Сапоги в океане

САПОГИ В ОКЕАНЕ
 
„Труд, в свободное от секса время,
облагораыхивает человека.“
 
Сталин+я
 
На Камчатку, как до того, в Саяны, на речку Бирюсу,на Мангышлак и Байкал я попал в погоне за длинным рублем, так как моего университетского образования в „совке“ едва хватало, чтобы не умереть с голоду. Поэтому многие люди с высшим образованием вынуыхдены были во время отпуска ?сколачиваться в артели или наниматься куда-нибудь , чтоб физическим трудом заработать хоть что-нибудь и ослабить удавку хронических долгов, душившую каждого, кто не хотел воровать. Даже ходил анекдот на эту тему
По дороге домой инженер Иванов инженеру Петрову
-что бы ты сделал , если бы выиграл миллион
-сначала роздал бы долги.
-а остальные
-остальные подождут.
Зот такой невеселый юмор характеризовал жизнь в „совке.“ И об этом нехудо бы вспомнить ностальгентам по „совку“ и колбасе за два двадцать.
В 1973 году, когда я посетил Камчатку, лету до нее из Москвы на ИЛ-18-м бзло восемнадцать часов полетного времени (с двумя посадками), а разница во времени девять часов. Вот и получилось, что, так как летели мы на восток, то за один этот полет мы дважды встречали восход!
Как толъко мы приземлилисъ, народ дружно устремился к выходу: в ИЛ-18 расстояние между рядами кресел было таким, что ты сидел скрючившисъ и поджав колени к подбородку. И так восемнадцатъ часов!? ОДНАКО! А внизу...
 
"Наши пограничники, славные ребята,
Трое вызвалисъ идти, а с ними каоитан."
Вот они то и ждали нас внизу, так как Камчатка в то время была напихана вооружением, как окопный солдат вошами и потому являласъ режимной зоной, для въезда в которую был необходим пропуск.
Устроившись в гостинице, первым делом пошел на берег Океана и всем нутром ощутил торжественность момента: МОИ САПОГИ СТОЯТ В ТИХОМ ОКЕАНЕ! Если двигаться все время прямо, то в некотором нескором будущем упрешься в Калифорнию! Величие момента подавляло меня, а красота окружающего пейзажа наводила на размышления и обобщения. Да если б капитан Кук добрался сюда, размышлял я, то ни в какие другие краины и не двинулся бы! Тут бы и "заночевал", тут бы его и съели местные туземцы по имени каряки. Как объяснил В.Высоцкий: "Хотели кушать и съели Кука." А капитан Джеймс Кук, замаринованный в черемше с цветками морского папоротника, под местный самогон-мировой закусон! Да еще в свете извержения Ключевской Сопки! O-O-O-O! Да Винсент Ван Гог от зависти заболел бы менингитом, переходящим алэсгеймер!
Размышляя подобным образом и преисполненный всеми этими переживаниями, вернулся в гостиницу, а тут меня уже поджидала не менее интересная история, поведанная мне дамой, с которой мы ранее общались еще в самолете, а теперь оказались и в одной гостинице. Правда, других то и не было, так что ситуация просто толкала нас к более тесному общению, где мы и оказались. 
Танечка (так звали мою новую подругу) поведала мне о странном поведении ее соседки по номеру, прибывшей в составе туристической группы на Камчатку, которая всегда была желанным местом для туристов благодаря обилию объектов, преставляющих интерес для осмотра. Конечно, главнешим из них была Долина Гейзеров, достойных аналогов которой сыскать было трудно., хотя на Камчатке были и другие объекты, термальные источники, например. Но Долина Гейзеров была "гвоздем" программы и поэтому ее, как правило, оставляли на дессерт. Так вот Татьяна поведала мне как накануне вечером, когда обе устроились отдыхать, соседка Люда стала проявлять некоторое беспокойство, переходящее в панику: лежа на спине она тщательно обследовала пальцами свой живот в нижней его части и при этом слышалось ее невнятное бормотание, в котором ничего нельзя было разобрать. Однако постепенно бормотание усиливалось и, прислушавшись, Таня услышала фразу, поразившую ее:
-что то я матки не нахожу!?
Фраза была настолько экстравагантной, что Татьяна сначала не поверила своим ушам. Однако, внимательно прислушавшись, с изумлением убедилась, что ей это не послышалось:
-ой, что то я матки не нахожу!? Наверное придется сойти с маршрута! 
-а что, срочно понадобилась что ли?, последовал естественный вопрос.
-да как Вы не понимаете, Я МАТКИ НЕ МОГУ НАЙТИ! Наверно придется сойти с маршрута,-голосом, полным неподдельного трагизма, произнесла соседка,
-а что, в данный момент без этого не обойтись?, продолжала вопрошать Татьяна
-Вы меня не понимаете или просто не хотите понять! Я МАТКИ НЕ НАХОЖУ! На этой трагической ноте и отошли ко сну.
А утром на вопрос Татьяны:
-ну что, нашлсь пропажа то, или гейзеры останутся без Вашего внимания?, последовал неожиданно резкий ответ:
-знаем мы этих гейзеров, глейзеров, рабиновичей и склифосовских!
Вот так решился вопрос с пропажей!
 
