Быстро

Человек умирал.

Он уже не слышал и не понимал, что происходит вокруг него. Он весь растворился в той чудовищной боли, которая методично рвала его тело на части, кусок за куском.

А сквозь пелену боли перед мысленным взором проплывали картины прошлого, смешивая "тогда" и "сейчас".

Вот он маленький и его мать ставит его  в угол за провинность, которую он не совершал - и давняя обида, которая стала вдруг сегодняшней, затопила его меркнущее сознание.
Вот он впервые влюбился, а ей нравится другой - острое разочарование во всех и всем накрывает его с головой.
Вот он видит огромные, полные боли глаза девушки, которую он бросил беременной, побоявшись ответственности - ее чувство боли от предательства и страха поглотило его, смешавшись с его сегодняшним стыдом за себя.
Вот он приходит домой и видит свою жену в постели со своим другом - шквал омерзения, острого чувства предательства захлестывает его.
Вот он кричит, ругается на своего сына, понимая что срывает на нем свои неудавшиеся отношения с женой - и тонет в обиде ребенка за свою несправедливость и жгучем стыде за себя.
Вот он видит огромные глаза щенка, сидящего на обочине дороги с перебитой лапой - гаснущая надежда этих глаз и его собственное холодное равнодушие больно обжигают.
Вот он не смог, не захотел навестить больную мать и она умирает в одиночестве - чувство потери, боль материнской любви - он захлебывается запоздалыми слезами раскаяния.

Картины сменяют одна другую каким-то страшным, непрерывным калейдоскопом давно забытых чувств и эмоций - на свои накладываются чувства обиженных, униженных, недолюбленных им; тех, кому он не додал, не пожалел, не пришел на помощь.
Кошмар длился и длился и конца ему не было - душа корчилась и молила о прощении.

Потом сказали:
- Повезло - быстро умер.
Не мучился.


Рецензии
Вы просто обрушили на меня, как на читателя не физиологию умирания, а его экзистенциальную суть: боль, которая разрывает человека, оказывается не только телесной, но и нравственной.

Страшная мысль: мы не умираем в одиночестве. С нами умирают все те, чью боль мы причинили, чью любовь отвергли, чью надежду не заметили. Герой тонет не в своей агонии, а в "чувствах обиженных, униженных, недолюбленных им". Он ощущает боль матери, которую не навестил, поглощается страхом брошенной девушки, сгорает от стыда, который должен был чувствовать его сын. Это и есть тот самый ад — не пламя и смола, а абсолютная, невыносимая эмпатия, на которую при жизни у него не хватило душевных сил. Его равнодушие при жизни оборачивается катарсисом чувств в смерти, и в этом — жестокая ирония.

Финал — один из самых сильных литературных ударов, которые можно себе представить. Фраза "Повезло — быстро умер. Не мучился" звучит как леденящий душу абсурд. Она произносится извне, из мира живых, которые ничего не знают и не видят.

Рассказ короток, как последний вздох, и так же бездонен. Он врезается в память и остается там тихим, тревожным вопросом.

Алёна Сугробова   11.12.2025 21:50     Заявить о нарушении
Благодарю за содержательную, тонко и точно выраженную рецензию.
Вы абсолютно верно прочитали и прочувствовали.

С признательностью за понимание,
Юлия Ч.

Юлия Чернухина   11.12.2025 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.