Глава 44. О драме, которая никуда не ведёт
С чего же мы начнём? А давайте сразу я выложу первый козырь? Так неинтересно? А я всё равно выложу.
Смотрите, вы же помните про чередование циклов «улучшение — ухудшение»? Можем ли мы его хоть где-то нарушить? Кажется, что нет.
Сегодня Василий выиграл сто рублей в лотерею. А завтра снова выиграл, но уже двести рублей!
Скука, короче говоря, не хватает драмы.
Сегодня Василий выиграл сто рублей в лотерею. Однако их забрала его жена. Расстроился Василий и снова пошёл играть. И выиграл уже двести рублей.
Да, цикл «улучшение — улучшение» какой-то пресный. Однако давайте внимательно посмотрим на то, с чего вообще всё началось? Мы как будто бы что-то пропускаем. Но что? Ладно, нам вроде кажется, что мы пропускаем некоторое ухудшение. Сначала у Васи что-то потерялось. Или нет?
В принципе, своей жизнью Василий был доволен. Семья, дети, собака. Всё как у людей. Не то чтобы в жизни хоть что-то значимое происходило — в космос, например, Василий не летал. Впрочем, ничего незначительного тоже. Важные вещи — работа, свадьба, потом дочка родилась, тут как раз повышение дали, машину взяли. Так что жизнью своей Василий был вполне доволен.
А дальше мы вставляем наш эпизод про лотерею. Внимание, вопрос. С чего мы начали? Это возможность после улучшения или после ухудшения? С чего мы начинаем наш цикл? Кажется, что это какое-то нейтральное описание. Но подождите, мы тут, кажется, нарушаем некоторые правила. У нас же должна быть череда «улучшение — ухудшение».
Но где она должна быть? Видимо, только внутри повествовательного цикла, в остальном времени нам особо без разницы. Просто в силу того, что мы не хотим слушать про однообразную жизнь Василия.
Причём я тут замечу, что если бы жизнь была бы однообразно плохой, например, Василий — алкоголик, который перебивается случайными заработками, то что бы мы ожидали? Улучшения — Василий в конце концов возьмёт себя в руки и всем покажет. История успеха. Или, наоборот, ухудшения — Василий окончательно скатится на дно. Драма, по своей сути.
Но что мы пожелаем монотонно довольному Василию? Да пусть у него всё будет продолжаться. Он же доволен. Но как продолжаться? Монотонно. Да, вы правильно поняли. Мы можем стартовать из некоторого нейтрального положения. Но зачем?
А давайте немного поразмышляем. Что нам нужно делать, если это история об успехе? Василий должен заработать денег. Как? Желательно, чтобы новая сумма была сильно больше предыдущей. Сегодня сто рублей, завтра сто десять, потом сто двадцать. Скучно. Надо сегодня сто, завтра тысячу. А дальше ещё больше.
Но что произойдёт на долгом промежутке? Суммы будут уже какие-то нереальные. Блин, а что же делать? Притормозить. Получил, столько же потерял. Снова получил, столько же потерял. Развитие есть? Есть, динамика же, волнительно. А вдруг не потеряет? А вдруг получится? Ну вот же, эхх, ну почти. Ладно, завтра повезёт.
Основная идея тут в том, что завтра может несколько затянуться. На пару сезонов, например. Или пару книг. Возможно, что даже на целое поколение. Смотрели же, в конце концов, все «Санта-Барбару». Да, вы всё правильно поняли. Можно сделать развитие сюжета и, одновременно с этим, его остановку.
Но как это реализовано? Ничего — улучшение — ухудшение до уровня ничего. Или же ничего — ухудшение — улучшение до уровня ничего. Смотрите продолжение в следующей серии. Или сезоне. Хочешь сделать человеку хорошо — отбери что-то, а потом верни как было.
Иными словами, мы нашли очень интересную аномалию. Если в былине или эпосе мы как бы обязаны пройти через глобальный цикл либо улучшения до героя, либо ухудшения до смерти, то в бытовых жанрах мы вполне можем годами топтаться на одном месте.
Поэтому, если вы задумали что-то глобальное, то лучше не ускоряться слишком сильно. Если к концу первой книги герой у нас просто стал крутым, то дальше уже придётся играть в более серьёзные игры. Правителем? А дальше? Богом? А дальше? А дальше мы сливаем четвёртую часть. Просто потому что слишком разогнались. Впрочем, на второй можно было и закончить.
Не сильно лучше и жанр — герой предотвращает беду. Пожар в деревне погашен? Ну, для вступления годится. Дальше? Нечестивый правитель повержен? Ок, вторая книга. Враждебное государство пало? Принято. Дальше? Вторжение иноземной нечисти? Ок, отразили. Дальше? О том и речь, лучше закончить ничем, чем не знать, о чём писать дальше.
Но подожди, что же у нас будет дальше? А об этом, друзья мои, вы узнаете в следующей серии. Впрочем, ладно, раскрою ещё один секрет. Если мы прервались на очень драматическом моменте, то продолжать лучше с обыденного.
Палач занёс топор над головой героя? Конец серии? В следующей серии лучше начать с чего-то нейтрального. Потому что иначе нам нужно будет разгоняться. А это, как мы увидели, очень плохо сказывается на развитии. Особенно, если деньги уже выделили на несколько сезонов.
Впрочем, никто вам не запрещает писать и короткие романы. Благо вы теперь точно понимаете, в чём их разница. Ну а в следующей части мы рассмотрим с вами… Впрочем, пусть это подождёт до следующей части.
Свидетельство о публикации №225121101186