Познакомившись таким образом со столицей Камчатского Края, отправились к месту работ, а это поселок Октябрьский (бывший Микоян) на противоположном, западном побережьи полуострова, в устьи реки Большая. Причем сам город Усть-Большерецк, название которого должно было определять его местоположение, располагался километров на двадцать выше по течению реки и эти двадцать километров река текла параллельно берегу Охотского Моря, отделенная от него песчаной косой высотой полтора, и шириной в среднем метров.двести. А в конце этой косы и стоял означенный пос. Октябрьский и все понимали, что в случае серьезного сейсмического толчка в акватории Охотского Моря неизбежный ЦУНАМ смоет и людей и постройки к е... , этой самой матери и ни бежать некуда, ни укрыться негде! Так и жили мы все время пребывания в этом состоянии постоянной опасности. А все жители поселка постоянно живут в состоянии: авось пронест. И проносит! Пока!
Повторюсь: на дворе стоял 1973-й год. Год, когда в Чили генерал Аугусто Пиночет решил, по его же словам, "Вырезать раковую опухоль марксизма" и устроил государственный переворот в стране. ("Не питайте иллюзий о здоровье безвинно убиенного Сальвадора Альенде!") Советский народ тут же объявил о своем осуждении госпереворота в Чили и выразил свой массовый протест в частушке:
 
Моя милка сексопилка
И поклонница минета,
Всей семьею осуждаем
Генерала Пиночета
 
Нашим строительным объектом, куда в погоне за длинным рублем мы приехали, оказалась недостроенная двухэтажная баня, за которую, как нам стало известно почти сразу, один раз уже заплатили то ли армянам, то ли татарам и, следовательно, нам тут ловить нечего. Но и отказаться мы не могли, так как нам бы не оплатили дорогу, а это ой-ей.ей! Положение было безвыходным. В судорожной попытке спасти положение я попытался найти работу в другом месте: пересек Охотское Море, долетев до Магадана и проехался по Колымскому Тракту через поселки Дебин, Ягодное, Геолог, Сусуман, аж до Синегорья, но все безрезультатно: везде, в том числе и в Синегорьи, o котором было много звона во всех СМИ, уже было один раз заплачено! В "совке" это было модно. 
Пришлось примириться с потерей длинного рубля и находить моральное утешение в том море экзотики, в которое изменчивая судьба заставила нас окунуться.
А впечатлений, конечно, была уйма: быт и нравы на Камчатке значительно отличались от привычных на Большой Земле норм. Бросалось в глаза, что здесь были совсем другие деньги: наш крановщик, например, на своем автокране зарабатывал со всеми северными надбавками ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ рублей в месяц! Это в то время, когда я со своим университетским дипломом,"куска не досыпая, ночей не доедая", горбатился на оборону любимой Родины за СТО СОРОК! рублей в месяц! ОГНАКО! 
Если в магазине появлялся новичок, недавно прибывший с Большой Земли, и, размахивая рублем, пытался найти второго и третьего, то первый попавшийся человек из очереди тут же давал ему пятерку со словами: "Уйди отсюда!" Заметно было и то, что все старались жить по принципу: "Обмани ближнего, ибо он онманет тебя и возрадуется и при этом не забудь далЬнего, ибо он может к тебе приблизитЬся!"
Я уже упоминал об эмоциях, охватывающих человека, когда твои сапоги стоят в Тихом Океане.Сформулировать весь комплекс этих ощущений очень трудно и я не берусь. Очевидно одно: НЕПОВТОРИМОСТЬ мгновения! На мой взгляд, оно возникает в жизни каждого человека всего несколько раз за всю его жизнь. Это чувство возникает, когда стоишь на мосту через Босфор, а ниже тебя на полторы сотни метров по проливу проходит корабль, или когда твои сапоги стоят в Карском Море или омываются струями речки Колымы! Бывшим шурином клянусь! Ведь мы нередко слышим, как какой-нибудь киногерой, стараясь убедить нас в своей правдивости, рвет на груди рубашку с воплем: "Мамой клянусь!" Но ведь мама есть у каждого, а шурин, да еще бывший много реже! Следовательно, и клятва моя много ценней!
"Теперь позвольте пару слов без протокола": это я о рыбалке на Камчатке. Не знаю, как сейчас, но во времена, когда "всей семьею осуждали генерала Пиночета" рыбы там было не просто много, а очень много! Сам, стоя на мостике через небольшую речушку, наблюдал, как прямо под мостиком в струе стояла и кормилась стая чавычей метра по полтора каждая. Соответственно и методы любительского лова были нехитрыми: на толстую леску привязывали большой тройник с грузом и багрили, то есть забросив эту снасть в реку или в море, рывками вытаскивали ее и вероятность зацепить рыбу за бок, за голову или хвост была близка к единице. Конечно это было варварство, так как много рыбы было поранено и тем самым обречено на гибель, но не выловлено. Однако такова была реальность.
"А напоследок я скажу": нередко с киноэкранов (опять же) мы слышим фразу, типа: "Я в это время под Магаданом (или под Воркутой) лес валил!" Авторитетно заявляю: это вранье! Бывшим шурином клянусь! Ни там, ни там ни леса, ни тайги нет! Там карликовая растительность, СТЛАННИК. Я там был.
 
Григорий Русин , Мюнхен, февраль 2025


Рецензии