Славянские истоки в колыбельных песнях

***

Как это не удивительно, но в основе наших отношений с миром, лежит музыка.
Люди и весь мир вокруг живые и вибрационные.
Мы входим в резонанс друг с другом с помощью музыки природы, которая заложена в нас с самого рождения.

Если совсем немного погрузиться в свои воспоминания, то окажется, что каждый шаг нашего жизненного пути сопровожден музыкой.
Все самые главные и знаковые события нашей жизни мы можем свести в единую музыкальную ткань и буквально вспомнить по мелодиям:
например, сказать, - а вот под эту музыку я познакомилась со своим любимым, а вот под эту музыку я танцевала на выпускном, а под эту - мы прыгали под елкой в детском саду, а эту песню я пела на концерте и получила овации и восхищенные взгляды! и т.п.
У каждого своя музыка и свои воспоминания!

Музыка, как проводник между человеком и миром. Она бывает разной, и как камертон вашего настроения на данную минуту, будет резонировать, определенным образом сонастраиваясь с миром…

Это так, но главным музыкальным истоком на все времена является - КОЛЫБЕЛЬНАЯ.

Это удивительная песня, при прослушивании которой, замедляется сердцебиение, а когда замедляется сердцебиение, замедляется дыхание, и ребенок, при первых же звуках колыбельной тут же расслабляется, и сладко засыпает в руках матери, качающей его, как в ложе, подобно тому, когда ребенок был в её животике, даже на том же самом месте, только теперь с внешней стороны.

Малыш тут же входит в резонанс с маминым голосом, ощущая безмятежность и покой, которые ему знакомы еще с 18-й недели.

История колыбельных песен насчитывает века, и в стародавние времена, в такие песни вкладывали гораздо большее значение, нежели сейчас.

Колыбельная песня всегда представляла собой особый пласт культуры и фольклора народа.
Она выполняла важную воспитательную функцию. Посредством колыбельных ребенку сообщались знания об окружающем мире, о Вселенной, о жизни народа и его будущей судьбе.
Из слов и песенных образов складывались картины быта.

И, если заглянуть в прошлое, то мы узнаем, что помимо общих убаюкивающих напевов про котиков, птичек и пр., были колыбельные которые мать пропевала для каждого ребенка индивидуально, впевая в неё, с помощью определенных слов, модель доброй судьбы для своего малыша:

Баю, баю, баю бай
Спи сыночек засыпай
Знаю вырастишь большой с доброй, светлою душой…

...и про успех, верных друзей, спутницу жизни, которую выберет сын.

Таким образом, мать закладывала жизненный путь, который она желала своему чаду, как бы программируя ребенка на счастливое будущее.
Колыбельная песня становилась защитой для него на всю жизнь.

И тут важно, очень важно! сказать о состоянии самой матери, в котором она поет колыбельные.
Должна произойти вселенская сонастройка между матерью, ребенком и этим миром.

Важно, чтобы мама пела колыбельную песню на особом дыхании, которое соотносится с ритмом дыхания малыша, и даже их сердца бьются в этот момент в унисон.
Напетые в таком состоянии ее слова о спокойствии, любви и будущем счастье звучат для малыша наиболее формирующими.

Старинные русские колыбельные пелись в момент полудремы ребенка, когда он как бы находился между двумя мирами. И это не с проста.
Современные психологи комментируют этот факт следующим образом: в это время открыто подсознание, тело ребенка расслаблено, он сосредоточен на голосе матери. Это состояние сродни гипнозу.

Традиционные старинные русские колыбельные уносят в будущую жизнь тех времен. Ребенок засыпал, а перед ним проносится целый мир с его радостями и горестями, трудностями и возможностями их преодолеть.
Мать пела о взрослых обязанностях, умениях и навыках, которые предстоит освоить.

«...Ушел отец за рыбою
Мать пеленки стирает
Дедушка – дрова рубит
Брат ушел царю служить
Он ушел молодой,
А вернется с бородой».


«Спи-тко, миленькой
Да спи, любименькой
Уж ты внучатко моё,
Да ты прекрасно-дорого
Да ты прекрасно-дорого
Моя жемчужинка
Ты спи-тко, дитя
Да ты покрепче спи
А родитель твоя -
Она уйдет от тебя
На работушку.
Чтобы вас пропитать
Да чтобы вас прокормить
Надо хлебушко убрать
Да на коровку накосить.
Надо сенце да соломушку,
Чтобы коровушки доили,
Молочко-то вам-то было.
Баю-баю, баиньки,
Спи-тко, милый заюшко,
Да спи-тко
Да вы ведь сытеньки,
Да накормлены,
Да вы ухожены,
Да вы в люльку
Да спать повалены».

Малыш на подсознании усваивал, каким он должен стать. Он получал необходимую силу и знания.

«Баюшки-баю..
Спи по ночам,
Расти по часам
Вырастешь велик
Будешь в золоте ходить
Нянюшке, мамочке
Обновочки дарить
Красным девицам
По ленточке
Нянюшки, мамушки,
Качайте дитя...»

Поскольку в колыбельных говорилось о будущей судьбе, существовали отличия в пении девочкам и мальчикам.
И тех, и других готовили к выполнению своих ролей, предъявляя разные требования к ним в дальнейшем.
Мальчику нужно расти сильным и смелым, храбрым воинами защитникам - богатырём, защищать землю свою от врага.
А девочка должна заботиться о доме, муже, воспитывать детей. Все это находило отражение в воспитании и в песнях.

Еще одна особенность, отличающая настоящие колыбельные – мелодия и звучание. Ведь помимо воспитания, формирования представлений о мире и жизни, у них есть важная функция – убаюкать малыша.
Тихое, плавное звучание, идущая по кругу мелодия прекрасно справляется с этой задачей.

Современные колыбельные имеют красивое звучание. Дети часто слушают их с удовольствием. Но засыпают не всегда.
Конечно, в наше время, при дефиците времени, психологи рекомендуют в виде альтернативы, классические произведения Моцарта, Брамса... и это действительно прекрасно, и играет огромное значение в музыкальном воспитании ребенка, но к маминой колыбельной не имеет никакого отношения.

Существуют даже прекрасные колыбельные, записанные на студиях, которые специализируется на колыбельных.
Там используют те музыкальные инструменты, которые помогают ребенку безопасно воспринимать музыку: колокольчики, ксилофоны, металлофоны, треугольники – всё звенящее, затем подключаются струнные, учитывается, что  далеко не все инструменты малыш воспринимает в этом возрасте
Но… это никогда не заменит мамино пение

Еще один интересный факт, что колыбельные можно и нужно петь не только детям, но и взрослым (которые всё равно дети).
К сожалению, у нас в стране, много людей не до-баюканых, не до пестованных в детстве.
Психологи уверяют, что пропевая колыбельные друг другу, взрослые получают замечательных результат.


Рецензии