй, только в провинции Даларна. А в Готланде возник особый вид сауны – чердачная, куда жар подавался по трубе из нижерасположенной кузницы или пекарни.

Паровая сауна вернулась в Швецию только в начале XX века в виде финской сауны. Однако, если финны могут париться в саунах при температурах до 100°C и выше, то шведы считают оптимальной температуру в сауне не выше 80 – 85°C [1].

  Комментарий автора:
1 Многие современные (2010 – 2014 гг.)  рекомендации и стандарты спортивной и военной   медицины  развитых стран устанавливают ограничение максимальной температуры в сауне при относительной влажности воздуха 5% в диапазоне 70 –82°C.  В тоже время отраслевые стандарты велнесс - индустрии Англии допускают температуры в сухих саунах до 100°C . В паровых банях максимальная допустимая температура гораздо ниже –  около 50 – 55°C. О медицинских причинах установки подобных ограничений мы поговорим во второй части книги.


Рецензии